Около 10 лет летаю на СЛА и за это время в кругу моих знакомых шестеро пилотов получили разной тяжести травмы поясничного отдела позвоночника. Во многих случаях повреждения ЛА были незначительными. Во всех случаях присутствовало типичное для мотодельты «кресло» из двух ремешков, дощечки и паралоновой седушки. Во всех случаях возникало повреждение L4-5 или L5-S1. Причины происходящего мне были понятны, посему на моем аппарате давно установлено кресло МИ-2. Но недавно попался я сам. Облетывал крыло, ( не на своей тележке) оно оказалось слегка «калечным». Сел, о грубо на три колеса в положении корпус наклонен вперед, руки вытянуты , ноги на довольно высоко расположенных педалях. В момент удара о полосу ремни приняли форму дуги, в результате аппарат не поврежден , а у меня повреждение межпозвоночных дисков. Вот почему я решил «взбодрить» тему пилотских кресел.
Повреждения тел поясничных позвонков (или дисков - кому как повезет) возникает в момент осевой нагрузки на позвоночник и одновременном его сгибании кпереди – удар снизу-спереди. Ситуация типична для «втыкания» в землю носовой стойкой, особенно когда пилот мотодельты до последнего момента пытается её выровнять по тангажу. При этом передние части тел позвонков сдавливают друг друга, возникает компрессионный перелом тела позвонка и (или) повреждение межпозвоночных дисков. По мнению моих коллег травматологов и вертебрологов лучшей конструкции чем типичное кресло СЛА на ремешках для этого не придумаешь. Оно при ударе вытягивается в дугу, способствуя сгибанию в поясничном отделе, и не амортизирует осевую нагрузку. Что делать? Нужно жесткое кресло. Но я просмотрел предложения о продаже пластиковых сидений (нужно на тележку сына) и выяснил, что они все действительно трамвайные или сделаны по образу последних такая конструкция обеспечивает безопасность пассажиров трамвая которые редко падают с высоты.
Все это изобретено и реализовано в самолетных алюминиевых креслах. Как образец сидения АН-2 или МИ-2. Смысл в том, что при ударе тело опускается книзу из-за плавно переходящей в основание кресла спинки, амортизируясь при этом расположенной в глубокой (12-14см) чашке сидения алюминиевой емкостью, которая сама может смещаться кпереди и вверх и сминаться. Сгибание в поясничном отделе и осевая нагрузка ограничиваются.
Большое значение имеет регулировка ремней. Плечевые ремни не должны быть слишком свободны, лижбы позволяли выдать ручку в крайнее переднее положение. Должны обеспечивать ограничение сгибания тела кпереди. Поясной ремень напротив должен быть достаточно свободным и расположенным выше поясничного изгиба, обеспечивая « в случае чего» смешение таза пилота кпереди и книзу, ограничивающим сгибание в поясничном отделе.
Что касается педалей то хорошо когда, они расположены достаточно низко и так чтобы колено было согнуто по углом около 270 гр или меньше, в этом случае ноги при ударе выполняют функцию опоры – амортизатора, снимая часть нагрузки с позвоночника. Плохо когда педали расположены высоко, а ноги вытянуты. В этом случае всю энергию удара воспринимает позвоночник.
Отсюда мораль: производителям сидений стоит приглядеться к конструкции кресел отечественных самолетов и вертолетов (хорошо бы если их сделать чуть уже, с боковой поддержкой и подголовником, заменить алюминиевую емкость, она кстати дефицит, более симпатичным амортизатором). Пилотам стоит установить правильное кресло, подгонять ремни (заодно проверьте место расположения и прочность крепления). Еще всем желаю не проверить мои выводы на практике.
Повреждения тел поясничных позвонков (или дисков - кому как повезет) возникает в момент осевой нагрузки на позвоночник и одновременном его сгибании кпереди – удар снизу-спереди. Ситуация типична для «втыкания» в землю носовой стойкой, особенно когда пилот мотодельты до последнего момента пытается её выровнять по тангажу. При этом передние части тел позвонков сдавливают друг друга, возникает компрессионный перелом тела позвонка и (или) повреждение межпозвоночных дисков. По мнению моих коллег травматологов и вертебрологов лучшей конструкции чем типичное кресло СЛА на ремешках для этого не придумаешь. Оно при ударе вытягивается в дугу, способствуя сгибанию в поясничном отделе, и не амортизирует осевую нагрузку. Что делать? Нужно жесткое кресло. Но я просмотрел предложения о продаже пластиковых сидений (нужно на тележку сына) и выяснил, что они все действительно трамвайные или сделаны по образу последних такая конструкция обеспечивает безопасность пассажиров трамвая которые редко падают с высоты.
Все это изобретено и реализовано в самолетных алюминиевых креслах. Как образец сидения АН-2 или МИ-2. Смысл в том, что при ударе тело опускается книзу из-за плавно переходящей в основание кресла спинки, амортизируясь при этом расположенной в глубокой (12-14см) чашке сидения алюминиевой емкостью, которая сама может смещаться кпереди и вверх и сминаться. Сгибание в поясничном отделе и осевая нагрузка ограничиваются.
Большое значение имеет регулировка ремней. Плечевые ремни не должны быть слишком свободны, лижбы позволяли выдать ручку в крайнее переднее положение. Должны обеспечивать ограничение сгибания тела кпереди. Поясной ремень напротив должен быть достаточно свободным и расположенным выше поясничного изгиба, обеспечивая « в случае чего» смешение таза пилота кпереди и книзу, ограничивающим сгибание в поясничном отделе.
Что касается педалей то хорошо когда, они расположены достаточно низко и так чтобы колено было согнуто по углом около 270 гр или меньше, в этом случае ноги при ударе выполняют функцию опоры – амортизатора, снимая часть нагрузки с позвоночника. Плохо когда педали расположены высоко, а ноги вытянуты. В этом случае всю энергию удара воспринимает позвоночник.
Отсюда мораль: производителям сидений стоит приглядеться к конструкции кресел отечественных самолетов и вертолетов (хорошо бы если их сделать чуть уже, с боковой поддержкой и подголовником, заменить алюминиевую емкость, она кстати дефицит, более симпатичным амортизатором). Пилотам стоит установить правильное кресло, подгонять ремни (заодно проверьте место расположения и прочность крепления). Еще всем желаю не проверить мои выводы на практике.