Кресло ЛА и повреждения позвоночника.

TT

Я люблю строить самолеты!
Около 10 лет летаю на СЛА и за это время в кругу моих знакомых шестеро пилотов получили разной тяжести травмы поясничного отдела позвоночника. Во многих случаях повреждения ЛА были незначительными. Во всех случаях присутствовало типичное для мотодельты «кресло» из двух ремешков, дощечки и паралоновой седушки. Во всех случаях возникало повреждение L4-5 или L5-S1. Причины происходящего мне были понятны, посему на моем аппарате давно установлено кресло МИ-2. Но недавно попался я сам. Облетывал крыло, ( не на своей тележке) оно  оказалось слегка «калечным». Сел, о грубо на три колеса в положении корпус наклонен вперед, руки вытянуты , ноги на довольно высоко расположенных педалях. В момент удара о полосу ремни приняли форму дуги, в результате аппарат не поврежден , а у меня повреждение межпозвоночных дисков. Вот  почему я решил «взбодрить» тему пилотских кресел.
Повреждения тел поясничных позвонков (или дисков  - кому как повезет) возникает в момент осевой нагрузки на позвоночник и одновременном его сгибании кпереди – удар снизу-спереди. Ситуация типична для «втыкания» в землю носовой стойкой, особенно когда пилот мотодельты до последнего момента пытается её выровнять по тангажу. При этом передние части тел позвонков сдавливают друг друга, возникает компрессионный перелом тела позвонка и (или) повреждение межпозвоночных дисков. По мнению моих коллег травматологов и вертебрологов лучшей конструкции чем типичное кресло СЛА на ремешках для этого не придумаешь.  Оно при ударе вытягивается в дугу, способствуя сгибанию в поясничном отделе, и не амортизирует осевую нагрузку. Что делать? Нужно жесткое кресло. Но я просмотрел предложения о продаже пластиковых сидений (нужно на тележку сына) и выяснил, что они все действительно трамвайные или сделаны по образу последних такая конструкция обеспечивает безопасность пассажиров трамвая которые редко падают с высоты.
Все это изобретено и реализовано в самолетных  алюминиевых  креслах. Как образец  сидения АН-2 или МИ-2. Смысл в том, что при ударе тело опускается книзу из-за плавно переходящей в основание кресла спинки, амортизируясь при этом расположенной в глубокой (12-14см) чашке сидения алюминиевой емкостью, которая сама может смещаться кпереди и вверх и сминаться. Сгибание в поясничном отделе и осевая нагрузка ограничиваются.
Большое значение имеет регулировка ремней. Плечевые ремни не должны быть слишком свободны, лижбы позволяли выдать ручку в крайнее переднее положение. Должны обеспечивать ограничение сгибания тела кпереди. Поясной ремень напротив должен быть достаточно свободным и расположенным выше поясничного изгиба, обеспечивая « в случае чего» смешение таза пилота кпереди и книзу, ограничивающим сгибание в поясничном отделе.
Что касается педалей то хорошо когда, они расположены достаточно низко и так чтобы колено было согнуто по углом около 270 гр или меньше, в этом случае ноги при ударе выполняют функцию опоры – амортизатора, снимая часть нагрузки с позвоночника. Плохо когда педали расположены высоко, а ноги вытянуты. В этом случае всю энергию удара воспринимает позвоночник.
Отсюда мораль: производителям сидений стоит приглядеться к конструкции кресел отечественных самолетов и вертолетов (хорошо бы если их сделать чуть уже, с боковой поддержкой и подголовником, заменить алюминиевую емкость, она кстати дефицит, более симпатичным амортизатором).  Пилотам стоит установить правильное кресло, подгонять ремни (заодно проверьте место расположения и прочность крепления). Еще всем желаю не проверить мои выводы на практике.
 
а спинка под 45 град(или чуть менее)  не рассматривалась?
 
Ситуация типична для «втыкания» в землю носовой стойкой, особенно когда пилот мотодельты до последнего момента пытается её выровнять по тангажу.

В металлическом кресле скорее всего пилот будет в такой же позе во время удара.
Есть уверенность, что результат будет другим?
 
Предлагаемые варианты обдумывались. Но мягкие, с большим ходом амортизаторы создают проблемы на разбеге- пробеге и рулении, особенно с боковым ветром (особенно на самолете), широкие мягкие пневматики- это хорошо, но они в какой-то  смягчат удар если земля придется на колеса, а не в носовую стойку, крыло и т.д. Что касается наклона спинки (пилот расположен полулежа) - это хороший вариант, но нужно проектировать специально тележку (вероятно одноместную),  пилот должен обладать достаточным опытом, чтобы летать  в таком положении (а может и не обязательно, я не пробовал :-?). К тому-же  правда, что такое положение пилота влечет за собой другие проблемы  ( обзор, расположение приборов, повреждение органов грудной клетки, живота, почек, позвоночника в шейном отделе и др. если «все пойдет не так»). Но такая схема применяется и работает. Что касается «В металлическом кресле скорее всего пилот будет в такой же позе во время удара», да поза та-же, но результат другой 😉. При ударе таз пилота уйдет книзу и кпереди, с меньшей нагрузкой по оси позвоночника и без избыточного сгибания в поясничном отделе.  Для этого и сделана спинка, переходящая в сидение  « по дуге». Забыл сказать, что подушки спинки и сидения  не должны быть соединены между собой.  Рассуждая на тему пассивной безопасности «вообще», мы пришли к выводу, необходимо макетирование, краш-тесты,  манекены и т.д., что невозможно в ангарно – сарайных условиях. Хорошо бы если бы этим занялись крупные производители СЛА. А пока …Может быть кто-что интересное предложит. Например как если бы всё это жесткое сидение при ударе дозировано смещалось вниз-впереди и отклонялось кзади.
 
Вопрос очень серьёзный!   Но мне казалось чуть наоборот. Удар на позвоночник приходится при "перетягивании" ручки и потере горизонтальной скорости. Т.е. жесткая посадка на основное шасси и хвостовой костыль (в случае с планером). При жестких посадках, но  с горизонтальной скоростью (бывало) ни кто не ощущал какого либо дискомфорта. Имеем как раз кресло с мягкой спинкой и цельной подушкой, и только поясной ремень, как раз не позволяющий сползать вперед. При посадке на носовую лыжу тело отрабатывает (сгибается) вперед и позвоночник не получает вертикальный удар. Сравнивая с авто. - при лобовом ударе позвоночник не травмируется, при пристёгнутом водителе?    Очень хотелось услышать четкое,  компетентное мнение по доработке спинки  кресла в целях травмобезопасности. Или увеличивать ход амортизатора ?Поскольку имеем планеры первоначального обучения и посадки возможны всякие.
На горных велосипедах или, куда круче, кроссовых мотоциклах при прыжках на трамплинах, нагрузка тоже не слабая? Но там посадка водителя другая.
И извините - полностью не согласен с "Как образец  сидения АН-2 или МИ-2. Смысл в том, что при ударе тело опускается книзу из-за плавно переходящей в основание кресла спинки, амортизируясь при этом расположенной в глубокой (12-14см) чашке сидения алюминиевой емкостью, которая сама может смещаться кпереди и вверх и сминаться."  Никуда там ничто не смещается и чашка совершенно отдельно,от спинки, в ней или парашют или подушка.
И, извините, причем здесь боковая поддержка? Для пилотажников она очень важна, но каким образом она поможет при вертикальном ударе в позвоночник?
Поворю, тема очень важная, особенно для самодельщиков. И нужно быть аккуратнее с выводами которые вы тут накидали.
 
У парапланеристов-свободников все их подвески снабжены с протектором поглощающим удар пятой точкой и спиной о землю (они летают лежа на спине вперед ногами).  Можно поставить такой протектор под сидушку дельта и закрепить там. 🙂 🙂 шутка конечно

А если серьезно то мягкое сиденье на дельтике то что висит на ремнях как самое травмоопасное стоит заменить на полу жесткое с неширокой (20 см) основой выгнутой из пластины листового металла внизу закрепленное на рамке спереди посредине между пилотами и сзади. На нее паролон и дермантин. Это и сидеть удобнее и в случае чего попрочнее и пожестче задницей хоть об нижнюю трубу и бак не приложитесь и в трубочку вас не скрутит.
Сам я на мягком "сиденье" получил небольшую травму от прямого точечного удара копчиком об нижний пилон.
 
Вот я и говорю - устанавливайте анатомические раллийные кресла и будет вам счастье :IMHO

Кресло весит 7кг, в нужном месте сделаны отверстия под пятиточечные ремни безопасности. Ваши трубы+тряпки+паралон весят не на много меньше, а про опасность "классических" дельталетных сидушек я вообще молчу :STUPID

Ежели не имется вам в экономии веса - покупайте картинговые "чашки", весят как правило около килограмма и заранее спроектированы чтобы пилот не получил травму в том числе и при резком ударе под ж*пу. В картинге это обычное дело, ткнулся отбойником впереди идущему карту в заднее колесо и готово, карт встает на дыбы, затем сильно плюхается об асфальт, позвоночники при этом ни у кого в трусы не высыпаются...

Вот собственно:
http://www.prokart.com.ua/category_20.html
 
Вот я и говорю - не парьте мозги!
Во многих СЛА кресло является частью конструкции летательного аппарата. А вы предлагаете делать СЛА вокруг кресла, и "плюх" карта на асфальт далеко не удар при посадке.
 
Вот я и говорю - не парьте мозги!
Во многих СЛА кресло является частью конструкции летательного аппарата. А вы предлагаете делать СЛА вокруг кресла, и "плюх" карта на асфальт далеко не удар при посадке. 

Есть такая хорошая фраза - "Критикуя предлагай", а Вы тут слюни льете, и ничего не предлагаете.
В этом случае вынужден откланяться, толчите воду в ступе далее.

PS Раз уж Вы гуру в безопасности - сообщите публике сколько у Вас грубых посадок было, ну или хотя бы сколько "плюхов" на карте об осфальт... 😉
 
На формуле 1(и прочих гонках формулы)   скорости  больше чем в СЛА и ударные нагрузки при аварии тоже
пилот сидит так. Убиваются и травмируются оч редко
 

Вложения

  • formula_cockpit_01.gif
    formula_cockpit_01.gif
    11,3 КБ · Просмотры: 130
А причем тут F1? Там сейчас ничего не деформируется вообще. Угольный кокпит выдерживает больше, чем биологическое содержимое. Форма диктуется аэродинамикой и регламентом.
 

Вложения

  • MIKA.JPG
    MIKA.JPG
    47,5 КБ · Просмотры: 111
А кроме ошибки пилота на дельталёте, что ещё может привести к жесткой посадке с повреждением позвоночника?
Может надо просто побольше тренироваться мягко приземляться?
 
А причем тут F1? Там сейчас ничего не деформируется вообще. Угольный кокпит выдерживает больше, чем биологическое содержимое. Форма диктуется аэродинамикой и регламентом.
Деформируется то, что окружает капсулу
 
Деформируется то, что окружает капсулу 
Бред!
Уголь не деформируется практически. Он или ломается или держит. Обвес кокпита отлетает вмиг как бумажный. Он расчитан на работу в гонке, ну может + путешествия по поребрикам, а не на крэши.
Все спасение на  касательное действие сил и зоны безопасности. А так же затянутые ремни и ложемент, подогнанный снизу по телу.
Если этого мало, то смотри
http://www.youtube.com/watch?v=hBr4WFP8W7Y&feature=related
Сделай погромче через минутку
 
Что-то как-то плавно в автоспорт переместились из-за моих ссылок...
Я лишь хотел пояснить уважаемой публике, что сидения в автоспорте проектируются так, чтобы при крэше пилот не получил травм, посмотрите на ютубе крэши в ралли, там "удары под зад" обычное дело, а травмы получают очень редко.
 
Назад
Вверх