Есле не сразу то оставьте для неё место и обязательно проведите для неё проводку в крыле .
А что касается моей фары ....Но по порядку.
Во всех наших перелётах организованных АОПА Украина я летаю как ведущий группы . Было лето 2005года . Мы летели групой маршрут по Польше. С начала приняли участие от Украины в авиашоу организовываемое под Варшавой на аэродроме ГУРАШКА . Слетали на Балтику в Ястарню ( коса на Балтике на траверзе Гдыни) К стате взлетали в 800 метрах от дома в котором отдыхал президент Польши . Нас попросили хозяива аэродрома сразу после взлёта уходить в право или в лево , дабы не беспокоить президента страны на отдыхе . Вы представляете такое у НАС или у ВАС ? 😱 ;D
Наша траса полёта http://www.sla.kiev.ua/flight/FlPL04/Poland-map.jpg
На обратном маршруте мы по приглашению нашего друга извесного бельгийского пилота ЧАРЛИ ( пусть земля ему будет пухом) прилители на его часный аэродром НАДРЫБЕ . Отдельная история как мы его искали ( ошибка в данных нам координатах , НО звонок с мобильного ...- ЧАРЛИ мы 12 минут не можем вас найти ... ;D и его спокойный ответ - А вы станьте в левый вираж и нас сразу увидете ;D ;D )))) У меня ЯК-12А и я в правом вироже просто не видел его полосы которая находится в селе среди построек и была прикрыта крылом )))))
Так вот с его аэродрома в НАДРЫБЕ мы групой в 7 самолётов , ( наша група + ЧАРЛИ на своём RV-6A и директор СВИДНИЦКОГО аэроклуба на 152 ЦЕСНЕ с учеником) полетели в г. Краков , в музей авиации. Приземлились мы в месном аэроклубе , где нас как всегда по доброй традиции встречали как дорогих гостей . Я сделал расчёт времени вылета назад в НАДРЫБЕ , и получилось , что у нас времени на музей + дорога туда + дорога обратно всего 6 часов. Выполнив программу посещения музея ( отдельная тема рассказа :🙂 😎 ;D) мы начали готовиться в обратный путь ... Тут ко мне подходит хозяин самолёта ЯК-18Т Дима Ф. и скромно смотря в глаза говорит .... - Мне бы 60 литров топлива ... иначе не дотяну ... БЛИН .... утром просил заправляться в два конца + резерв + аэронавигационный остаток. Как всегда "Харьковская диаспора " :🙂 ;D прохлопала ушами
Я как всегда , соответствуя своиму прозвищу " папа перелёта" даю им 2 канистры и показываю где заправка .... Короче ...60 литров ...это заняло 50 минут . ЯК-18Т заправлен , а я получил в свой богажник мокрую и воняющую лейку от АН-2. Взлетаем групой , погода шепчет , только метео передаёт подходящий с востока фронт через 2 часа . ..Летим .... делаю штурманский расчёт ...и О УЖАС ... посадка в НАДРЫБЕ по расчёту 40 минут после захода солнца ... Минут 15 пересчитывал ....Да уж ...против цифр не попрёшь... Аккуратно по-русски спрашиваю в воздухе ...готовы ли экипажи к посадке в сумерках ... Бодрые ответы - Готовы ... ЧАРЛИ меня спрашивает в чём проблема .... коротко ему сказал ...- Время посадки , проверь ... минута молчания ... - 0393 я пошел быстрее , вас встречу ( у него крейсер 290 км.ч против наших 160 групой ) Даю команду ЯК-18Т следовать на максимальной скорости на НАДРЫБЕ , но оставаться с нами на связи .... а нам ещё час полёта .... Начинает темнеть ... Мы как новогодние гирлянды летим с включенными БАНО и сторобсами . От аэроклуба СВИДНИК до НАДРЫБЕ 15-20 мин полёта...Начинаю договариваться с директором аэроклуба , что если не сможем сесть в НАДРЫБЕ прилетим обратно в Свидник , что бы от нам зажег посадочное Т ( там по требованиям ночных визуальных полётов достаточно что бы горел Т и створ полосы , а огни из обычных свечек )
Подлетаем к Свиднику ..на земле уже темно ... машины с фарами ездят ... проходим полосу СВИДНИК , качнули крыльями и летим в ...темноту .... через мин 15 выходим на связь с ЧАРЛИ, он говорит - Я поставил автомобиль в торце полосы и включу фары , курсом на него на него и садитесь ...
У ЧАРЛИ полоса 900 метров ,а её освещение он только купил и лежало в ангаре ..( до сих пор там )
Один торец полосы упирается в двух этажную школу ... Подвожу групу к точке , по торцу полосы с удалением 5 км шахта , освещена как днём )) Вывожу групу на полосу ... ещё только крайнии минуты сумерек... Три самолёта на глиссаде с 40 сек интервалом , с включеными фарами( фонариками как мы потом шутили) . Я делаю большой круг , наблюдая визуально за их посадкой , и слушаю доклады по сруливанию с полосы ...а тут ДЕНЬ ЗАКОНЧИЛСЯ ....НОЧЬ .....на моём 296 чётко наблюдаю накатанные на кануне треки от полётов с полосы . Захожу со стороны шахты на полосу .... в далеке вижу фары автомобиля ...на земле ХОТЬ глаз выколи ...Включаю фару , и иду по треку на посадку . По крутой глиссаде , что бы не было перелёта. Снижаюсь как себя сам тренировал ... начинаю добирать ..и наблюдаю землю в лево в низ .... непривычно выглядит она в свете фары ...трудно определить когда брать рога на себя ...добираю небольшими движениями ... с прибранным РУДом до 30% . Начинает задирать нос ...а земли я не вижу и не чувствую .... Добираю по легоньку , думая что нужно срывать самолёт в парашютирование , шасси крепкое - выдержит ...и вдруг ... КАСАНИЕ ЗЕМЛИ ....Дальше всё как загипнотизированный действовал ...зарулил ...выключился....Сидел мокрый как мышь от пота ...
Со мной в самолёте был пассажир , человек который летал только днём ...и то на мотодельте ..
Это моя посадка ночью , без каких либо тренировок ВООБЩЕ , многому научила , и что такое у Т садиться и ПОЧЕМУ именно у Т ....
Да уж накатились воспоминания ...пока писал пережил ещё пару раз это всё ...
После этого и ещё пару случаев из своей практики достаточно скептически отношусь к отсутствию АГД и посадочных фар на борту самолётов. Не нужно искушать судьбу ...эти приборы стоят вашей жизни .
И если мы летели в Польшу с максимальными визуальными интервалами ( только бы не потеряться) , то возвращались на Родину уже плотным строем с интервалом не более размаха крыла...