Человек, выбравший "блоху" в качестве аппарата, на котором он, возможно, впервые самостоятельно поднимется в воздух, должен дать себе отчет: почему его выбор остановился именно на этом самолете. Минимальный труд, затраченный на постройку - это понятно. А дальше? Несрываемость в штопор конечно важное свойство, а в остальном? Надеяться на то, что самолет построен правильно, а следовательно, все в полете сделает сам - наивно. Это все равно, как если, не учась ездить на лошади пытаться участвовать в скачках, просто посильнее уцепившись за гриву...
Тем не менее, на форуме встречаются многие лица, которые, прямо не делясь своими сомнениями и страхами, кочуют с ветки на ветку, пытаясь отыскать именно это: «автоматический» или «почти автоматический» самолет. Например, мне показалось, что один участник, просмотрев ролик о заходе «блохи» на посадку, расширил свой выбор искомого Л.А. до парапланов. -
http://www.youtube.com/watch?v=WgeNbg3VrGo&NR=1
Хотя, как известно, параплан - далеко не безопасная штука, таящая в себе не меньше «подводных камней», чем любой другой летательный аппарат.
Ничего особенно страшного в таком заходе на посадку «блохи» нет. За простоту схемы управления приходится платить некоторой некомфортностью. Попытка поправить курс, сначала вызывает поворот с внешним скольжением (и перегрузкой, конечно. Видно, как пилота мотает «от борта до борта») и, только после этого, возникает српутствующий крен, когда перегрузка располагается по вертикальной оси аппарата. Анри Минье очень гордился изобретенным им управлением и говорил, что «блоха» просто не может поворачивать не правильно. Он в этом, конечно, не совсем прав. На любом самолете на приборной доске имеется указатель скольжения – «шарик». Он представляет собой изогнутую стеклянную трубку, где в демпфирующей жидкости помещен шарик черного цвета. Этот нехитрый прибор показывает, насколько правильно выполняется вираж.
На самолете нормальной схемы при определенном умении летчика (приобретается на первых часах обучения) независимо от величины крена на вираже, шарик постоянно находится «в лузе», т.е. между отметками, сигнализируя, что перегрузка действует вдоль вертикальной оси самолета. На «блохе» в первый момент ввода в вираж шарик показывает внешнее скольжение тем значительнее, чем сильнее отклонен руль поворота.
Другими словами – «блоха» начинает поворот всегда «не правильно», но быстро «поправляется». Вообще, управление «блохой» несколько напоминает управление простейшими компьютерными симуляторами, где в качестве органов управления есть только стрелки клавиатуры «вверх – вниз» и «вправо-влево».
На протяжении этой ветки мы узнали много об истории "блохи", обстоятельствах сопутствующих ее рождению, о сложностях становления ее как безопасного самолета, о дальнейших путях развития аппаратов этого типа. Наши рассуждения были в основном верны: так в последней модификации фирмы Минье НМ-1100 наметился возврат к управлению нормальной схемы - появились элероны на заднем крыле. Это прямое следствие того, что по сравнению с тридцатыми годами нормальный самолет стал менее загадочен, более доступен, прекратил быть редкой экзотикой. Т.е. когда вокруг огромное число примеров успешного овладения техникой пилотирования обычными людьми - надобность в упрощенном управлении постепенно отпадает, хотя и не во всех случаях…