Вадим Цыганаш
Полемика. Взгляд не-журналиста vs взгляд главного редактора на проблемы АОН
В журнале "Авиатранспортное обозрение" вышел материал "Что делать с АОН?"
Автор - Алексей Синицкий. Главный редактор "Авиатранспортного обозрения".
Сам факт такого внимания означает, что появились какие-то силы, которые сподвигли главного редактора ведущего отраслевого журнала написать этот материал.
Для нас это означает, что необходимо ответить автору и тем силам, которые стоят за ним.
Я взял ответственность за полемику на себя и вот что получилось:
************ ************
Идея что то сделать с АОН не новая. Очевидная и сладостно- болезненная рефлексия нашего управления. Сладость ее в демонстрации своей нужности и возможности получения новых ресурсов и полномочий. Боль ее в разной размерности инструментов управления и его объекта.
Делать что-то, за отсутствием институтов и инструментов управления, у нас могут одним способом: отраслевым, централизованно и наотмашь. Давайте посмотрим, каким инструментарием происходит управление АОН?
Печальная 238 ч. 1 УК РФ - да.
Статья 11.4 КоАП РФ - да.
Прокурорские предупреждения и иски о прекращении деятельности - да.
Закрытие АУЦ -да.
Изъятие пилотских - да.
Для удара наотмашь, о котором столько говорилось в кабинетах , на совещаниях и в прессе Росавиацией с 2013 года этого определенно достаточно.
Теперь, посмотрим, какого инструментария нет.
Инфраструктура экономического управления ? Нет.
Организационное управление, создание институтов АОН? Нет.
Инструменты легализации, юридической защиты? Нет.
Инструменты повышения квалификации и постподготовки пилотов? Нет.
Инструменты технической помощи и контроля? Нет.
Инструменты дисциплинарного реагирования - нет. (Кроме изъятий пилотских)
То есть их нет совсем. Право, нельзя же телеграммы Росавиации адресуемые в никуда, за отсутствием институтов управления АОН, признать помощью? Тем более, что содержательно там нет ни-че-го. Ничего, что помогло бы избежать повторения проблем и катастроф. Ни рекомендаций, ни предложений. Только принять к сведению и принять меры. Кому, когда и как - нам не дано понять.
То, что идут постоянные суды, демонстрирует отсутствие какой либо адекватности управления. Ведь суд это способ более гибкого усмотрения, чем административное.
Именно поэтому АОН росла тогда, когда никто не обременял себя мыслью "что-то делать с АОН" . И это был не самый здоровый способ роста.
АОН выросла в нужде, угнетении и нелюбви. И породила феномены, соответствующие условию воспитания:
- высокие риски, но и высокие доходы на черном рынке авиаработ и авиаэкскурсий.
- отсутствие типовых ВС и центров сертификации, но одновременно нечто, называемое ЕЭВС.
- поистине чудовищную коррупцию, в которой и управляющие и управляемые
- нелегальную подготовку, но и закрытие всего легального.
- побег всего крупного, передового и иностранного из российского рынка и ввоз второсортного, отслужившего, отсталого
- кратную, а местами порядковую разницу в ценах черного и официального рынков.
Это - картина развивающихся стран. Венесуэлы и Африки.
Добавим туда, что:
-концепция развития АОН не принята с 1998 г.,
- нет Инспекции по АОН, предусмотренной ещё в 1997г.,
-в стране нет ни одного лица, отвечающего за АОН и ее развитие,
- отсутствие механизмов привлечения экспертов АОН к работам над проблемой,
-отсутствие финансирования исследований и, как следствие, отвратительно убогое, архаичное законодательство, совершенно не связанное с реальной жизнью.
-отсутствие профессионалов АОН в управлении.
И вишенка на торте - утверждение о том, что развитие на иссохшемся от финансовой нищеты официальном частном и от административно-уголовных репрессий черном рынках - дело самой АОН. Бюджетных денег тоже нет.
Все это вместе взятое - картина управления, характерная для Сомали, других таких же развивающихся стран.
Самый важный вопрос совершенно не в том, обретёт ли АОН новый правовой режим коммерческого использования. Он давно есть и прекрасно себя чувствует, когда спит прокурор. Вопрос в том, появятся ли нужные инструменты для легализации, помощи в подготовке, постподготовки и техобслуживании. Появится ли регулировка рынка, соответствующая ее экономике?
АОН это не отрасль, по крайней мере сейчас. Это микробизнесы. Их совокупность может вырасти в подотрасль ГА,. если любовно ухаживать за каждым микробизнесом.
Именно поэтому отраслевой, централизованный подход здесь вторичен.
Кстати, мы знаем целых три варианта изменений в Воздушный Кодекс. И очень спокойно на это смотрим из далей наших полевых аэродромов, потому что твердо знаем, что никакого решения ещё не принято никем, что только начинается проработка этих вопросов. А значит, эти варианты либо исчезнут в небытии, либо будут дорабатываться.
А если не будут - ну что же, давайте посмотрим, что происходит и куда это приведет.
- 2017 год - год массового получения пилотских за рубежом. Конюхов - лучший пример.
-2017 год - год эмиграции не только пилотов, но и целых авиационных учебных центров.
-год, когда до невозвратно состояния уничтожена экономика АОН, а вся инфраструктура стала убыточной.
-год, когда массово прекращается авиадеятельность АОН.
Что мы можем ещё потерять? Принимайте, давайте. Теряем не мы. Страна.
Вернёмся к центральной идее статьи. Она проста: лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Абсолютно никто с этим не спорит.
Но давайте посмотрим чего нам не хватает, чтобы быть богатыми и здоровыми.
АОН выросла такой, какой выросла. В последние годы переболела рахитом. Местами - ДЦП. Очень часто вместо детского садика и школы, уроки давались в доме для душевнобольных.
Наивна надежда одним лекарством исправить все.
Дайте денег больному и он использует их в соответствии с больным воображением.
И автор очень четко это отметил. Действительно, каждый из нас , пилотов, ходил по грани. Часто - за гранью.
Так ведь кругом - Сомали. Джунгли. Охотники. Ты или рискуешь и сыт, или не рискуешь и голоден. Нас привязали к дереву и теперь мы не можем рисковать. Вроде бы все хорошо, но пациент в коме.
Конечно, речь должна идти о трёх фундаментальных вещах:
Об образе будущего. Каким должна быть АОН. Для чего она может быть предназначена в стране, которая утрачивает человеческий капитал, находится под санкциями и имеет массу экономических проблем? Как достичь этот желаемый образ, какие эксперты и что предлагают? Что думает власть, которой принимать решения? Но молчит автор: нет экспертов, у власти нет решений. Они только-только начали появляться на административном горизонте.
О самостоятельной системе управления, соответствующей территориальному распределению и организации АОН. Ее нужно определить, согласовать с пилотами и бизнесом АОН. С инвесторами и коммерческими компаниями авиаперевозчиков, которым мы открываем двери в высокомерие платное будущее. Но молчит автор: нет такого решения.
О техниках и технологиях развития. Но и тут тишина.
А ведь идут, идут эти работы в недрах общества. Комиссия по АОН выработала дорожную карту. Профсоюз АОН имеет шесть вариантов ее развития. Идет работа в Минтрансе. В процессе обсуждения появились депутаты, космонавты, эксперты ИКАО, производственники, владельцы компаний и т д. Подключились авиационные федерации: центральные местные. Налажены каналы обсуждения.
Возникает постоянное движение идей, предложения, их критика. Предложения пилотского сообщества экспрессом направляются прямо в Минтранс. Возникают и рушатся концепции, идёт тяжелейшая интеллектуальная работа огромного числа людей.
Государство подключилось к постановке проблемы, а значит подключится к ее решению. Впервые это стало публичным, а не кулуарным делом: пилотское сообщество сгруппировано и на экспертном уровне представлено в органах власти. И это огромная победа общественных сил.
И обо всем этом, сама интересном, тишина.
Вот темы, достойные отраслевого пера. Вот что очень хотелось бы читать.
Прочесть оригинал статьи "Что делать с АОН?" можно здесь:
Что делать с АОН?
Источник