Летающая лодка Ш-2

Забавный случай из худлита. Взято отсюда http://geolmarshrut.ru/antologiya/?ELEMENT_ID=404
Тройка самолетов козловского звена стояла на озере, круглом как тарелка. Маленькая амфибия «Ш-2» – самолет Вершинского, которого летчики дружески звали «дядей Димой», – тоже входила в звено.

Лыжи амфибии однажды примерзли к подтаявшему насту. Вершинский никак не мог оторвать машину от ледяной коры озера. Он давал полный газ. Винт вертелся с предельной силой, машина дрожала, но не трогалась с места. Дядя Дима оставил мотор работающим на малом газу, сам же пошел раскачивать машину. Та не поддавалась и стояла, как привязанная. Вершинский устал и начал корить ее, будто плохую лошадь, отказывающуюся тянуть воз: – Давай! Ну, давай, что ли, дьявол!

Наконец амфибия поддалась и тихонько потянула вперед.

Дядя Дима ухватился за самолет и побежал рядом с ним, пытаясь прыгнуть в пилотскую кабину. Но на каждой заструге при подскоке прибавлялось газу, и «Ш-2» все сильнее рвалась из рук своего водителя.

Козлов и капитан Воронин вышли из домика посмотреть погоду и заметили бегущий по озеру самолет, а позади мелькавшие по снегу ноги. Потом увидели, как «Ш-2» побежала одна, а упавший Вершинский поднялся со льда, вытирая рукавом лицо.

Выбежали люди из домика. Длинноногий борт-механик Виктор Чечин обогнал товарищей и ухватился было за хвост самолета. Но «Ш-2», ударившись о высокую застругу, подняла хвост подобно норовистому коню, фыркнула и помчалась в противоположную сторону. Люди, бежавшие вслед за Чечиным, так и метнулись от машины.

Теперь «Ш-2» вырвалась на середину озера и шла полным ходом.

– Она сейчас взлетит, – крикнул Козлов изумленному Воронину.

В этот миг новая заструга остановила ход машины, и та, словно пораздумав, опять рванулась на людей.

Стало так жарко, что люди побросали свою верхнюю одежду. Чечин даже разулся и бегал по льду в одних носках, хотя было более десяти градусов мороза.

Вершинский совсем выбился из сил. Лицо его окровавилось от ударов о заструги, руки покрылись царапинами. Он бормотал:

– Редкий случай в истории авиации. Черт знает что такое! Самолет без летчика!

Мотор работал уже на большом газу. Люди сталкивались друг с другом, падали на снег, вставали и снова бежали вперед, оголтело крича:

– Хватай ее за подкосы!

– За хвост держи!

А самолет на один только миг уперся в округлый берег озера, скользнул и продолжал неистовый бег. Он нигде не задерживался дольше, чем на мгновение и не подпускал к себе людей. Погоня слабела. Люди заметно уставали. Но «Ш-2» не сдавалась. Она то выбегала на самую середину озера, то кружила по его краям.

– Я больше всего опасаюсь, как бы эта дура не вмазала в наш «Сталь-2», – встревожено сказал Козлов.

Столкновение самолетов грозило сорвать зверобойную кампанию. План мог остаться невыполненным.

– Что будем делать? – озабоченно спросил капитан. – Будем поленьями отбиваться.

– Как же отбиваться?

– Очень просто – бить прямо в винт. Винт в куски – и машина остановится. Жалко, конечно, но ведь остальные машины куда ценней, чем «Шаврушка».

Капитан и летчики схватили лежавшие возле бани поленья и приготовились отражать противника.

«Ш-2» мчалась к месту стоянки «Сталь-2». Оставалось еще, быть может, полминуты до столкновения. Козлов и Воронин подняли поленья, напоминая своим видом городошников.

– А если промахнемся? – спросил капитан.

– Тогда помнет нас,– сказал Козлов. – Но не может быть, чтобы мы оба промахнулись. Кто-нибудь да попадет в винт.

Машина не добежала до стоянки авиазвена. На подскоке она вновь круто повернула и помчалась к противоположному берегу.

Вертинский уныло посматривал на сумасшедший бег своей «Ш-2». Руки и лицо его распухли от ушибов и ссадин.

Наконец машина уткнулась в берег.

Раздались возгласы восторга. Только Козлов не радовался.

– Это не шлагбаум!

– А сколько у нее горючего? – спросил капитан.

– Столько, что она всех нас уморит! – ответил Козлов.

– Вот что, Владимир Иванович, – обратился пилот к капитану, – вы оставайтесь на вахте около «Сталь-2», а я побегу навстречу амфибии и буду бить поленом. Больше ничего не остается. Погубим винт – спасем остальные машины.

Самолет опять возобновил свой бег. Уже запыхался крепкий Чечин. Отстал и механик дядя Саша. Машина с прежней резвостью носилась по аэродрому. Люди смотрели на нее в бессильной злобе.

– Да навалиться на нее всем десятком! – орал один из поморов. – Неужели не осилим?

– Пойди попробуй! – предложил Чечин.

А сам быстрее прежнего побежал за машиной, за ним – помор, за помором – дядя Саша и все, кто был на озере. Чечин вновь был вскоре у самого хвоста.

– Витя! – кричал Козлов Чечину. – Подтолкни ты ее, дуру, малость к норд-осту, там расселина здоровая...

Чечин услышал Козлова и толкнул машину в хвост изо всей силы. Правая лыжа «Ш-2» провалилась в расселину льда, зацепилась носком, и машина сразу остановилась. Чечин ухватился за ее стойки, как конюх за гриву норовистого коня, и, вмиг оказавшись в самолете, ударил по контакту. Пропеллер смолк и остановился.

Подбежали люди, схватили машину за хвост, за плоскости, за подкосы, долго держали, опасаясь:

– Не убежала бы, каналья, вновь!

– Ни одной царапины! – удивленно сказал Козлов, осмотрев борты самолета. – Прав дядя Митя: действительно, редкий случай в истории авиации!

И, увидав разутого Чечина, укоризненно сказал:

– Ты бы хоть сапоги надел, ведь мороз на дворе!

– Ух! Запарила она меня! Ног под собой не чую, Матвей Ильич, – едва выговорил механик.

Козлов посмотрел на часы.

– Знаете, друзья, она гоняла нас около сорока минут.
 
Интересный отрывок. Очень интересный.

semen - а как там ваши проекты поживают? Есть новости?

Как там коршун? Что с крыльями от Ш-2. Есть информация?

Люди ждут  🙂, интересуются  🙂
 
Всех с новым годом! Здоровья и творческих успехов.
Желаю чтоб в новом году родилось несколько новых "Шаврушек" по всей нашей стране.
 

Вложения

  • Izobrazhenie_007_011.jpg
    Izobrazhenie_007_011.jpg
    87,5 КБ · Просмотры: 114
С позволения  Dmitry_SPb для оживления интереса к ветке - решил выложить очень редкую фотографию Ш-2. Спасибо большое Дмитрий за предоставленный фотоматериал.
 
Внимание! Ищем любителя Ш-2 из города Красноярска. Задача - посидеть в читальном зале местного архива. Номера фондов - сообщу.
 
Всем привет!

Хочу обратиться к Alex_520 помните писали про новодел из перьми
хозяин которого ждал весны.
Фоток не будет (пока не взлетит), говорит что примета плохая...
Взлететь не получилось - более недели сидел на берегу и ждал когда волны не будет. Не дождался...
Сейчас самолёт увезли с берега и уже до вешней воды он будет просто стоять.

Нынче уже весна, как насчёт того чтоб выйти с ним на связь?  🙂 Может полетает порадует нас. Жду с нетерпением!
 
На днях с ним виделись - приезжал к нам на одноместном полетать над Камой. У нас ещё лёд в полметра, так что ещё месяц ждать надо, как минимум...
 
Краткий отчет по поиску чертежей Ш-2 в архивах.
1.      Санкт-Петербургский архив научно-технической документации. В наличии 2 листа чертежей (3 вида) с подписью В.Б. Шаврова – большой лист и синька, а также машинописное ТО 1930 г. на папиросной бумаге. Тоже с подписью Шаврова.
2.      Городской архив СПб. Архив завода «Красный Летчик». Чертежей Ш-2 – нет.
3.      Архив завода в Таганроге. Чертежей Ш-2 – нет. (Информация от инсайдера).
4.      Архив ВМФ в Санкт-Петербурге. Чертежей Ш-2 – нет.
5.      Архив ГА в Москве - Чертежей Ш-2 – нет.
6.      Российский Экономический Архив в Москве.  Чертежей Ш-2 – нет.
7.      Городской Архив г. Красноярска. (Фонды АРЗ ГУСМП). Чертежей Ш-2 – нет.
8.      Иркутский областной архив. Чертежей Ш-2 – нет.
9.      Сегодня разговаривал с бывшим директором АРЗ-403. Он пришел на завод в 1969г. По его словам, к 1969 г. на заводе не осталось никаких следов производства Ш-2. В 1979 г. он изучал технический архив завода. Никаких чертежей Ш-2 там не было.
 
За совет спасибо. Пункт первый особенно интересен. Осталось выбраться в Москву в будни. У Селезнева чертежи есть, но распространять их он, вроде бы, пока не намерен. Чертежи у него новодельные, соответствие их оригиналу еще надо проверять, но, насколько я видел в видеоролике и на фотографиях, достаточно полные и точные. Хотя в конструкцию и внесены изменения. Кто еще не видел проект Селезнева - смотреть здесь http://www.iskru.ru/photos/130
 
Меня в самолете Ш-2 удивляет его гармоничность и целесообразность в рамках поставленной цели. Конструкции уже 85 лет, а она, даже будучи повторена полностью в оригинале - будет совершенной!
Если задумать самолет, простой в постройке, летающий и с грунта, и с воды, со складными крыльями, - первым делом в качестве примера всплывает Ш-2.
И при этом, не забываем, Вадим Шавров создал самолет, будучи совсем юным.
Впрочем, как и Игорь Сикорский, строивший Ильи Муромцы совсем мальчишкой...
Время, что ли, было иное...
Интернетов И КОМПОВ тогда не было, и голлова вынуждена была ДУМАТЬ )))
 
Интернетов И КОМПОВ тогда не было, и голлова вынуждена была ДУМАТЬ )))
Наличие компа не отменяет необходимость думать. Сам он ничего не родит. Зато комп помогает сэкономить уйму времени и кардинально повышает точность проекта.
 
Вопрос к Alex_520. Нет ли новостей от вашего знакомого шаврушкостроителя? Интересует все - любая информация. И фотографий побольше. Может бросите мне в личку его телефон? Я его тогда сам расспрошу.
 
Проба пера.
 

Вложения

  • IMG_3707_001.jpg
    IMG_3707_001.jpg
    173,4 КБ · Просмотры: 120
  • IMG_3709.jpg
    IMG_3709.jpg
    167,2 КБ · Просмотры: 125
  • IMG_3710.jpg
    IMG_3710.jpg
    245,6 КБ · Просмотры: 122
Назад
Вверх