Добил вчера этот опус.
Надо сказать, что до последних глав я даже начал думать, что зря наехал на Солонина, что он исправился, собирался принести извинения.
Увы, финал (лично меня) разочаровал. На самом деле 4/5 книги набито либо очевидными фактами, либо описаниями событий, не имеющих достаточно фактографического материала для однозначной интерпретации. В связи с чем автор волен в оставшихся 20% книги обосновывать ими свою версию событий лета 41го, которая (как я и предполагал) так и не изменилась (с момента опубликования статьи "Куда улетели сталинские соколы?" и книги "Бочка и обручи"). Звучит она так: бОльшинство советских людей, военных, дававших клятву защищать граждан своей страны, были законченными подонками, торопившимися удалиться из зоны боевых действий, бросавших исправную технику и оружие, оставлявших без помощи и прикрытия тех немногих, кто решил сражаться до последнего.
Надо сказать, качество подготовки у Солонина радикально улучшилось, серьезных ляпов нет, те, которые есть - замаскированы.
В частности, его теория, о том, что самолеты на земле поразить гораздо сложнее, чем в воздухе. Он хорошо подобрал примеры, на основе которых делает далеко идущие выводы. Однако практика показывает, что авиацию противника все стремятся проредить, пока она не взлетела. Почему?
Во-первых, летающий вооруженный самолет сам опасен, к нему не со всякой стороны зайти можно. Во-вторых, со взлетевшим самолетом наде еще встретиться: небо - оно большое. Все летали, все знаем, что и в ясную-то погоду самолет надо разглядеть суметь на расстоянии в пару километров. А на перемешанном в кашу фронте в сотни километров, рассредоточенные по высоте и во времени самолеты могут сотнями летать и не видеть друг-друга. В третьих - в воздухе к противнику можно (на тот момент было) доставить не всякий боеприпас, максимум РС-82.
А вот на земле самолет беспомощен (ну бомберы еще с верхними турелями могут огрызнуться). Попытка взлететь привлекает внимание (и огонь). Кроме того - на площади в десяток квадратных километров находятся не только несколько десятков самолетов, но и техперсонал, и горючее и боеприпасы и куча всего того нужного, чтоб самолет смог взлететь и вести бой. А вот доставить сверху можно много чего неприятного. Например бомбы, осколочные, калибром всего в 100 кг дают радиус сплошного поражения 35-40 м, т. е. даже серьезный промах не спасает от повреждений. Да и на бОльших дистанциях шанс повредить осколками хоть что-нибудь весьма велик.
Кроме того, существовали уже кассетные боеприпасы и устройства сброса мелких зажигательных бомб и самовоспламеняющихся составов. Упоминания пехоты и танкистов о применении подобных составов немцами есть, хотя я толком не изучал что там Люфтваффе могли применить. У нас были гранулированный фосфор и КС. Такие средства поражения накрывают до гектара.
Разумеется, и немцы ошибались, есть и фотографии аэродромов с мягким грунтом, по которым отбомбились фугасами - воронки глубокие, но небольшие и повреждений самолетам нет.
Если аэродром прикрыт ПВО как надо - один-два захода и пора и честь знать, могут и пристреляться. А вот если ПВО нет, то тут даже несчастный истребитель Bf-109E-7 может порезвиться вволю. Когда не мешают, можно бить прицельно, 1-2 снаряда на мишень вроде бы немного, но ведь больше и не надо! Потому, что после налета техники обязаны провести осмотр и проверку всех назначенных к взлету самолетов. Ведь любая пуля, любой осколок, размером со спичку, может оказаться именно там, где он совершенно в полете не нужен. Т. е. придется потратить время на осмотр двигателя, баков, тяг управления, качалок, оружия и патронных ящиков. Кое-что и разобрать придется, при малейшем подозрении. А уж если обнаружились повреждения - их еще ведь и чинить надо... И не все они заплатками лечатся, которые еще под прессом выдержать надо.
Ну и про авиационное минирование (SD-2), тоже забывать не надо. Да, опасно было с ними летать, но командование Люфтаффе в те дни вряд ли сильно считалось с пожеланиями пилотов. Во всяком случае упоминаний об их применении достаточно.
Так что налеты на аэродромы - дело благодарное, а в тех условиях - тем более. Где-то ВВС сумели опомниться и нашли методы борьбы, где-то нет.
Но самое главное - Люфтваффе сумели дать фору Вермахту и пока дезорганизованное командование РККА гоняло свои войска впустую, обеспечили прорыв фронта.
Прорыв - это не стрелка на карте, а несколько пригодных к переброске войск дорог (или участков местности, где можно быстро накатать грунтовку) с захваченными или наведенными переправами (рек у нас много), по которым, "прокалывая" танками наспех организующуюся оборону (наличие в районе какой-нибудь деревни полка не означает, что он готов отразить удар танкового батальона, пусть и на таратайках Pz.Kfw.II), одна за другой проходят пехотные дивизии. На участках в 5-6 км (в среднем расстояние между населенными пунктами в западной части СССР) как раз и создавался перевес в несколько раз. И то, что на фронте армии перевес был незначительным - дела не меняло. Пробили коридоры, обошли - все, противник должен сдаться. Так в Европе воюют.
Ан, нет, азиаты хитрые, сдаваться сами не хотят, пришлось обронять коммуникации и зачищать тылы. Но по лесам и болотам русские тяжелую технику и вооружение не протащат, так что и пехоты хватит. Главное - тылы, склады и аэродромы захватить. Вот их и захватывали. Вместе с самолетами, которые БАО не могли эвакуировать и обязаны были уничтожить.
Наверняка были случаи оставления аэродромов (как и складов и населенных пунктов) без реальной угрозы, лишь на основе слухов о десантах в тылу. Солонин пренебрежительно к ним относится (пост-фактум зная, что десантов не было), а зря. Если сейчас прибегут соседи сообщат, что американский спецназ выбросился с парашютами в Сергиевом Посаде, Жуковском и Кашире - много ли народу пренебрежительно к такому отнесется? Кто из обитателей местности внутри МКАД знает какова на самом деле численность спецвойск США и хватит ли их на то, чтоб хотя бы основные магистрали перекрыть?
Вобщем, ИМХО, книгу читать можно, но лишь тем, кто верит в то, что их деды больше всего на свете боялись за свою шкуру и за Родину воевать не хотеши, шли на убой лишь под стволами энкавэдэшных пулеметчиков. Прочим - тоже можно, но конец книги - попахивает уж очень явно...