Алексей Костенко (А.Г.К)
Я люблю строить самолеты!
Двигатели Дейц выпускали в Горьком и устанавливались на дизельные газоны. Ещё один завод был толи в Павлодаре, толи Кустанае, сейчас уже не помню. Волгоградский моторный завод спроектировал V-образную восьмёрку под маркой В-150. Двигатель должен был устанавливаться на трактор ЛТЗ-145. Я разрабатывал компоновку дизеля В-100, рядная шестёрка. Один двигатель сделали, испытывали на тракторе ВТ-100 в Зернограде. Все движки воздушники. Руководство завода планировало перейти на водянки этой размерности т.е. ф105х120. Я работал компоновщиком, водянкой тоже пришлось заниматься. Двигатели делались на базе поршневой Дейц, которая выпускалась в Горьком. Затем Каданников уничтожил горьковский дизельный завод, оборудование выкинули на металлолом. Наш завод обанкротили молодые "эффективные менеджеры" присланные из Москвы. Сейчас завода нет вообще.А на Магирусах, которые были основным транспортом в постройке БАМа, никаких заметных проблем с дизелями-воздушниками, не замечено. Более того, планировался даже лицензионный выпуск в СССР.
В Якутии я принимал участие в испытаниях тракторного дизеля В-500, воздушного охлаждения. Испытания были сравнительные, вместе испытывались тутаевские дизеля ЯМЗ-850 и чебоксарские MTU. Нашему воздушнику "ловить" было нечего по сравнению с водянками. Воздушник навязали нашему заводу в приказном порядке. В министерствах всегда сидели самые вумные. Фирма Дейц сейчас выпускает только маленькие воздушники, производство мощных свёрнуто. Двигатель воздушного охлаждения всё таки авиационный двигатель.