Лайфхаки по короткому взлету или взлет с неподготовленной поверхности

OSS

Дорогу осилит идущий
Член команды
Откуда
Cухум-Москва
Приветствую всех интересующихся!

Пользователь Кацманафт в ветке про облеты своей идеей про трамплин натолкнул меня на мысль создать эту тему. При использовании аэродромов и длинных площадок тема конечно не актуальна, но бывают например взлеты после вынужденной и устранения, а от этого никто не застрахован... Для меня же это более чем актуально, т.к. в августе-сентябре (сразу после слета) планируется очередной длительный мега перелет на "бабочках", подготовка по всем направлениям идет уже сейчас.

В прошлый раз в Анапу я летел на "Смурфе" на колесах бигфут и с энерговооруженностью 40лс на около 220+кг взлетного веса. И вопрос взлета с ограниченной площадки или неподходящей поверхности для меня не стоял вообще, т.к. равных Смурфу в этом плане просто нет.  Но в этот раз мощность мотора РМЗ-250 в 2 раза меньше, при том, что взлетный вес будет хоть и немного меньше (и работа по уменьшению веса тоже ведется) но снизить принципиально никак не получится. Даже на пустом аппарате с РМЗ-250 дистанция разбега значительно больше чем на перегруженном Смурфе. Колеса тоже будут не бигфут, и по удельному давлению на грунт будут чем-то средним между бигфутами и обычными колесами для дельта, что на мягких грунтах усугубит ситуацию по дистанции разгона.
В перелете подавляющее большинство посадок будет с (на) неподготовленные площадки, а их количество может перевалить за сотню. Конечно всегда стараемся найти вариант получше, но это не всегда удается. В своем отчете "На бабочках в Суздаль" я подробно описал один из проблемных взлетов, и как мы это решали, но у Анатолия 36лс (хотя и чуть более скоростное крыло), а тут вообще 20 при похожем весе...  В общем вопросы отраженные в названии темы становятся для меня очень актуальными, поэтому я и хотел бы обсудить их в этой ветке.

Сначала перечислю факторы влияющие на дистанцию взлета расставленные в порядке значимости (на мой субъективный взгляд). Что-то из списка ниже можно изменить, учесть, выбрать, а что-то в моем случае уже нет (1абвд, 4, 5г, 8,)
1. Тяга силовой установки которая слагается из следующего:
  а. мощность двигателя
  б. диаметр винта
  в. степень редукции
  г. угол установки лопастей
  д. кпд винта
  е. угол установки двигателя
2. Взлетный вес (чем меньше тем лучше)
3. Направление ветра (наихудший вариант попутный, наилучший встречный)
4. Взлетная скорость крыла (чем эта скорость меньше, тем меньше требуется времени на разгон до этой скорости, а сопротивление с ростом скорости растет в кубе, что еще больше удлиняет разгон) У меня к счастью идеальный вариант - снова Fox16T.
5. Сопротивление качению
     а. плотность поверхности
     б ровность поверхности
     в. давление в шинах
     г. легкость вращения колес
     д. диаметр (чем больше тем лучше) и ширина колес (в зависимости от грунта)
6. Методика самого взлета
    а. старт с тормоза (старт с места происходит мах. резко)
    б. нулевой угол атаки на 3/4 дистанции разбега (на ровной и плотной поверхности, на мягкой и неровной думаю результат будет обратный)
     в. подрыв на довзлетной скорости (при влетанности на конкретном крыле/дельте и только на медленном крыле, легком аппарате и хорошей тяговооружености).
7. Наличие "точки отрыва" (имею в виду наличие кочки, трамплинчика и т.п.)
8. Высота подцепа крыла (чем выше тем  лучше, хотя есть и иные мнения на этот счет)
9. Аэродинамика самого дельталета в целом (не крыла) (можно пренебречь, особенно на микро ввиду малых скоростей)
10. Вроде все или что-то упустил?

В основном беспокоит взлет, т.к. вопросы посадки не столь актуальны, т.к. двигатель здесь играет вспомогательную функцию в случае ухода на второй круг, а крыло, шасси и тормоз в целом удовлетворяют предъявляемым мной к ним требованиям. Сложность теперь видится скорее чтобы потом взлететь с площадки, на которую сел без проблем, т.к. дистанция пробега теперь меньше дистанции разбега.
Заодно еще перечислю факторы усложняющие взлет именно с неподготовленных площадок, на которые осуществлена посадка с подбором.
1. Короткая дистанция разбега 
   а. короткий участок доступный для разгона до отрыва (далее большие кочки, ямы, препятствие,  овраг, поворот дороги и т.п.
   б. Препятствия на этапе после отрыва (высокая трава, кустарник, забор, здания, провода, деревья и т.п.)
2. Направление ветра  не всегда встречное или встречно-боковое (иногда приходится выбирать взлет даже по ветру)
3. Качество поверхности для взлета
  а. неровности (ямы, колеи и кочки). Удлиняют разбег и делают его более рискованным. Исключение - плавные кочки на отрыве.
  б. плотность поверхности. Мягкий грунт, пашня, песок создают большое сопротивление качению и удлиняют разгон.
  в. высокая трава и т.п. растительность (сильно тормозит разгон и увеличивает дистанцию разбега)
4. Уклон рельефа. Иногда приходится взлетать в горку, так же как и в случае с ветром иногда приходится выбирать меньшее из зол.

На Смурфе короткий взлет (в хороший ветер иногда хватало и менее 5 метров!!!) делал примерно так:
Удерживая дельт тормозом, давал полный газ. Удерживал тормозом до тех пор когда тормоз не мог больше держать дельт. Далее отпускание тормоза со слегка зажатой трапецией до скорости (по ощущениям естественно) на 5+ км/ч меньше необходимой для отрыва. После этого резкий подрыв максимальной отдачей трапеции.  Дельт резко отрывается, сопротивление качению падает и это частично компенсирует возросшее сопротивление на крыле.  Далее благодаря избыточной тяге мотора дельт  без просадки после отрыва идет вверх. Немаловажную роль в этом фокусе играет и медленное крыло  Foх16Т.

Крайне не рекомендую повторять это на малознакомом крыле, на скоростных и тяжелых аппаратах (риск повышается многократно а в % соотношении сокращения дистанции будет мизер), а также на дельталетах с небольшой тяговооруженностью (см ниже).


У меня теперь как раз такой 2-й случай. Если мощность мотора относительно невелика  - мах. скороподъемность пустого 2,3м/с вместо 4,8 (что кстати для медленного аппарата критически много)  в случае резкого подрыва, мощности мотора может не хватить, чтобы компенсировать возросшее аэродинамическое сопротивление и будет просадка, что особо чревато при взлете с ограниченного пространства.

В свое время Дробышев сообщил что они когда-то пробовали взлеты разными способами и лучший результат по дистанции взлета оказался у способа, когда с самого старта трапеция в подкосе и по достижении небходимой скорости взлет происходит сам собой...  Идея в том, что в таком варианте по мере роста скорости крыло разгружает шасси и сопротивление качению уменьшается.  Бонусом является тот факт, что облегчается взлет если поверхность не ровная, т.к. максимально разгружается шасси. Я специальных замеров не делал, но субъективно мне показалось, что в этом случае дистанция не самая короткая. Еще на "Аватаре" с его 33лс я пришел для себя к выводу, что если поверхность ровная, то крыло в начале разбега лучше установить в положение с нулевым углом атаки для уменьшения сопротивления, а уже по достижении околовзлетной скорости, плавно перевести на взлетный угол и далее по достижении взлетной аналогично взлет сам по себе. Еще раз повторюсь субъективно мне казалось, что так взлет получается короче.

Приведу несколько примеров идей на этот счет. 
Идея №1. Дело было когда пролетали над рекой Дон. Приспичило мне сесть на пляж. Приспичило не в плане по нужде, а уж очень захотелось попробовать сесть на песчаный пляж, на сухой песок. Знаю, что неправильно, но  увы до перелета возможности опробовать не было. Выбрал пляж подлиннее и безлюднее, сверху разглядел неподалеку дорогу на случай если с пляжа взлететь не получится. Это на крайний случай. В качестве основного "лайфхака" в голове держал такой вариант - если не получится взлет, то для лучшего
разгона выровнять поверхность песка от барханчиков, пролить эту полосу водой и укатать колесами, утрамбовать. Надо то всего максимум 30м - это всяко лучше чем разбирать и перетаскивать дельт частями на дорогу... , а по ровному и плотному песку катиться должно почти как по грунту. К счастью на бигфутах нам это и не потребовалось (это и неудивительно при давлении в колесах около 0,15атм, но запасные варианты были). К слову сейчас планируемое давление будет от 0,3 до 0,7 - практика покажет оптимум. Джиперы ездят по песку до 0,8-1атм.


Идея №2. Известный факт, что на плотном скошенном грунте дистанция взлета меньше чем на бетоне. Этому способствуют кочки, которые служат точкой отрыва (своеобразным трамплином). Вот я и думаю если дистанция в целом достаточная есть совсем небольшой запас, и после некоей точки ничего опасного нет, но разгон невозможен, порыв ветра может внести коррективы. В этом случае
как вариант соорудить что-то вроде микротрамплина в самой крайней точке, чтобы создать точку отрыва. В этом случае будет подстраховка если скорости чуть-чуть не хватит для отрыва в штатном режиме или наоборот гарантированно использовать трамплин и за счет этого сильнее разогнаться.

Идея №3.  Если полоса короткая (да и вообще так нравится больше) я практически всегда стартую с тормоза. Этим выигрывается далеко не один метр на разгоне, т.к. старт происходит с максимальным ускорением на максимальной тяге. Если тормоз и поверхность хорошие, и позволяют удерживать дельт на полном газу, то удается еще и убедиться, что двигатель выходит на взлетный режим, температура выхлопа в норме и явной проблемы нет. В случае если стартуем нажимая педаль газа  - теряем драгоценные метры  на разгоне пока  мотор выйдет на обороты и даст максимальное ускорение.
Примерно то же самое происходит например на мокрой траве. Чуть дал газу - уже скользим неуправляемым юзом и  приходится тормоз отпускать, метры теряются. Идея №3 заключается в том, что в такой ситуации пилот или помощник расчеканит шнур удерживающий дельт на полном газу, в этом случае старт максимальный. Главное любым способом исключить попадание шнура в винт (ваши варианты?)
 
Понимаю разницу между дельтой и самолетом, но вот так интересно взлетали в реале или это просто фантазия?
 

Вложения

  • 08_02_R_R_R_1_001.jpg
    08_02_R_R_R_1_001.jpg
    78,7 КБ · Просмотры: 208
В общем прошу всех высказываться по теме, предлагать самые экзотические и бредовые идеи (вплоть до катапульты из согнутых деревьев  ;D)  и прочие соображения в т.ч. по отдельным пунктам, истории из своего летного опыта и т.п.

Как я понял вопрос про взлет на леере был применительно и к самолету? Я про такое даже на самолете не слышал если честно и самому  такая идея в голову не приходила. Здорово - задумано как я понимаю для взлета с замкнутой полянки ("из колодца").  Объективных причин почему это не возможно я не вижу. Летают же кордовые модели, и как летают!!!

Про реализацию на дельте подобного варианта я тоже не слышал. Затрудняюсь сказать возможно ли это даже в теории. Думаю балансирное управление такого все-таки не позволит, т.к. перестает быть балансирным по крайней мере по крену. Соответственно первоиспытателем стать пожалуй не рискнул бы 🙂, пока своими глазами бы не увидел. ИМХО очень много подводных камней может быть... Хотя идея сама по себе просто суперская :IMHO
 
Про колодец я конечно "образно". Сам об этом думал, но однозначного ответа не нашел 🙂 Думаю, что во главе угла Маркетинг однако ;D
Хотя...  Если это реальность и не суперсложно, а пробег меньше или равен разбегу или на взлете ветер, уклон и т.п. неподходящи, то это возможно и есть вариант о которых я и писал когда сесть не проблема, а взлет потом оказывается не так прост.

Кто-нибудь правда знает это реклама или реальность?
 
Понимаю разницу между дельтой и самолетом, но вот так интересно взлетали в реале или это просто фантазия?
Взлетали во время ВОВ на ПО -2 таким образом, вокруг столба  с лесной поляны. О таком способе взлета мне рассказывал летчик -ветеран , в Войну он летал на ПО-2  связи, возил партизанских командиров и секретную корреспонденцию.
 
Начал гуглить на эту тему и набрел на ветку раритет
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1247540955
 
предлагать самые экзотические и бредовые идеи (вплоть до катапульты из согнутых деревьев 
Кстати про катапульту - надо взять много-много резинок от трусов, сплести из них длинную верёвку и растянув побольше привязать к носу дельталёта  :craZy

В момент привязывания, дельт должен быть застопорен каким то образом, например тросиком за "якорь", но должна быть предусмотрена возможность "отдать концы" с места пилота.

А чтобы эта чудо резинка не осталась на полянке старта, её второй конец должен крепиться кольцом на вбитый в конце полосы штырь. Штырь должен торчать из земли на высоту менее диаметра кольца. Пролетая над штырём, резинка просто снимает кольцо со штыря и пилот потом затаскивает её на борт.   
 
Взлетали во время ВОВ на ПО -2 таким образом, вокруг столбас лесной поляны. О таком способе взлета мне рассказывал летчик -ветеран
Но вопрос как он туда попадал похоже остается открытым и упомянутая тема про взлет Пайпера на леере прояснения не дала 🙂


Но давайте все же про более применимые на дельталете варианты 🙂
 
Начал гуглить на эту тему и набрел на ветку раритет
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1247540955

Там в расчете жесткая ошибка. Получив ускорение 16 метров на секунду в квадрате человек решил что это перегрузка и умножил на вес аппарата. Но чтобы получить перегрузку надо разделить это ускорение на 9.8. Либо если умножить массу в килограммах на ускорение в метрах на секунду в квадрате то получится сила в ньютонах. Проверяем - масса груза 1 кг висит на тросе и при ускорении свободного падения 9.8 метров на секунду в квадрате создает в тросе силу в 9.8 ньютонов - вроде все верно ?
 
Есть у меня практически рядом с загородным домом на примете местечко для взлета дельталета - поле  длинной около 300 метров, но с хорошим таким уклоном вниз к речке. Вот думаю, взлет с такой полосы будет очень коротким, как и посадка. Но есть и особенности - часто придётся взлетать с попутным ветром, да и посадка будет напоминать посадку в Лукле... Кто-нибудь имеет опыт летания с сильных уклонов?
 
Заменить основные колёса на мотор-колеса от моноколеса.
Надо только будет покопаться в мозгах контроллера, чтобы он мог выдавать максимальную мощность, то есть отключить ограничитель скорости в моноколесе.
 

Вложения

  • monokoleso-01.jpg
    monokoleso-01.jpg
    91,4 КБ · Просмотры: 171
Попробуйте сооружить трамплинчик из подручных " материалов" , например из дерна (возите с собой хороший нож или "саперку"). Особо высокий  - не нужен. Главное, чтобы создать " козла ".Тут  шассям -" Бог в помощь". А дальше , примерно так ..https://youtu.be/_fg80RhzbHw
  Вариант как с Пайпером не пройдет. За крыло не зацепишь, а если за трейк , то после оцепки , произойдет мгновенное смещения центра масс.Которое  парировать  крылом    вы не успеете..
 
Кстати про катапульту - надо взять много-много резинок от трусов,
проблема в том, что я не буру в перелет столько трусов 😉. Если только пройтись по ближайшим деревням... 🙂 Забраковано.


Всякого рода мотор колеса потребуют контроллера, аккумулятора и т.п. А это вес и вес не малый. Интересуют варианты решаемые на месте (типа предложенного варианта резинки от трусов).
 
Попробуйте сооружить трамплинчик из подручных " материалов" 
- уже взято на заметку (см. выше), но не для взлета "козлами", а для получения "точки отрыва" уже на скорости почти или равной взлетной. Дистанцию с козлами просчитать невозможно и кстати совсем не факт что дистанция до крайнего козла при этом уменьшится.

Раз уж самые сумашедшие идеи сам  предложил, то вот еще одна 🙂

Если заведомо ясно, что на одном моторе разогнаться не удастся ищем авто, ставим подальше насколько возможно, разбортируем ведущее колесо, стопорим второе, якорим. Наматываем на диск  тонкий длинный трос или крепкую веревку и цепляем к дельту.  Дельт тоже якорим на полном газу как писал выше. Далее по команде и после натяжения троса одновременный отцеп дельта от якоря. Тяга винта суммируется с тягой на тросе. Передачу и газ подобрать опытным путем чтобы сматывалось быстрее разгона на винте.   
 
Иван у тебя в детстве была игрушка-ракета?
В неё наливали воду и накачивали насосом воздух ...

Покупаешь композитный газовый баллон, штатный многооборотный кран меняешь на шаровый диаметром 2 дюйма, а в сам баллон надо врезать ниппель для накачивания воздуха ...

Ну а уж воды где нибудь на полянке там найдёшь в луже ...

Обрати внимание - система многоразовая!!!  :craZy
 

Вложения

  • cacc55.jpg
    cacc55.jpg
    64,3 КБ · Просмотры: 170
  • ______-______-2016-10-10-_-13_48_38_.png
    ______-______-2016-10-10-_-13_48_38_.png
    65,7 КБ · Просмотры: 174
Наматываем на дисктонкий длинный трос или крепкую веревку и цепляем к дельту
В перелете подавляющее большинство посадок будет с (на) неподготовленные площадки, а их количество может перевалить за сотню.

Забраковано!

Ты не сможешь везти с собой 100 длинных верёвок.
Да и автомобиль не на каждой полянке найдётся.
 
Рассматриваемая ситуация скорее форсмажорная с решением может и не за 1 день.  Есть конечно очень прочные , легкие и компактные кевларовые, но я все же имел в виду искать на месте. Веревку или трос все же реально найти на месте у кого-то или в магазинах раз уж подразумевается что машина найдена...
 
проблема в том, что я не буру в перелет столько трусов Подмигивание. Если только пройтись по ближайшим деревням... Улыбка Забраковано.
Вот увидишь - по итогам ветки этот метод окажется самым эффективным вариантом.

Если нет трусов, отбери резинку у прыгунов с моста.
Ведь такая растянутая резинка запросто подбрасывает тушки экстемалов на много метров над водой.
То есть тягу она создаёт явно больше 100кг

А натягивать её можно ручной лебёдкой.

Короче с тебя коньяк  😉
 

Вложения

  • 101408685_1369684227_1.jpg
    101408685_1369684227_1.jpg
    47,9 КБ · Просмотры: 168
Иван у тебя в детстве была игрушка-ракета?
Не было, но уже своим такие делал из ПЭТ бутылки 🙂 но сомневаюсь, что тяга от ракеты даже с композитным баллоном на 300атм поможет, да и опять же вес, размещение, надежность переделки баллона при большом давлении. Хотя рычажок "СуперТурбо" было бы прикольно.
 
Назад
Вверх