операция "Эвакуация"

smixer

Летаю на Stinson & Dornier
Член команды
Откуда
Хабаровск
Оригинал здесь:Операция "Эвакуация" - Малая авиация России. Обучение на Пилота-любителя. Обсуждение самолётов. Регистрация.
Каждый год, 31-го января мы с друзьями ходим в баню… Традиция у нас такая. Да не, шучу конечно. Каждый год в начале лета мы с друзьями в очередной раз спасаем из очередного места вынужденной посадки одного нашего товарища и его самолёт. Карма у него такая. Зато после его приключений весь остальной сезон проходит на ура. И надо признать, что этот опыт со временем даёт результат – каждый раз последствия его приключений всё легче и легче.
Тёплый летний вечер. Я приехал домой чуть раньше чем обычно, часов в семь. Перекусил, вышел во дворик. Ляпота! Травка зеленеет, цветочки цветут, не жарко, не холодно. Жена жарит на десерт головку бри и тосты из чабаты под красное чилийское… Но не успел усесться – звонок. Друзья, ёпт… Докладывают - летали на косу на двух еропланах, позагорали-поплавали, поехали обратно. Мы прилетели, а Анатолий сел с отказом движка недалеко от места взлёта. Сотовая связь есть, хоть и неустойчивая. Говорит, что вроде всё нормально, но скоро ночь, надо забрать. Приезжай. Спасибо, родимые…
Пытаюсь собраться быстренько – светлого времени осталось немного, а мне еще ехать из центра на аэродром, слава богу у нас не Москва. Готовить самолёт тоже надо самому. Аварийный рюкзак, уши, GPS, курточку еще захватить. Прыгаю в машину, по пути заезжаю на заправку. Пытаюсь вспомнить сколько осталось топлива в самолёте, но точно не помню, поэтому лучше перестраховаться. Мотор О-435 непривередлив к бензину и отлично работает даже на 92-м. По пути на заправке заливаю пару канистр.
Приезжаю на площадку. Друзья уже садятся в «стописятку» - слетать на разведку, заодно сбросить потерпевшему сумку с припасами на всяк пожарный. Я пока готовлюсь. Топлива в Стинсоне оказывается больше половины, а лететь тут десять минут – песчаная коса расположена на острове посреди Амура, удаление от площадки чуть больше 20 км. На всякий случай заливаю канистру в один из баков для равновесия.
Самолёт мой находится в процессе вялого апгрейда авионики. Оба радио работают только на прием благодаря отсутствию кнопки передачи. Компас имеется только в виде «бычьего глаза», а выцветшую разметку старинных приборов контроля двигателя плохо видно даже днём. Подсветка панели отсутствует как класс. Ну да ладно, я хотя бы успел заменить неработающие указатель поворота и авиагоризонт, и то хлеб. Горизонт с Америки на нём стоял английский, 43-го года, от бомбера «Ланкастер». Его я сдал Андрюхе в коллекцию старинного железа, в которой есть ещё масляная лампа, угольный утюг, пожарная каска и патефон. Хотя и «новый» горизонт не слишком отличается от древнего – такой же здоровенный и чёрный, и стоит пока на том же «удобном» месте внизу панели возле РУДа.
Пока закидываю шмотки прилетают соратники. Каб сел удачно, самолёт выглядит целым, сумку сбросили, Толик идёт пешком к косе и там его надо забрать. Более того у него есть «болтушка», радиосвязь установили, направление показали. Идти ему всего пару-тройку километров. Стартуй.
Я тоже беру болтушку, втыкаю в неё через переходник свои самые модные уши, одеваю спасжилет, стартую. Двигатель вроде работает ровно, но при проверке обороты на одном контуре падают аж на 300. Прожигаюсь. Чуть получше, но всё равно х#рня. Впрочем самолёт лёгкий, лететь недалеко, да и вариантов спасательной операции в общем немного. Взлетаю. Солнце клонится к закату, но день ясный и ещё довольно светло. Хоть Амур постоянно меняет свои очертания в зависимости от уровня воды, места здесь знакомые, всё искатано вдоль и поперёк. Пытаюсь связаться с потерпевшим по радио, и одновременно ищу его самолёт на земле. Отвечает. Ага, вон и аэроплан, сиротливо застыл в траве. Поляна скорее коричневая, чем зелёная, что вселяет надежду. Толя уже прилично отошел и я его не вижу. Говорю ему, что покажу направление движения к месту посадки. Над косой делаю круг, сажусь. Рулю к тому концу, от которого ближе идти. Песочек влажный, но местами зыбкий, самолёт едет с трудом. Наверное хватит. Разворачиваюсь. Пытаюсь дозвониться до соратников, не получается. Сеть исчезла с обеих симок. Пытаюсь связаться с Толиком с земли по радио. Тоже безрезультатно. Тем временем солнце встречается с горизонтом. Думаю,что минут 40 у меня точно есть, пока волноваться нечего. Иду изучать «ВПП». Несколько дней назад я здесь был, но тогда всё выглядело гораздо веселее. Вода прибывает, коса уменьшается. Близко к воде песок плывёт, ближе к берегу сыплется. По всей косе то тут, то там разбросаны коряги плавника. Но примостился я вроде удачно, осталось проверить наличие «капканов». Сходил, посмотрел, всё нормально если взлетать по своим следам. Пытаюсь снова связаться с Толей, опять без результата. Решаю ещё раз взлететь. Взлетаю, разворачиваюсь, лечу в сторону севшего самолёта. Почти сразу удается связаться с Толиком. Он говорит, что идти очень трудно, густая трава в рост человека, кочки, кое-где горельник и болотина, нихрена не видно, приходится плутать. Просит еще раз показать направление. Я ещё раз захожу на косу с посадкой. В сумерках высота скрадывается, фары ещё неэффективны и садиться неудобно. Хорошо хоть у тэйлдрэггера нет проблем с выравниванием/выдерживанием – я просто аккуратно тыкаюсь в землю с небольшой вертикальной скоростью и торможу, благо ветер к вечеру стих.
Снова рулю к ближнему к предполагаемому выходу «пассажира» концу косы. Пытаюсь ехать по своим следам, чтобы не запутаться, когда буду взлетать. В конце коса изрядно сужается, но я стараюсь проехать как можно дальше, чтобы Толику было меньше шагать. Чуть не застреваю на развороте, несмотря на большие колёса. Но вроде обошлось. Надо готовиться к ночному старту. Проверяю фары – работают. Без GPSки не обойтись. Достаю свой боевой Гармин, прикрепляю на распорку у лобового стекла, поворачиваю так, чтобы было хорошо видно экран, но не мешало обзору вперёд. Вроде удается. Втыкаю антенну, включаю, пытаясь поймать спутники. Не ловятся. Какая-то сегодня х#рня с радиоволнами. Вытаскиваю антенну наружу на крыло, и спутники хором находятся. Гуд. Набиваю флайт план (громко сказано), активирую, чтобы не отвлекаться лишний раз после взлёта. Правда в самолёте нет розетки прикуривателя и работать надо от батарейки, поэтому пока прибор выключаю. Солнце проваливается всё дальше за горизонт. Сумерки плавно сгущаются. Только на северо-западе закатившееся светило подсвечивает красным мирные слоистые облака. Я пытаюсь связаться с Толей. Связь хреновая, но в принципе понятно, что он потерял направление. Подсказываю, что если идти на закат, то точно выйдешь на берег, а по берегу уже и на меня. Принято. Ооо!! Звонит телефон. Серёга. Уже понятно, что прилечу я потемну. Полоса без огней и прочих приличных световых ориентиров, расположена на краю деревни недалеко от берега Амура. Прошу поставить две машины по бокам полосы в самом начале, а одну в дальнем торце, все с курсом посадки. Когда свяжусь с воздуха – включить на них фары и аварийку. Ок. Время одиннадцатый час, солнце зашло в девять и темнеет уже конкретно. Одеваю налобный фонарик, беру болтушку, иду по берегу навстречу предполагаемому выходу Толика. Нигде ни огонька и звёзд на небе почему-то нет. Я знаю, что в это время на острова иногда заплывают медведи и кабаны (мы частенько видим их следы) и от этого немного ссыкотно. Хотя непонятно, что им здесь делать? Дохожу до небольшой протоки. Всё, ждать буду здесь. Моего самолёта уже не видно, хотя я знаю, что разделяет нас пара сотен метров. Снова связываюсь с Толиком. Судя по хорошему приёму он уже совсем недалеко, но забрёл в какой-то тупик окруженный водой. Прошу его не лезть в воду, попытаться пройти по следам обратно и опять попробовать выйти на берег. Судя по всему, он уже выбился из сил и снова потерял направление. Советует мне улетать, говорит, что заночует здесь, а утром выберется на косу. Я оглядываюсь туда, где стоит мой Стинсон и понимаю, что паровоз всё равно уже ушёл. В любой авантюре должен быть смысл. А какой смысл возвращаться в ночи одному? Это уже не подвиг, а просто идиотизм какой-то… Проще мне тоже заночевать здесь до утра. Я говорю, что без него никуда не полечу и надо не парить мне мозг, а выбираться к берегу. Вроде проняло… Но надо как-то указать направление. Нахожу на берегу самую длинную палку, примерно пару метров. Привязываю на неё налобный фонарик, включаю его в мигающий режим. Поднимаю «маяк» на вытянутой руке, одновременно пытаюсь погромче крикнуть. Правда голос у меня так себе, не командирский…
Тем временем закат на западе тухнет и на берег опускается кромешная тьма. Хотя нет, на юго-востоке слегка отражаются заревом в облаках огни большого города. Пытаюсь осмыслить, как я буду взлетать в таких условиях. План мой таков: поскольку подсветка приборов отсутствует напрочь, одену налобный фонарик, запущу двигатель и сделаю проверки. Самолёт уже выставлен по курсу взлёта, после проверки включу фары, просто дам газ и буду катиться по своим следам. После отрыва снова включу фонарик чтобы видеть приборы, пролечу немного по прямой чтобы заработал горизонт (он питается от Вентури), потом развернусь (заданный курс почти противоположен взлётному), наберу футов 500 чтобы экран Гармина не светился опасным рельефом и поскребу домой помаленьку.
После моей посадки прошло уже 3 часа, а товарищ всё ещё не выбрался. Я снова иду вдоль берега с поднятым на палке фонариком и пытаюсь помочь ему определиться с направлением по «болтушке». Связь устойчивая и мне даже кажется, что я слышу эхом свой голос. Ура! Он видит фонарик. Вскоре мы начинаем перекрикиваться, но на оставшиеся 200 метров пути уходит ещё минут 20. Перейдя через неглубокую (по колено) протоку он наконец встречается со мной. Товарищ мокрый, грязный и вымотанный, буквально валится с ног. Но вдвоём уже гораздо веселее. Идём к аэроплану. В свете фонарика самолёт на тёмном песке как будто висит в окружающей темноте. «Я сейчас измажу тебе весь салон» – вроде как извиняется Толик. Как будто есть варианты. Пробую дозвониться парням на площадку, чтобы готовились к приёму. Слава богу связь опять есть.
 
Упаковываемся в не слишком просторный салон Стинсона. При свете налобного фонарика включаю джипиэску, запускаюсь, слегка прогреваюсь и делаю проверки. Вроде всё. Толик тянет ко мне какой-то провод – «что это?». Бля… я не снял антенну GPS с крыши … Матерю свой старческий маразм, втаскиваю её за провод в кабину и бросаю на козырёк. Ну теперь всё, поехали…
РУД в панель, последний взгляд на приборы двигателя и выключаю фонарик. Теперь в кабине светится только Гармин. Фара высвечивает мои натоптанные заранее колеи, правда не слишком далеко. Отпускаю тормоза. Два чела и половина топлива – разбег довольно интенсивный. Сразу поднимаю хвостовое колесо и стараюсь строго держаться своих следов – боковым зрением вижу выхватываемые светом фар из темноты коряги плавника. Вроде уже разогнались так, что приходится штурвалом прижимать аэроплан к земле. Чуть на себя, отрыв, набор. Включаю фонарик на лбу, взгляд на приборы. Авиагоризонт завален вправо – ну понятно, от Вентури ещё не раскрутился. Показания компаса типа «бычий глаз» совсем не читаются, ну да ладно, есть GPS. Высотомер – пока 100 футов всего. Вариометра нет. Указатель поворота как стойкий оловянный солдатик стоит вертикально, шарик в центре, значит всё ОК. Прибираю газ, следом падают обороты – винт здесь хоть и изменяемого шага, но не постоянных оборотов. На зачернённом экране GPS курс слегка уходит влево. Снова смотрю на ЭУП - всё в норме. Горизонт ещё в правом крене , но потихоньку начинает выпрямляться. За стеклом кромешная тьма, только отражаются блики от налобного фонарика. Яркость на самом низком уровне, но всё равно чересчур. На всякий случай даю немного правую педаль. Шарик съехал с центра, но стрелка стоит как вкопанная. Странно. Бросаю взгляд на панель переключателей – опа на… ЭУП совсем-таки и не включён, а ведь я на него так рассчитывал 😱 Я по нему можно сказать пилотирую…
Мгновенно включаю. Всё быстро становится на свои места – мы летим с небольшим левым креном. Исправляюсь. Вот уже и 500 футов, вполне достаточно. Прибираю режимчик ещё. Начинаю разворачиваться вправо в сторону города. Темнота разбавляется огнями. Ярче всего светится квадрат фсиновской «зоны» в Заозёрном. Площадка наша без ночного старта, довольно маленькая и конечно я никогда не летал здесь ночью. Дневные ориентиры исчезли и надеяться можно только на Гармин. Я то включаю, то выключаю фонарик, хреново и так и эдак… Толик, до этого сидевший в некоторой прострации, видя мои мучения подсвечивает мне приборы телефоном. О, так гораздо лучше… Площадка постепенно приближается и я пытаюсь привязать ориентиры на джипиэске к огням на земле. Частично получается. До пункта назначения 3 км, начинаю потихоньку снижаться. Сложновато выдерживать профиль снижения без вариометра, да и деревья вблизи площадки не слишком низкие. Приходится предельно собраться. Вот уже видны мигающие аварийками машины на полосе. Как-то слишком близко стоит ближняя от дальней. То ли высоковато, то ли просто ночь так всё искажает. Прибираю газ, выпускаю закрылки в три приема, гашу скорость. Рука врастает в РУД. Перед торцом деревья, но и перелететь не хочется. Под крылом проносится машина. Малый газ, короткое выравнивание, пытаюсь чётко выдержать направление, ведь я на тэйлдреггере, а ширина полосы всего 10 метров. Торможу. Упс… Всё, полёт окончен. Разворачиваюсь. Отмечаю, что пробежал я всего метров 200, и фару на посадке так и не включил.
Выгружаемся. Краткий разбор, поздравления. На часах давно за полночь и я еду домой уставший и немного опустошенный. Эвакуация каба, пьянка и все остальное будет потом.
А какова мораль сей басни? Да нет никакой морали. Так, случай из жизни. Просто поделиться.

green_stinson.jpg
 
Да нет никакой морали. Так, случай из жизни. Просто поделиться

мораль надо оборудовать самолет под ночные полеты, тоже этим занимаемся, подсветка приборов красным светом, авиагоризонт нужен электрический ну и т.д.
 
Афигеть, аж распереживался к выравниванию... 🙂 Ну уж нет, я бы до утра бы покантовался в кабине и с рассветом полетел бы вместе с другом на аэродром... Наверное я не герой 😉

Шикарный рассказ!!! И уууухх!, какое приключение!
 
Вадим, спасибо за рассказ. Продолжение будет? Какой двигатель на кабе?
 
"Слабое звено" в этом приключении - GPS-навигатор. Откажи он, и ой как непросто будет найти площадку в темноте, если ночью местность не освоена. Из опыта. И вернуться некуда, площадка вылета тоже без подсветки. Все так зыбко... Аж мурашки по спине.
 
"Слабое звено" в этом приключении - GPS-навигатор. Откажи он, и ой как непросто будет найти площадку в темноте, если ночью местность не освоена. Из опыта. И вернуться некуда, площадка вылета тоже без подсветки. Все так зыбко... Аж мурашки по спине.

Очень зыбко и очень рисковано. А риск должен быть обоснован, иначе это мальчишество. Дров наломать можно было много. Веских оснований для таких рисков не видно. Можно было бы и переночевать. Но, победителей не судят, как известно. Вопрос к автору - оглянувшись назад и зная все пройденные риски, Вы бы стали взлетать, повторись данная ситуация?
 
Дааа, интересное приключение.
И со смыслом - выручил друга.
В таких полётах как раз и проверяется наличие мастерства.
С полётами только по коробочке, АС-ом не стать.

Если не включил фару на посадке, значит было не так уж и темно?
Может это и правильно. Ведь фара даёт засветку перед аппаратом т.к. свет рассеивается в капельках влаги. 

Но фара нужна не столько для того чтобы видеть полосу, сколько для того чтобы увидеть макушку дерева прямо по курсу и успеть отвернуть от неё.

И самое главное - фара должна быть расположена ниже уровня взгляда пилота на полосу.
Иначе перед глазами будет полупрозрачная белая стена.

Ну и для полного счастья нужна подсветка полосы с дистанционным управлением.
А на столбики подсветки нужно наклеить световозвращающую ленту.
https://youtu.be/yuw9EbMuasY
https://youtu.be/1QEBSa9Y8zY
 
Привет парни! Благодарю за живой интерес. Отвечу всем, как только завершу перегонку этой херни по северам Дальнего Востока. С интернетом реальная жопа.
 

Вложения

  • 20190916_115034.jpg
    20190916_115034.jpg
    76,7 КБ · Просмотры: 674
  • 20190917_085153.jpg
    20190917_085153.jpg
    85,1 КБ · Просмотры: 680
Привет парни! Благодарю за живой интерес. Отвечу всем, как только завершу перегонку этой херни по северам Дальнего Востока. С интернетом реальная жопа.
Очень такая интересная херня.. чувствую рассказ необходимо дополнить фрагментами и этого маршрута 🙂
 
Удачи ! !!...Вам ..
     ..ВЫ , ДальнеВосточники -Парни с " железными гроздьями" !...
Удачи !...Еще Раз.0
 
чувствую рассказ необходимо дополнить фрагментами и этого маршрута 
Это выходит за рамки темы. В принципе во всех твиттерах/фэйсбуках/инстаграммах этот перелёт можно отследить по тэгам SilverSpitfire - the longest flight. Но для меня это просто довольно тяжёлая работа.
Вот Иэн специально подошёл поближе, чтобы я его поснимал. На видео конечно более зрелищно.
 

Вложения

  • 20190918_141822.jpg
    20190918_141822.jpg
    75,6 КБ · Просмотры: 534
Mission completed.
Без трудностей не обошлось, но происшествий не случилось. Обнялись напоследок и вперёд - они дальше, я домой.
 

Вложения

  • 20190918_150119.jpg
    20190918_150119.jpg
    83,5 КБ · Просмотры: 539
"Слабое звено" в этом приключении - GPS-навигатор.
Любой прибор может отказать. Главное, чтобы у вас был план действий на этот случай. У меня такой план конечно был, как же без этого 🙄.
 
Назад
Вверх