...похоже что дельта-леты отходят уже в прошлое: уступая небо пара-моторным трайкам, ранцевым парамоторам, аэрошютам & etc. ? 🗿
Давным-давно, когда ДОСААФ с планерным кружком канул в лету я перешел на дельтаплан.
Потом были неуверенные полёты на дельталётах эпохи 19м2, с "Бураном" за "плечами".
Году эдак в 94-ом открыл для себя параплан, который занял практически все мое лётное время.
Сегодня мне 50-т, параплан и дельталёт 50/50, но я всегда предпочту маршрут на параплане в термичку, полётам на трайке. (Скайренджер 912 был продан так как - реально надоело, скука.)
Ну и где-то в этом промежутке я прошёл через паратрайки и парамоторы. Кстати первый "кирдык"-по вашему я пережил именно на парамоторе с неправильными установками,
По счастливой случайности мой товарищ, некогда Чемпион Словакии по парапланеризму, стал одним из первых конструкторов этих девайсов.
Он работал для нескольких контор производящих от обычных трайков до тяжёлых монструозных аэрошютов на американский рынок.
Короче теорию всех этих расхождений курсами телеги и параплана (кирдык), правильно расположенный вектора тяги, наклон и прочие дела я узнал от него когда
на дельталётах про "фатальный левый крен" еще никто не говорил. Полетать удалось на многих его телегах, как и на аппаратах полукустарного изготовления с рамой из титана, знакомая тем, для тех кто был в теме.
Короче мне было и есть с чем сравнить.
И лично мое мнение, дельталёт, не важно нано-трайк или обычный двухместный, гораздо проще в эксплуатации, обладает большим диапазоном скоростей, позволяет летать в большем диапазоне погодных условий. Про взлет вообще промолчу, так на дельталете студенты делают это успешно уже через пару часов налета. Эксплуатировать, хранить и перевозить такой аппарат, как АНТ вообще сказка. На Комбате можно парить прекрасно и к соседям слетать на посиделки с чаем. Ну и удовольствие несравненное, дельталёт для меня - это как мотоцикл, в теплую погоду в открытой кабине - просто кайф, динамику с париками не сравнить. Невероятный обзор, природа, запахи, даже разница температур определенных слоев воздуха - почти все это есть и у паратрайка, но по скорости и общему комфорту никакой паратрайк и рядом не стоит. Кто полетал на нормальном аппарате хотя бы часов 30-ть вряд ли захочет вернуться с медлительному паратрайку.
Кроме всего прочего крыло дельталёта имеет ресурс в разы превышающий ресурс параплана. У меня в ангаре стоит крыло 19м2. которому уже лет 30, если не больше, но оно отлично летает. Нормально летающего параплана такого возраста просто не найти, а современные двух-рядки уже через пару лет сильно проседают по характеристикам, нуждаются в тримировании (настройке строп через каждые 50-т часов) и умирают через 3-4 года практически окончательно. А современный тенденции к облегчённым крыльям - это вообще труба, крыло сделанное 10 лет назад на продуваемость держит гораздо лучше, чем современное 2-х годовалое крыло с минимальным налётом. (есть протоколы официальные, если захотите.)
Единственный явный плюс - это ценовой порог приобретения. Паратрайки - несомненно дешевле. Но если считать хотя бы на лет 10-ть вперед, то дельтик будет рентабельнее.
Многие мои студенты-парапланеристы через время перешли на самолеты - планера, некоторые подались в парусные виды спорта, а другая часть летает на дельталётах. Обратной трансформации я не припомню.
Короче "не спешите Вы нас хоронить"
Уф...