Парение в облаках

в слепом полете у летчика случаются множество различных иллюзий. Преодолеть их можно только доверяя своим приборам

Да я с этим согласен. И про иллюзии в ощущениях. Всё это много раз описано в литературе. Но человек должен всё реально ощутить, а не в теории. Это как полёты на авиасимуляторе или запуск моделей самолётов. Наверно почти все такие люди думают, что умеют летать, но ведь это неправда. Почти никто из них никогда не сядет в кабину настоящую, хотя бы потому, что страшно.
Да, надо доверять только показаниям приборов в слепом полёте. Но прибор - всего лишь железяка. А железяка ломается в любой момент, даже если она сертифицирована уважаемыми людьми. И вот как раз в этот момент пилот должен не растеряться. А это достигается только опытом.
Насчет иллюзий - был у меня случай. Проболтался в облаках минут сорок, подустал. Чувствую вдруг - с креном лечу. Реальный крен влево, даже левое плечо в стенку кабины упирается. Ну, думаю, неужели авиагоризонт соскочил. Благо в Бланиковском LUN есть дублирующий гироскоп - указатель скорости вращения. Я аккуратно подработал рулями, выставил скорость вращения на ноль. Шарик в центр выставил. Вспомнил что гряда была с востока на запад, выставил по  компасу курс 180, поперек гряды, иду. Крен не пропадает. Плечо в стенку давит - аж затекло. И вдруг солнышко. Горизонт. Глядь - лечу то я ровненько. И плечо давить сразу перестало. Ну, думаю, хватит на сегодня. Быстренько сориентировался и на аэродром. Вот такая вот иллюзия. А так реально чувствовал - крен...
 
Вот такая вот иллюзия. А так реально чувствовал - крен... 

А я о чём говорю, доверять нужно ТОЛЬКО приборам.
У меня был подобный случай когда я учился на допуск к полётам в СМУ. Естественно полёты в основном проходили в хорошую погоду и мы летали под "шторкой". Но на Цессну или Пайпер шторку не поставишь. По-этому испольэовали специальные очки или козырёк, которые при нормальном положении головы закрывали обзор всему, кроме приборной доски. Тренировки в основном были по различным заходам на посадку(от АРК до ILS). Тогда было не до иллюзий. Постоянно сканируя приборы, смотреть на схемы заходов, переключать чистоты на радио и естественно общаться с диспечерами. Но в первый раз какда полёт проходил в настоящих СМУ, всё было по-другому. Сразу после взлёта залезли в сплошную облачность. Естевственно "шторка" больше не нужна и "крути" головой хоть на 360. До аэродрома первого захода(обычно делали 2-3 захода за полёт) лтеть минут 15 и поэтому особенно делать нечего а только держать курс. Вот здесь меня первый раз и "торкнуло". Чувствую летим с правым креном. Смотрю на АГД - всё нормально, думаю отказал. Смотрю на Гирокомпас - стоит на месте, но он тоже может врать, т.к. АГД и ГК работают от одной ваккумной системы. Глянул на "Turn Coordinator"(а он электрический и работает независимо) - "самолётик" в горизонте значит разворота нет и соответственно и не может быть и крена. Глянул на инструктора - тот сидит спокойно и меня не поправляет. Тогда я понял, что это просто иллюзия.
 
Да! Чует мое сердце, что парением в облаках никто кроме меня не занимается. А жаль. Думал может чей-то опыт  и мне пригодится. А то приходится учится самому себе. По книгам и на собственных ошибках. А жаль. Очень жаль. Вы не представляете себе какое это удовольствие - выйти из огромной белой тучи и пройтись рядом с нею, наблюдая гало с собственной тенью на белом боку! Или пройтись по извилистому белому "ущелью" лавируя между огромными горами. Ну что же. Значит буду в одиночестве этим заниматься. А если кому интересно, приезжайте в Смоленск. Вместе слетаем и на все это посмотрим.
 
выйти из огромной белой тучи и пройтись рядом с нею, наблюдая гало с собственной тенью на белом боку! Или пройтись по извилистому белому "ущелью" лавируя между огромными горами.

Ну почему же. Я люблю эти картинки. За гало часто охотился.
http://stihi.ru/2010/11/03/8679
 
выйти из огромной белой тучи и пройтись рядом с нею, наблюдая гало с собственной тенью на белом боку! Или пройтись по извилистому белому "ущелью" лавируя между огромными горами.

Ну почему же. Я люблю эти картинки. За гало часто охотился.
http://stihi.ru/2010/11/03/8679
Уважаемый vidakas! Полностью согласен с Вашим восторгом. Но все-таки это не то, чего мне хотелось бы обсудить. Полет через облако на моторном аппарате это совсем другая область! Вот попробуйте сделать это без мотора. Сначала набрать высоту под облаком в потоке, потом войти в облако - а ведь не каждое облако Вас примет. Большинство кучевых облаков хорошей погоды снижают восходящий поток под самой кромкой настолько, что в облако уже не войти. Но уж если облако Вас приняло, то тут Вам предстоит длительная борьба за высоту в полном отсутствии горизонта и каких либо ориентиров. С неожиданными выкрутасами в виде внезапного роста или падения скорости,  кренов, болтанки по тангажу, и прочих прелестей. Причем лететь Вам надо не по прямой а в спирали. И не просто в спирали а с постоянным поиском центра потока и маневрированием. Зато после получасовой борьбы вы вылезаете где нибудь на трех тысячах и получаете удовольствие от планирующего полета в соседстве с исполинской горой. Увы, многие способы ведения этой борьбы за высоту  мне приходится приобретать только на собственном опыте. Нет. Я видел одного "планериста" который мне прямо заявил - ишь ты! Я этот опыт приобретал с риском для жизни, а ты хочешь что бы я тебе все так и выложил. Но это, я думаю, исключение, неприятное исключение из общего правила. Большинство с удовольствием поделились бы своим опытом, да и я чего нибудь по-рассказал бы. Только вот некому. А жаль...
 
а ведь не каждое облако Вас примет

На безмоторнике не пробовал - не было оказии.
Если затянет из-под кромки в облако, то есть риск поймать слишком мощный поток. Думаю, что при 20-30 м/сек можно сломать рёбра. Ой, не рёбра а крылья. Рёбра уже потом 🙂
 

Вложения

  • DSC02569__800x600_.jpg
    DSC02569__800x600_.jpg
    42,4 КБ · Просмотры: 123
а ведь не каждое облако Вас примет

На безмоторнике не пробовал - не было оказии.
Если затянет из-под кромки в облако, то есть риск поймать слишком мощный поток. Думаю, что при 20-30 м/сек можно сломать рёбра. Ой, не рёбра а крылья. Рёбра уже потом 🙂
Что бы не сломать крылья надо четко выполнять одно правило - скорость нигде не должна превышать скорости срыва, умноженной на квадратный корень из допустимой перегрузки. Например, для Бланика скорость срыва 60-65 км/час. Допустимая перегрузка 4. Значит нельзя превышать скорость
120 -130 км/час. Реально я не допускаю превышения 100 км/час. И уверен что крылышки всегда будут целы. Правда это требует очень точного пилотирования и быстрого реагирования на возникающие условия. Но это все решается с приобретением опыта. Далеко не всегда в облаке вас ждет сильная болтанка. В мощных кучевых облаках я имел скорость подъема 10-15 м/с, при этом совершенно без болтанки - почти как в штиль. Сильная болтанка как правило бывает как раз в небольших облаках, сплющенных сверху задерживающим слоем антициклона.
 
Раз уж никто кроме меня в облаках не летает, расскажу как я начинал тренироваться. Летать под шторкой не с кем. Так я снял авиагоризонт, подключил его к преобразователю у себя дома, взял в руки и ходил по комнате имитируя различные эволюции. При этом все время смотрел на авиагоризонт и запоминал его реакцию. Так и налетал по комнате несколько часов. Зато когда оказался в реальном облаке, проблем не испытывал. Все эволюции вижу по поведению глобуса. И сейчас, за зиму перерыв большой в полетах, так опять тренируюсь дома. Очень полезно оказалось.
 
Лучше купите себе "Авиасимулятор" MFS, там всё есть! Мне он ОЧЕНЬ помог при получении IFR допуска 🙂
 
Молодец! Еще умудриться дома авиагоризонт подключить 3 фазы 400GZ причем синусоида.Через готовый преобразователь или самодельный инвертор?
 
В прошлом году осенью попал в условия нулевой видимости на высоте 50-60м непреднамеренно, неожиданно, на вираже с креном 30-40 градусов. Пространственную ориентировку потерял практически полностью секунд через пять...
Год назад сознательно влетал в облако в ГП с небольшим снижением и пролетел по прямой секунд 40, пока не вылетел из облака. Надо заметить, что мой самолёт имеет чрезмерную поперечную устойчивость и с брошенной ручкой возвращается в ГП самостоятельно даже из небольшого крена до 30гр; надо только шарик держать в центре.
Авиагоризонта нет, и в том полёте желание "поправить" крен возникло тоже где-то на пятой секунде.
Подробно осенний полёт описан здесь: http://nuajrat52.livejournal.com/56978.html
Ну нечего делать в облаках без авиагоризонта. Навыков "слепого" полёта без авиагоризонта не выработать никакой практикой! :IMHO Меня спас мой самолёт; на любом другом самолёте (с меньшей поперечной устойчивостью) я бы разбился.
 
Меня спас мой самолёт; на любом другом самолёте (с меньшей поперечной устойчивостью) я бы разбился. 

-пару лет тому назад два пилота,отец и сын попали в густой туман на молой высоте...
-чтобы не рисковать прямого попадания в препятсвие,запустили
спассистему и относительно безопасно приземились на парашюте!
 
-чтобы не рисковать прямого попадания в препятсвие,запустили
спассистему и относительно безопасно приземились на парашюте! 

Нет у меня спассистемы. Даже навигатора на борту не было.
 
Дмитрий, а на соревнования не хотите поехать? Это новая ступень в развитии.
Там, правда, нельзя летать в облаках (как собственно и в остальное время), но много другого интересного.

Это возможность развиваться как планеристу.
 
Раз уж никто кроме меня в облаках не летает
Почему-то... Вот тут самое время Штирлицу насторожиться.

А ведь советский планеризм активно эксплуатировал облака одно время. Сегодня, располагая человеческими авиагоризонтами и ФЛАРМом, самое время к этому вернуться. Я так считаю. Мне вот тех 1800..2000 высоты, на которых нижняя подошва облаков в России, откровенно мало 🙂
 
А ведь советский планеризм активно эксплуатировал облака одно время. Сегодня, располагая человеческими авиагоризонтами и ФЛАРМом, самое время к этому вернуться. Я так считаю.
Да это-то понятно, проблемы с управлением по приборам нет, если планер ими оборудован, конечно. Тут основная опасность состоит в том, чтобы крылья не потерять. И тут две возможности сделать это - залезть в облако без приборов и потерять ориентацию и контроль над скоростью, либо залезть в быстро растущее предгрозовое облако, степень вертикального развития которого при подходе к нему снизу определить очень трудно. В Англии облака не часто развиваются до опасной стадии, вот поэтому там в них и летают, когда другой возможности набрать высоту нет. В более южных регионах будет уже совсем другой коленкор и поэтому, говоря про бывший советский планеризм, нужно уточнять в каких именно регионах это делалось.
 
Назад
Вверх