Владимир Павлович, жаль, что не удалось довести проект до "товарного" состояния.
Привет, Кястас: приятно читать твой, со знанием дела, комментарий. Постараюсь ответить, как я понимаю эту проблему.
Да, грамотные в авиа-бизнесе инвесторы сейчас большая проблема, даже больше, чем грамотные конструкторы. Можно "уговорить" только тех, у кого мало опыта и знаний авиационной специфики. И наоборот, кто хорошо знаком - не спешит вкладывать деньги (если это не гос-казна).
Ты видел и инвестора, и в обсуждениях участвовал. Я ведь и привез его в Литву, чтобы переход от построенного опытного образца к производству мог быть плавным, без излишнего напряжения сил и средств: наверное, ты согласишься, что и Мочулис и Юргис Кайрис, в случае договоренности, смогли бы на основе существующих мощностей и ресурсов развернуть выпуск, хоть наборов, хоть готовых самолетов при соответствующих (в разы, если не на порядки, меньших) вложениях в инфраструктуру. оснащение с нуля создаваемого предприятия и подготовку и организацию работоспособного коллектива - у вас, за малым исключением, все это имеется. И с продвижением на рынок проблем было бы меньше: непререкаемый авторитет Юргиса и весомость его слов, безусловно, помогли бы сформировть портфель заказов, более чем достаточный для выхода на автономную работу. Но для этого потребовалось бы входить в долю, делиться и, таким образом, отдать в чужие руки значительную часть кажущегося таким близким, успеха. Должен сказать, что и в рамках РФ я предлагал какие-то варианты кооперации: но, действительно, храбрость неведения заставляла продолжать работу в кустарных условиях, все более усугубляя проблему. И, в итоге, когда действительно,"Цели ясны, задачи определены - за работу, товарищи" (с)
Л.И. Брежнев и оказалось, что одновременно необходимо выпускать КД ( опытный образец строился по модели), строить предсерийный образец с учетом замечаний по ЛИ; осваивать новую территорию для производства, оснащаться, комлпектовать персонал; а, возможно, и принимать к исполнению поступающие заказы на КИТы, либо готовые борта - оказалось, что мы, фактически, у разбитого корыта: даже по человеку на направление и близко не набирается; в данной ситуации решение представляется вполне адекватным - и рыбку съесть и в кресло сесть пока мало кому удавалось.
Если есть деньги только на один прототип и одну выставку - не стоит даже начинать. Это как родить ребёнка и выбросить на улицу. При таком начале небыло бы ни одного серийного самолёта (вспомним начало Су-26).
Дело, вообще-то, не в количестве денег - а, в общем, в понимании, что просто, пОходя, не нарушая привычного уклада и не взвалив на плечи огромный воз проблем, ежедневно требующих решения, основать и поднять действительно сложный и рискованный бизнес, не получится. Жаль, что такое понимание пришло слишком уж поздно - в условиях, описанных выше, большинства этих проблем можно было бы избежать.
Но какой конструктор откажется от предложения - давай сделаем один самолёт, покажем его народу, а потом - посмотрим...
Даже наоборот, большинство сами такое предложили первому попавшемуся "мешку с деньгами"...
Должен заметить: изначально самолет в компоновке Ларос-100 был вообще ультралайтом и предполагался к постройке в одиночку мною самим; затем - предложение строить уже в пилотажном LSA варианте во Флориде, скинувшись парой десятков интерессантов - а состоявшийся вариант случился уже потом, после отвергнутого мною предложения возродить выпуск Су-26 под другим брендом.
Но, как говорится, отрицательного опыта не бывает. Тем более, что Ваш опыт будет полезен не только Вам. Удачи и терпения... 🙂
В процессе данной работы мною был проверен ряд конструкторских решений, применены ранее не используемые материалы и технологии; наконец, условия конструирования дошли до экстремума ( меньше одного человека спроектировать самолет не могут): и если бы этот опыт был бы получен на десяток лет раньше - можно бы считать себя счастливым; но, думаю, и сейчас все не так уж бесполезно. Кроме того, и в предыдущих и в этом, проектах, одной из решаемых мной задач была подготовка и обучение людей нашему непростому ремеслу - и сейчас, в некоторой степени, это также удалось. Думаю, вряд ли кто-то из работавших со мною когда-либо, может сказать, что не увеличил свой потенциал за время этой работы.