Ох, нелёгкая это работа - обучать дельталёту учлёта.

дельталет это не автомобиль и поэтму не надо ожидать от дельталетатакого же мгновенного исполнения команд как на автомобиле.Объясняю и показываю, вот смотри - легонечко двигаешь трапецию в бок и ждешь реакцию на эту команду.На высоте он так и делает и все получается, а при заходе начинает упираться что есть мочи пытаясь удержать курс и естественно начинает раскачивать дельталет по кренам.Само собой в результате на полосу заходим наискосок.
Алексей ,всё правильно объясняешь
Я сам через это прошел и у курсантов видел-кратко суть проблемы: он даёт ручку и видит что аппарат не идёт-знчит,думает,мало и даёт ещё а аппарат уже пошёл на первую дачу ручки да ещё добавка-видит что много!!!-даёт обратно-видит-мало(аппарат ещё отрабатывает вторую дачу)-ещё добавляет  ....опять много , даже очень но уже в другую сторону! и так по прогрессирующей синусоиде до ухода на второй :STUPID
А на высоте это не наглядно
Это обязательно пройдёт с налётом -я говорю ;когда руки соединятся с головой;-имея в виду прочувствовать задержку реакции аппарата на ручку.
поучи его фиксировать небольшую дачу ручки и ждать реакцию
А с твоим налётом и стажем -самое время учить -ведь ущё не при
тупились собственные ощущения первых полётов!
Успеха и осторожности -от простого к сложному! 🙂
 
Кто знаком с теорией автоматического управления (ТАУ) знает, что такое отрицательная обратная связь. Для тех кто не знает - постараюсь по простому: это реакция системы на устранение возникшей ошибки (отклонения). Если отклонение влево - надо довернуть вправо, и наоборот. Для повышения точности управления, т.е уменьшения величины ошибки (отклонений) требуется увеличивать управляющее воздействие. Т.е. на одно и то же отклонение реагировать интенсивнее, жёстче. На я зыке ТАУ - это означает - увеличить коэффициент усиления отрицательной обратной связи. Но бесконечно его увеличивать нельзя, т.к. при определённом его значении наступает потеря устойчивости системы. И тогда сама отрицательная обратная связь, помноженная на огромный коэффициент, начинает систему раскачивать влево-вправо, каждый раз реагируя на отклонение больше чем нужно (переруливая), и поэтому всякий раз проскакивая по инерции положение равновесия.

Пилот в задачах точного пилотирования - как раз являет собой такую "следящюу систему" с отрицательной обратной связью. И чем точнее требуется управление - тем жёстче вынужден действовать пилот, т.е. начинает больше "переруливать", взвинчивая внутренний коэффициент усиления обратной связи. Наконец, в какой-то момент этот коэффициент превышает критический, и система "пилот + ЛА" становится не устойчивой, что и приводит к раскачке.

Вывод: расслабиться, и снизить требования к точности управления (т.е. "забить" на небольшие отклонения от оси ВПП при заходе). Если при этом точность управления не гарантирует приземления в пределах ВПП - то продолжить тренировки без касания ВПП (заходы до высоты начала выравнивания и проходы над ВПП, дорогой, любым другим безопасным линейным ориентиром), пока точность выдерживания направления не станет достаточной. А если он, перестав ловить малейшие отклонения, в ВПП всё-таки попадает - то с налётом эта точность сама улучшится, не стоит волноваться, что пока немножко не по оси.

Ну и согласен с вышеозвученной рекомендацией - работать трапецией короткими (соразмерными отклонению) дачами: дал-вернул-убедился, а не ждать сразу реакции на управление по типу: дал-убедился-вернул.
 
Прочитал внимательно, и убедился  какая разница  в обучении на МДП       с инструктором и самостоятельно. Предвижу  критику что  это неверно, что рулетка и.т.д. И это справедливо, про это много писано и я не советую рисковать, если  есть  малейшая  возможность летать  с  инструктором. Но вот  когда  нет  рядом   гаранта исправить твои промахи,и ты один  на один  с аппаратом,      то нервное напряжение , борьба  мозга  с оцепинением (от страха)рук и ног  заставляет колотиться  все клетки .Не знаю как это  назвать, адреналин, -возможно, но после очередной посадки - полупадения  и отходняка , опять  тянет взлететь. Ощущения  эти  настолько  сильные что  читаю сейчас , и как вчера ,а первый полёт  был  в96м. .            Расслабляет очень не сразу  пока не освоишся с крылом. Вот тут пишут  расслабиться и посадки  пойдут, согласен, но не получается  пока  не наступит  уверенность , а с  инструктором она затягивается, есть  страховка, поправят.    Про отработку  посадок  без двигателя, выключаю с первого раза  полностью, т.е.исправить ,поддать нельзя,какая должна быть  высота  над  точкой, и размеры полосы. Так для  себя точно и не определил, понятно что  минимальна , но всё же, норматив хотябы на  3 бала, подскажите  кто в курсе. 
 
Парни!
Ну вы уж совсем то за лоха меня не держите.
Естественно помню и всегда готов к уходу на второй круг (хотя сам когда один этим практически не пользуюсь).
Естественно мы с ним делали и проходы и летали вдоль дорог и развороты...
Мы даже пикировали с высоты 50м и он уже научился сам выравнивать после пике.
Несколько раз он садился на травку на поле практически без моего вмешательства.
Я ж говорю - все было хорошо пока не попробовали заходы на асфальтовую (хорошо видимую на фоне травы) полосу.
Предполагаю, что по ее контурам хорошо видно малейшее отклонение от курса и учлет пытается энергично его скорректировать.
Будем бороться с его ненужной шустростью.

Пока мы с ним больше не летали, а как соберёмся попробую совет данный в начале ветки - про несмотрение на подкос, а только на полосу.
А еще планирую попробовать с ним заходить на посадку издалека, думаю это тоже поможет избавиться от раскачки т.к. подлётного времени будет намного больше и у учлёта не будет спешки и стреса из за быстро приближающейся ВПП.

=====================================

Если эту ветку читают потенциальные самоучки, то хочу им сказать: я понимаю, что 60 - 70 тысяч у вас на обучение может и не быть, но вы найдите хотябы 500р. и попросите опытного пилота дать вам попробовать завести аппарат на посадку.
Думаю этот недорогой эксперимент вправит вам мозги и вы все-таки согласитесь, что ваше здоровье стоит суммы потраченной на обучение.
Деньги можно заработать, накопить, занять, украсть в конце концов, а потерянное здоровье не купишь.
 
На брошенную мне предъяву:

Недавно вы писАли, что с заглушеным движком в стометровую нет, но на 400 метров попадёте свободно. 
Отвечаю - вот свежие данные:
http://www.youtube.com/watch?v=W8OByrSB3Ww

Дружище@ tenebr!
Как видишь даже на мокрой траве, ищо ажно целых 33 метра "палубы" остаётся в запасе.

А чем ты похвастаешься?
Где твои ролики посмотреть?
Сам то на "палубу" могешь попасть или ты умеешь только на форуме ля-ля? 😉
 
Не, я так не могу. Я ещё не настолько опытный. Я всё больше блинчиком около взлётки и то бетонной. Над деревьями вообще страх берёт, и тем более над водой. Мне ещё учиться и учиться. Говорят люди под проводами слалом устраивают, во мастера. У тебя нет случайно такого ролика или ты так ещё не можешь?
 
Говорят люди под проводами слалом устраивают, во мастера. У тебя нет случайно такого ролика или ты так ещё не можешь? 
Зря стараешься, на эту ботву меня не развести.
И кроме того тебе придется встать в очередь.
Тут уже есть один мечтающий приклеить мне ярлык авиаотморозка.
 
Есть предположение, что установку "любой ценой на центр полосы" (в голове учлёта), надо лечить вообще без полосы. Достаточное скошенное поле (надеюсь найдётся в округе) и установка " против ветра", всё. Давление ответственности перед самим собой и инструктором снимается, и получается как надо, с количеством приходит смысл движений, суть их инертности, появляются рефлексы, они прописываются на корочку а там уж автопилот в голове рядом. Даже если очень хочешь съэкономить ему деньги, не ускоряй процесс.
 
Прочел всю ветку.Петрович,принцип рассказал.Оч конечно трудно учлету что то объяснить в обычном трайке.Сужу ,имея опыт,
 
Еще зависит от обучаемости учлета.Ведь нужно  не только принцип управления балансирным аппаратом знать,но и в воздухе чувствовать всеми частями (позвоночником,жопой и тд)тела целостность ТЕБЯ и АППАРАТА,работать на упреждение,те словами это впринципе невозможно передать.Есть учлеты,которым все оч легко дается-это природный дар,есть с которыми приходитсяч возиться.
 
Размышления по поводу вышесказанного.
1. Действительно, когда ЫШо не было в нашем распоряжении всяких там АХР-овских полос -- мы летали в чистом поле, всегда против ветра. Сажать я учил так: садись куда хоШь, только правильно выровняй и коснись. После много-много праУльных посадок можно постепенно учить сажать на точность (в том числе и по ширине). Опять же не "насиловать", а бросить, например, рюкзак: "Садись рядом!"
2. Полезно объяснить учлёту, что летит-то не телега, а летить (твою!) вообще-то КРЫЛО! И сажать-то надо именно крыло, подводить праУльно к земле надо именно крыло! А не телегу. Если крыло подошло к земле яК надо, то уж телега покатитЬся по земле весьма праУльно. Мы переходили на ДЛТ с безмоторного, нам бУло легШе. Вспомните, кто летал на ДП: подведёшь крыло праУльно -- хоть на контрсклон садись, главное подвести его праУльно! А сам при этом можешь висет как угодно, бывало, так изогнёшся, чтобы нормально встретить землю ногами, как акробат какой... На самолёте всё это несколько по другому: тут всё жёстко связано.
3. Учлёт учлёту РОЗНЬ! БУвало я и за 3,5 часа выпускал, потом доучивал всем премудростям. А в позапрошлом годЕ человека откатал 25(!) часов и НЕ ВЫПУСТИЛ! Долго он на меня обижался: как же, в прошлом большой начальник, деньгА есть, а я, видимо, плЁхой инструктор... Потом он откатал программу на самолёте сверхлёгком и теперь вылетел самостоятельно, но ужО на самолёте. Так вот, что интересно, меня благодарит, за то что "живой и здоровый" Каждую неделю позванивает, друзья мы с ним!
4.  Мат, он конечно, как и в "шахматах", иногда нужен, но не забывать, что учлёт -- он РАЗНЫЙ ЦУКА(!): кого по головке надо гладить, а кому "пинка под зад". Тем более, смотря как он себя в данной ситуации чувствует: бУвает что начинает выпендриваться, а бУвает страх у него. Это прямая обязанность грамотного инструктора: знать основы психологии и педагогики и к месту применять эти знания: а как вы хотели? Кому щас легко? ДенюЖку, её отрабатывать надо!
 
@ Алексей SPB

Был у Mr Gray'а такой учлёт: все нормально, все правильно делал на высоте, но при приближении  земле хватался за трапецию так, что вены на руках у него вздувались. соотвественно стремился просто попать в полосу без выравнивания и выдерживания. Оказалось: он бывший парашутист, боялся приближения земли. Тогда ввели проходы над полосой на высоте 1-1,5 метра. То есть он с переднего кресла заводит, затем инструктор берет управление и проходит на полосе на этой высоте. В это время курсант должен смотреть на край полосы, при этом взгляд должен скользить вдоль неё, а не цепляться за отдельные элементы. Тогда получается учиться чувствовать высоту.

А учили нас так: при заходе - смотреть на полосу и её движение относительно тебя. Ну или тебя относительно полосы. Лично мне было не просто привыкнуть: глаз цеплялся за видимые элементы конструкции ЛА.
Т.к. учились несколько сразу учлетов, то пока один летает - остальные могут выполнять простое и в то же время на удивление полезное упражнение: пеший полет по кругу.
Нарисовали коробочку на земле. выходишь на старт и пошел по кругу, одновременно проговаривая что и для чего делаешь и двигая руками как в полете. Это очень помогало отработать моторику еще на земле.

Вынужденные отрабатывались следующим образом: взлетаем, 200 метров над центром полосы, бросаем газ и поехали: надо спланировать как угодно, но в торец полосы. При этом надо помнить диапазон скоростей и вертикальные скорости с которыми дельтик может лететь.
Спасибо инструктору, насоклько я знаю у нескольких уже были вынужденные, причем успешные.

Самостоятельно Роман Александрович выпускал только если услет выполнял сам посадки с круга 5 раз на 5 баллов. Ну и вынужденные, естественно отработал.
 
НЕ ВЫПУСТИЛ! Долго он на меня обижался
Уважаю! Бывает очень сложно остановить учлета, сказать ему, что это не твое, что на земле он будет жить долго и счастливо. Из своей, еще дельтапланерной практики: был клуб, регулярные занятия, полеты. На практических полетах одни быстро проходили упражнение "0", затем бугорок, 10м, 30м и т.д. А у других паника в воздухе на высоте 0,5м, ноги велосипед рисуют. Такие в обиде, что выше НИЗЗЯ! В итоге обида - я его затираю, ущемляю. Многие ушли из клуба, с обидой на меня. Но я точно знаю, что они не разбились на дельтаплане. А есть и такие, кто не стал летать, но остался моим другом, и даже благодарит, что не дал ему разбиться. Хотя, может быть я не смог "обиженных" научить побороть себя. Ведь в обучении, по моему мнению, большая роль психологической подготовки.
 
А учили нас так:
Хорошо Вас учили, Mr Gray Jr.
Могу дополнить.
Следуя по глиссаде, которая виртуально заканчивается в "точке выравнивания", смотреть необходимо в "точку выравнивания" (ТВ). При правильном следовании по глиссаде она остаётся на месте. Все остальные "точки" плавно "разбегаются" от неё. То есть при приближении все предметы увеличиваются в размерах. Если "ТВ" смещается вперёд -- значит идём с недолётом, если назад -- с перелётом, если уходит влево -- значит летим правее полосы и т. д. Так же учУт попадать в цель парашютистов. Они ещё для удобства вытягивают носок ноги и держат "цель" как на мушке прицела. А мы, дойдя до точки выравнивания, на высоте выравнивания переводим ДЛТ в горизонтальный полёт, одновременно превращаем взгляд в "скользящий", чтобы видеть приближение земли и соразмерно реагировать ручкой (прибирать/отдавать). У самолётов с большим капотом спереди приходится для этого переносить взгляд влево/вперёд. А принцип остаётся тот же.
 
Бывает очень сложно остановить учлета
Приятно знать, alex_KPE, что мнения с Вами совпадают.
Но я ЫШо иду на одну хитрость. Я начинаю гонять учлёта по программе. Например, упражнение "Отказ оборудования..." многие понимают только как отказ двигателя и усердно его отрабатывают. Согласен, это важно, и надо отрабатывать. Но упражнение же "Отказ ОБОРУДОВАНИЯ!" Вот и отрабатываю я, поочерёдно заклеив непрозрачным скотчем УС. ВАР, ВД, тахометр, компас. Перед этим ученик зубрит, как распознать конкретный отказ, какие причины приводят к тому или иному отказу того или иного оборудования, как завершить полёт безаварийно при отказе того или иного прибора.
Опять же можно полетать по маршруТЕРАМ там всяким. Это отвлекает учлёта от неприятных дум о "недоступной посадке", может придать ему силы вновь и вновь тренироваться, думать и т. д.
Вообщем, процесс творческий... :craZy
 
"Отказ ОБОРУДОВАНИЯ!"
Нет у них дельтапланерной школы. Дельтапланеристы "ливером" те режимы, в которых крыло летит ощущают. А вот с двигателем бывает совсем по-другому. Даже опытные прокалываются. Старенькая тележка МД20, крыло "Небо", двигатель "Буран", все было нормально. Поменяли крыло на "Стрейнджер". Скорость возросла, двигатель стал греться. Датчика температуры не было. В результате небольшой маршрутик, газ в пол, двигатель встал, на дороге машины, посадка на лес, почти 2 месяца ремонта. Сейчас все восстановлено, поставил на двигатель указатель температуры. Просят снять - смущает. Без него говорят спокойнее, не раздражает. Поэтому приборы и нужны, чтобы периодически сверять свои чувства с реальностью. Но это отдельная тема, обучить этому  учлета. На начальном этапе он и без этого почти без сознания, одни эмоции.
 
Размышления по поводу вышесказанного.
1. Действительно, когда ЫШо не было в нашем распоряжении всяких там АХР-овских полос -- мы летали в чистом поле, всегда против ветра. Сажать я учил так: садись куда хоШь, только правильно выровняй и коснись. После много-много праУльных посадок можно постепенно учить сажать на точность (в том числе и по ширине). Опять же не "насиловать", а бросить, например, рюкзак: "Садись рядом!"
2. Полезно объяснить учлёту, что летит-то не телега, а летить (твою!) вообще-то КРЫЛО! И сажать-то надо именно крыло, подводить праУльно к земле надо именно крыло! А не телегу. Если крыло подошло к земле яК надо, то уж телега покатитЬся по земле весьма праУльно. Мы переходили на ДЛТ с безмоторного, нам бУло легШе. Вспомните, кто летал на ДП: подведёшь крыло праУльно -- хоть на контрсклон садись, главное подвести его праУльно! А сам при этом можешь висет как угодно, бывало, так изогнёшся, чтобы нормально встретить землю ногами, как акробат какой... На самолёте всё это несколько по другому: тут всё жёстко связано.
3. Учлёт учлёту РОЗНЬ! БУвало я и за 3,5 часа выпускал, потом доучивал всем премудростям. А в позапрошлом годЕ человека откатал 25(!) часов и НЕ ВЫПУСТИЛ! Долго он на меня обижался: как же, в прошлом большой начальник, деньгА есть, а я, видимо, плЁхой инструктор... Потом он откатал программу на самолёте сверхлёгком и теперь вылетел самостоятельно, но ужО на самолёте. Так вот, что интересно, меня благодарит, за то что "живой и здоровый" Каждую неделю позванивает, друзья мы с ним!
4.  Мат, он конечно, как и в "шахматах", иногда нужен, но не забывать, что учлёт -- он РАЗНЫЙ ЦУКА(!): кого по головке надо гладить, а кому "пинка под зад". Тем более, смотря как он себя в данной ситуации чувствует: бУвает что начинает выпендриваться, а бУвает страх у него. Это прямая обязанность грамотного инструктора: знать основы психологии и педагогики и к месту применять эти знания: а как вы хотели? Кому щас легко? ДенюЖку, её отрабатывать надо!

Подпишусь под каждым пунктом.
 
Назад
Вверх