Всем привет. К сожалению тема эта не очень весёлая, так что восклицательных знаков ставить не буду. Начать её меня побудила очередная катастрофа, в расследовании которой я принимаю участие в составе комиссии МАК. Сам я бывший линейный пилот, а значит априори существо осторожное и даже отчасти трусоватое, но склонное к расчёту и анализу.
В общем разбирая по костям (в буквальном смысле) четвертую по счёту катастрофу, побывав разок в катастрофе сам, изучив подробно отчёты ещё десятка и насмотревшись на приличное количество АП, попавших (и не попавших) в официальную статистику невольно начинаешь анализировать и находить закономерности. А закономерности есть. Сразу оговорюсь, что в этом опусе я рассматриваю только самолёты, не влезая в другие виды ВС. Однако эта категория всё же самая многочисленная. Не хочу здесь останавливаться на частностях и обсасывать нюансы, остановлюсь на главном.
В принципе все происшествия легко делятся на 2 основных категории:
1. Остановился мотор (лопнул коленвал, кончилось топливо, развалился горшок и т.д). Пилот охренел, но собрался, не допустил критической потери скорости и посадил самолёт. На поле, на дорогу, на лес, на воду, в канаву, дерево или даже провода. Вылез (выплыл), отряхнулся, охренел ещё раз, матюкнулся, посмотрел на останки самолёта и пошёл искать, как бы их эвакуировать.
2. Пилот допустил потерю скорости и сорвался в штопор. Причин может быть миллион - неумелый пилотаж, неучёт конкретных условий (всегда вот прокатывало, а при конкретной температуре/загрузке/заправке уже не срослось), да просто обычная невнимательность. Как правило всё это происходит на малой высоте, когда запаса для вывода уже нет и никакое супермастерство и гиперреакция уже никого не спасут. Итог - раздавленные грудные клетки, мозги на приборной доске и прочие не очень живописные последствия.
И вот я заметил, что между двумя этими крайностями практически ничего нет. Все подсмотренные мной происшествия попадают в эти две категории.
В гаишной рекламе обычно говорят, что скорость убивает. Но это не совсем так - убивает масса умноженная на отрицательное ускорение. А в нашем случае так вообще, скорость=жизнь. Поэтому совет здесь простой. При полёте на малой высоте (взлёте, заходе на посадку, весёлых покатушках) ни в коем случае нельзя допустить потери скорости ниже скорости сваливания для данных условий полёта. Если вы встретитесь с землёй в горизонтальном полёте на скорости, близкой к посадочной, то шансов остаться живым и здоровым у вас вагон, даже при самых неблагоприятных условиях. Посадочные скорости у нас малы, а самолёты легко мнутся, поглощая кинетическую энергию. Особенно безопасны лодки и как ни странно пластиковые "мыльницы". Спассистема помогает даже при частичном раскрытии и на малой высоте, но для этого тоже надо чтобы самолёт находился в нормальном полётном положении, а не падал в штопоре. При попадании в штопор на малой высоте вам не поможет ни что.
Ещё я заметил, что в статистику катастроф довольно часто попадают опытные пилоты (ну или считающие себя таковыми). По большей части это ветераны ВВС, ДОСААФ или их воспитанники и даже пилоты-испытатели. Возможно это наследие советской системы, когда человека ограничивала не самодисциплина и понимание процесса, а командир с матюгами сверху. Возможно просто они менее опасливо относятся к пилотажу, чем "гражданские" пилоты. В общем не знаю причины доподлинно, но статистика неумолима.
Но это лирическое отступление, а в пилотировании есть ещё один важный момент. В некоторых руководствах (у Цессны например) даже указаны скорости сваливания в зависимости от угла крена. Но это конечно некоторое упрощение - в данном случае рассматривается установившийся (без потери высоты) вираж, и крен является лишь производной от перегрузки. На самом деле скорость сваливания зависит именно от перегрузки, чем больше перегрузка - тем выше скорость сваливания. Простой пример - попробуйте нагрузить свой самолёт двойным весом и с ним взлететь, на какой скорости у вас это получится? А ведь двойную перегрузку в полёте достигнуть сравнительно легко, резко взяв штурвал на себя даже в горизонте.
Не знаю, всем ли понравится мой специально предельно упрощённый анализ, но надеюсь он заставит кого-то задуматься о том, что настоящая безопасность в принципе не требует от вас ничего особенного, кроме соблюдения простых и понятных правил. Законы физики работают неумолимо, независимо от настроения, красоты наших погон и нашего отношения к ним. Желаю всем осознанно-безопасных полётов.
.
В общем разбирая по костям (в буквальном смысле) четвертую по счёту катастрофу, побывав разок в катастрофе сам, изучив подробно отчёты ещё десятка и насмотревшись на приличное количество АП, попавших (и не попавших) в официальную статистику невольно начинаешь анализировать и находить закономерности. А закономерности есть. Сразу оговорюсь, что в этом опусе я рассматриваю только самолёты, не влезая в другие виды ВС. Однако эта категория всё же самая многочисленная. Не хочу здесь останавливаться на частностях и обсасывать нюансы, остановлюсь на главном.
В принципе все происшествия легко делятся на 2 основных категории:
1. Остановился мотор (лопнул коленвал, кончилось топливо, развалился горшок и т.д). Пилот охренел, но собрался, не допустил критической потери скорости и посадил самолёт. На поле, на дорогу, на лес, на воду, в канаву, дерево или даже провода. Вылез (выплыл), отряхнулся, охренел ещё раз, матюкнулся, посмотрел на останки самолёта и пошёл искать, как бы их эвакуировать.
2. Пилот допустил потерю скорости и сорвался в штопор. Причин может быть миллион - неумелый пилотаж, неучёт конкретных условий (всегда вот прокатывало, а при конкретной температуре/загрузке/заправке уже не срослось), да просто обычная невнимательность. Как правило всё это происходит на малой высоте, когда запаса для вывода уже нет и никакое супермастерство и гиперреакция уже никого не спасут. Итог - раздавленные грудные клетки, мозги на приборной доске и прочие не очень живописные последствия.
И вот я заметил, что между двумя этими крайностями практически ничего нет. Все подсмотренные мной происшествия попадают в эти две категории.
В гаишной рекламе обычно говорят, что скорость убивает. Но это не совсем так - убивает масса умноженная на отрицательное ускорение. А в нашем случае так вообще, скорость=жизнь. Поэтому совет здесь простой. При полёте на малой высоте (взлёте, заходе на посадку, весёлых покатушках) ни в коем случае нельзя допустить потери скорости ниже скорости сваливания для данных условий полёта. Если вы встретитесь с землёй в горизонтальном полёте на скорости, близкой к посадочной, то шансов остаться живым и здоровым у вас вагон, даже при самых неблагоприятных условиях. Посадочные скорости у нас малы, а самолёты легко мнутся, поглощая кинетическую энергию. Особенно безопасны лодки и как ни странно пластиковые "мыльницы". Спассистема помогает даже при частичном раскрытии и на малой высоте, но для этого тоже надо чтобы самолёт находился в нормальном полётном положении, а не падал в штопоре. При попадании в штопор на малой высоте вам не поможет ни что.
Ещё я заметил, что в статистику катастроф довольно часто попадают опытные пилоты (ну или считающие себя таковыми). По большей части это ветераны ВВС, ДОСААФ или их воспитанники и даже пилоты-испытатели. Возможно это наследие советской системы, когда человека ограничивала не самодисциплина и понимание процесса, а командир с матюгами сверху. Возможно просто они менее опасливо относятся к пилотажу, чем "гражданские" пилоты. В общем не знаю причины доподлинно, но статистика неумолима.
Но это лирическое отступление, а в пилотировании есть ещё один важный момент. В некоторых руководствах (у Цессны например) даже указаны скорости сваливания в зависимости от угла крена. Но это конечно некоторое упрощение - в данном случае рассматривается установившийся (без потери высоты) вираж, и крен является лишь производной от перегрузки. На самом деле скорость сваливания зависит именно от перегрузки, чем больше перегрузка - тем выше скорость сваливания. Простой пример - попробуйте нагрузить свой самолёт двойным весом и с ним взлететь, на какой скорости у вас это получится? А ведь двойную перегрузку в полёте достигнуть сравнительно легко, резко взяв штурвал на себя даже в горизонте.
Не знаю, всем ли понравится мой специально предельно упрощённый анализ, но надеюсь он заставит кого-то задуматься о том, что настоящая безопасность в принципе не требует от вас ничего особенного, кроме соблюдения простых и понятных правил. Законы физики работают неумолимо, независимо от настроения, красоты наших погон и нашего отношения к ним. Желаю всем осознанно-безопасных полётов.
.