Крамаренко Сергей Макарович. Против «мессеров» и «сейбров» (ДИАЛОГИ О ТЕХНИКЕ ПИЛОТИРОВАНИЯ)

apiskarev сказал(а):
Вот вам подсказка, это тестовый вопрос FAA из программы подготовки пилотов-планеристов, которые, как известно, проводят очень много времени находясь именно в вираже. Этот вопрос внесен в тест, чтобы убедиться, что обучаемый усвоил СМЕНУ ФУНКЦИЙ рулей, которая ИМЕЕТ МЕСТО БЫТЬ!
apiskarev сказал(а):
В каком положениии (в смысле где) будет находится ручка управления при непрерывном левом повороте со стандартным креном в 30 градусов
Если в этом вопросе  под словами "непрерывный левый поворот" понимается координированный левый вираж (разворот) с постоянной высотой и скоростью, то РУС будет отклонена несколько правее продольной вертикальной линии, проходящей через середину сиденья пилота, при условии, что основание РУС тоже проходит через проекцию этой самой вертикальной линии.
А теперь у меня вопрос. Как Вы будете сохранять постоянство высоты и постоянство скорости при выполнении предельного по тяге виража с креном 70-80 градусов? Иными словами, какие управляющие действия и какими органами управления Вы будете совершать для поддержания постоянства скорости, и какие для поддержания постоянства высоты?
 
apiskarev сказал(а):
Смотря что под этим Вы понимаете. Здесь две системы координат - одна относительно самолета, а другая относительно поверхности земли. Относительно самолета абсолютно без разницы в каком положении он находится. Как рули работали, так и будут работать. Руль высоты перемещает нос самолета либо в сторону потолка, либо в сторону пола самолета. Руль направления перемещает нос либо в сторону одного крыла, либо другого. Все.Но поскольку пилоты летают и ориентируются относительно земной поверхности и ориентация идет относительно горизонта, то тут уже ситуация меняется. При горизонтальном полете все остается точно так же, как и в системе координат самолета. Ручка на себя - нос идет выше горизонта, от себя - ниже. Педали перемещают нос в горизонтальной плоскости параллельно горизонту. При вираже ситуация меняется.Вот Вы встали в вираж с креном в 60 градусов и Вам надо переместить нос параллельно горизонту. Чем Вы его перемещать будете?Это тот самый вопрос, на который товарищ B.A.I. не смог ответить - чем контролируется радиус поворота?В том же вираже Вам надо поднять нос выше горизонта. Чем вы его поднимать будете?Вот это ЛЕТАЮЩИЕ товарищи и понимают под переменой рулей.

Вы, безусловно правы, в аэродинамике чаще всего принято рассматривать процессы в двух системах координат, но только та система которую Вы называете "относительно поверхности земли", рассматривается не в аэродинамике, а в самолётовождении, или, если угодно, в навигации. В аэродинамике две наиболее часто используемые системы координат называют скоростной и связанной. Чем они отличаются друг от друга, прочтёте здесь http://warssau-aero.hut2.ru/g2/31.htm .
Теперь о рулях. Руль высоты предназначен для изменения угла атаки, который, в свою очередь, в условиях безсрывного обтекания изменяет нормальную перегрузку. (нормальной перегрузка называется не потому, что есть ещё какая-то перегрузка "ненормальная" , а потому, что она характеризует силы направленные по оси Y в связанной системе координат, т.е. по нормали.). Вы же пишете о том, что если взять РУС на себя, с-т поднимет нос. Возникает вопрос: Если Вы выполните полубочку из ГП и возьмёте РУС на себя нос пойдёт вверх или вниз, относительно горизонта?
Руль направления предназначен для управления скольжением и создания боковой перегрузки. При левом крене 90 град. дача правой ноги приведёт к возникновению левого скольжения. В некотором частном случае это может приподнять нос выше горизонта, но, как правило, при сохранении такого крена, ненадолго.
Теперь о терминах. Вы пишете:"Руль высоты перемещает нос самолета либо в сторону потолка, либо в сторону пола самолета. Руль направления перемещает нос либо в сторону одного крыла, либо другого. Все." Ну точно, умри - лучше не скажешь. По поводу потолка и пола сильно отдаёт верпильным сленгом, а что касается крыльев, то в самом деле, у бипланов их два, у трипланов их даже три, в сторону которого нос будет отклоняться? На всякий случай, хочу Вас просветить. У самолётов монопланов одно крыло. Правда есть в хвостовой части фюзеляжа ещё одно. Поменьше. Так это не крыло. Это стабилизатор.
Для перемещения "носа самолёта по горизонту" в любом вираже или развороте используется составляющая подъёмной силы Y*sin угла крена. Грамотно это называется разворот в горизонтальной плоскости. Кстати, если говорить о "контролировании радиуса поворота", надо полагать Вы имеете ввиду радиус разворота в горизонтальной плоскости, если это так, то этот самый радиус, при выполнении разворота (виража) в горизонтальной плоскости прямо пропорционален составляющей Y*sin крена и обратно пропорционален квадрату скорости. Что уж Вы предпочтёте изменять в том или другом случае, это своим решением.

И ещё. Открою Вам один секрет. Только не рассказывайте никому о нём в Северной Каролине. Перемены рулей не существует. Вот просто нету её и всё тут.
 
:IMHO
 

Вложения

  • prosadka.jpg
    prosadka.jpg
    30 КБ · Просмотры: 182
Сергей Макарович Крамаренко умер на 98-м году жизни

Крамаренко родился 10 апреля 1923 года в селе Калиновка Роменского района Сумской области. В 1940 году поступил в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе. В марте 1941 года был призван в армию, окончил Борисоглебское военное авиационное училище летчиков в июле 1942 года, после чего был направлен в 1-й запасной истребительный авиационный полк. С августа 1942 был летчиком 523-го истребительного авиационного полка 1-й воздушной армии Западного фронта. За время Великой Отечественной войны выполнил 52 боевых вылета.
С апреля 1951 года участвовал в боевых действиях в Корее. За 11 месяцев боев выполнил 104 боевых вылета, провел 42 воздушных боя, одержал 13 личных побед. Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Крамаренко было присвоено звание Героя Советского Союза. Уволился в запас в 1981 году.
Вечная память
 
Вот был герой, настоящий боец................
 
Назад
Вверх