Приветствую всех!
По просьбе Хенрика возвращаюсь к статье Шмида http://www.ornithopter.org/archive/weltluftfahrt.jpg [пост номер 989] http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1230850796/960 с подробным переводом.
(Название статьи в переводе -)
"Я революционизирую спортивное летание машушими крыльями"
(В предисловии редакции говорится)
Опубликованное ниже письмо говорит само за себя.
Кто был у Клемма и знал созданный к началу 1939 года в Мюнхене кабинный высокоплан "Muecke" ["Муха" - прим. Виктора], тот, без сомнения, знает и составителя нижеследующих строк. Weltluftfahrt [журнал "Мировое воздушное движение" - прим. Виктора] поставил себе задачу, не дать быть забытыму, возникшему 7 лет назад машущему полету, и может быть стать ему тем, что предсказал его изобретатель: выходом из тупика воздушного спорта.
Дорогая редакция!
Тысячелетия стремятся люди к извивающемуся полету, без напряжения играя машущими вниз и вверх крыльями , подобно древнейшему образцу, - птицам. Тысячелетия жертвуют они вплоть до сегодняшнего дня неустанный идеализм, нервы и немалые суммы, проводя опыт за опытом. Здравомыслящие удовлетворились на пути к цели обходом - аппаратами с неподвижными крыльями, а неразумные мастерили и дальше в мастерских и за чертежной доской, жертвовали имущество и добро, не оставляя старания следовать их образцу. Однако, кто слышал об успехе? Пали неустанные искатели жертвой неразумности? Разве не были высмеянны профессионалами и профанами пионеры, боровщиеся за доказательство их теории, сцепив зубы? Они собирали камень за камнем, и это гротеск нашего времени, когда достигнутое вот уже семь лет пылится в письменном столе, хотя это достижение достойно мирового признания: первый машущий полет с пилотом состоялся 26-го июня 1942 года в Мюнхене-Лайме на поле Шафервизе [Овечий луг, - прим. Виктора].
Тридцать лет назад начал я опыты, и мучительные недели и месяцы стоят у меня, 70-летнего старика, перед глазами так, как будто это было вчера. Только 1932-ой год принес первый успех свободнолетающей модели с машущими крыльями. Опыты были перенесены на землю. Был сконструирован мускульный автомобиль, и была измерена, развиваемая машущими крыльями, тяга. Тысячи неудач, - спутницы профанов, - с профилем и прочностью. В тяжкой работе удалось создать тягу от 180 до 200 килограмм. Этого должно хватить! Был построен опытный летательный аппарат весом 278 кг, с размахом крыльев 12,6 метра, и с задними махателями, - каждый по 3,2 метра. Потом мы подняли лебедкой на высоту 20 метров. Махатели начали вращаться, и аппарат пролетел 900 метров без какой-либо потери высоты. Снова то же самое, но с приводом в 3/4 лошадиные силы, создаваемыми человеческими мускулами. Встройка в центр тяжести мотоциклетного мотора Сакс в 3 лошадиные силы привела к очередному сюрпризу: беспроблемный старт, совершенно гладкий полет и по истечении 15 минут приземление. Средняя скорость путешествия - 60 км/час ! 6 лошадиных сил повысили скорость полета до 80 км/час. И всего лишь с 10 лошадиными силами двухместник достиг скорости от 100 до 120 км/час. С этими результатами, достигнутыми при свидетелях, работы должны были быть остановлены, как "не важные в военном отношении". Но перед этим были успешными еще и полеты "Грюнау Бэби IIa" с машущими внешними крыльями. Этo было достигнуто... и одновременно конец.
Доходит ли до нашего сознания, что это значит, уметь с 3-мя лошадиными силами стартовать и лететь?! Затрачивать на участке в 100 километров не более 1,5 литра топлива? Уметь парить, если погода позволяет, и в то же время не портить себе удовольствия, если термик иссякнет?
Я сегодня стар и не знаю, доживу ли до времен, когда в Германии снова можно будет летать. Еще никто не вгляделся в мою работу, но я чувствую внутреннюю обязанность привносить в ее сохранение, пока еще не поздно. Опробование должно вестись дальше. Даже если пока еще несущая и тяговая поверхности разделены, но все же конечная цель развития, - это чистый махолет. Я знаю этот путь и готов его показать. Успех не может заставить себя ждать! Махатели революционизируют спортивный полет!
Ваш Адальберт Шмид. 1949г.