Планер БРО-11М

Я очень хорошо понял на что Вы намекаете, я из себя "горнолыжника" и не строю, хотя опыт у меня кое какой есть...Но меня всегда удивляли люди, которые не зная об человеке ничего сразу ему клеят этикетку....
Кестутис, не слушайте вы наших доморощенных специалистов, которые слабо себе представляют о чем вы пишите. Учить литовца что такое ЮПШ это надо быть очень странным человеком. 🙂 Покажите им лучше фото полетов детей у вас. Они вам в ответ ничего показать не смогут.

ЮПШ офигенная тема. Может быть, когда-то она покорит мир.
Во многих странах Европы и мира хотели бы реализовать у себя эту тему (ЮПШ), но различные организационные проблемы мешают. Прежде всего, вопросы со страховкой, без которой ни одно дело не делается.
 
Очень рад что у вас талантливые ребята и главное они получают хорошие начальные знания. Тоже не хочу спорить. Но наш опыт говорит об обратном - даже пришедшим на обучение с самолетным опытом, к сожалению, программу урезать не получается.
На "Бланике" до самостоятельного после ЮПШ большинство переходит после 5-го часа, это уже правило чем исключение.
 
Поскольку на БРО-11 производства СибНИА имелись нарекания:

И в этой теме:

Необходимо отличать производственные дефекты от конструктивных.
С производственными должны разбираться технологи и контролеры на производстве.

Мой список изменений, сделанных в СибНИА и ухудшивших БРО-11МС по сравнению с БРО-11М поздних выпусков (ОКБ Сухого):

1. Подкос деревянный профилированный заменен на подкос из алюминиевой трубы.
2. Обтекатель кабины не имеет ровного верхнего края в поле зрения пилота.
3. Конструкция шасси "с амортизацией" сделана наспех и явно недостаточно прочна.
4. Сиденье сделано "полулежачим".
5. (Обнаружено благодаря совместным усилиям в этой теме) стреловидность крыла 0 градусов, модификация устаревшая.
6. На планере, который я видел, нет зависания элеронов (я пока не понял, это конструкция изменена или отрегулировали неправильно).

1. Технологически такие подкосы проще в изготовлении, скорее всего во время Ошкиниса с дюралевыми тонкостенными трубами существовал дефицит.
2. Мы не учим держать капот в поле зрения, поэтому его форма не важна, хоть в рюшечку. На некоторых планерах обтекатели отсутствуют, сломали крепления и проблем у детей не возникает. Учим выдерживать крен по горизонту, боковому соотношению положения плоскостей. Часто летаем с боковым ветром с парированием его креном и обтекатель что есть что нет роли большой не играет.
3. На планерах ЮПШ СибНИА, шасси доработано, изменена (усилена) ось, диск Д16 специально заказываем на производстве токарку и фрезеровку. Амортизаторы требуют контроля состояния сайлентблоков и своевременной из замены иначе загибает и ломается шток, подходят(почти) малые сайлентблоки мотоцикла Урал. Шину ставим DURO 3.00-4. купим дорого
Амортизаторы очень сильно гасят неровности почвы а также удары при приземлении и "козлении", это точно оставьте как есть.
4. Спорный момент, единодушного мнения нет и в ЮПШ, вроде как такое его крепление смещает положение тела и позвоночника что уменьшает вероятность его травм при жёсткой посадке, в тоже время несколько ухудшилась эргономика кабины, для "короткоруких" и "толстопузых" стало не хватать крайних положений, мне по крайней мере удобно.
5. Крыло 0, даже не знал. Комментария могу дать только после разговора с нашими аэродинамиками.
6. Зависание есть, смотрите внимательнее, устанавливаем в нейтрали по линейке от верхней полки фермы на - 100 мм.
 
Последнее редактирование:
Кестутис, не слушайте вы наших доморощенных специалистов, которые слабо себе представляют о чем вы пишите. Учить литовца что такое ЮПШ это надо быть очень странным человеком. 🙂 Покажите им лучше фото полетов детей у вас. Они вам в ответ ничего показать не смогут.

ЮПШ офигенная тема. Может быть, когда-то она покорит мир.
Во многих странах Европы и мира хотели бы реализовать у себя эту тему (ЮПШ), но различные организационные проблемы мешают. Прежде всего, вопросы со страховкой, без которой ни одно дело не делается.
Алексей, спасибо за поддержку. Теме про ЮПШ попробую просветит как это все устроено у нас. Думаю за три четыре вечера управлюсь.
 
2. Мы не учим держать капот в поле зрения, поэтому его форма не важна, хоть в рюшечку. На некоторых планерах обтекатели отсутствуют, сломали крепления и проблем у детей не возникает. Учим выдерживать крен по горизонту, боковому соотношению положения плоскостей. Часто летаем с боковым ветром с парированием его креном и обтекатель что есть что нет роли большой не играет.
Можете написать тут, какова техника выполнения подлета с выдерживанием крена по боковому соотношению положения плоскостей?
Наверняка ведь она у вас должна быть, иначе учить невозможно.
Макаровская книжка, стр.104 (техника выполнения пробежки):
Крены определяются по положению верхней части обтекателя (капота-ориентира) относительно верхней линии горизонта. Это значит, что при движении планера нужно смотреть как можно дальше на горизонт, имея в поле зрения капот (линию его верхней площадки). Непараллельность этих линий говорит о наличии крена.
Вот напишите, на что эту фразу нужно заменить в вашей методике.
Храбрые вы люди. Уже давно в первоначальном летном обучении капот-горизонт это основное. Обкрадываете детей, мешаете им больше взять от Брошки, из-за того, что кому-то лень новую матрицу сварганить для обтекателя. И отваливается у вас он тоже понятно почему - не подкреплен пол кабины, старая модификация БРО, нужно проапгрейдить и это тоже. Заставьте СибНИА назначить нормального Главного на Брошку, который вместо черчения в 3D лучше соберет те что надо чертежи (можно официально в ОКБ Сухого запросить), и с Кестутисом будет консультироваться при необходимости.
Хорошая форма капота - как на БРО-9, посмотрите видео, где Волков летает (было в теме про учебный планер). Верхняя поверхность капота должна быть скошена под таким углом, чтобы не была видна пилоту любого роста и не бликовала. Верхний край должен быть ровным и достаточно широким. Под приборы тоже можно зарезервировать место (школьникам они не нужны, а испытателям могут пригодиться).
6. Зависание есть, смотрите внимательнее, устанавливаем в нейтрали по линейке от верхней полки фермы на - 100 мм.
Выложите полностью инструкцию, если она есть у вас. То, о чем вы сейчас говорите, это еще не вся регулировка, и не самое главное. Насколько вывернуть по резьбе болт из вала управления, который качалку РВ приводит, как вы определяете?
Еще, хорошо бы увидеть фото или чертеж качалки рулей высоты.
 
Последнее редактирование:
3. На планерах ЮПШ СибНИА, шасси доработано, изменена (усилена) ось, диск Д16 специально заказываем на производстве токарку и фрезеровку. Амортизаторы требуют контроля состояния сайлентблоков и своевременной из замены иначе загибает и ломается шток, подходят(почти) малые сайлентблоки мотоцикла Урал. Шину ставим DURO 3.00-4. купим дорого
Амортизаторы очень сильно гасят неровности почвы а также удары при приземлении и "козлении", это точно оставьте как есть.
Я видел, видимо, не доработанный вариант. Чтобы было понятно, я не против амортизаторов - я против непрочной, хлипкой конструкции и малого размера колеса. В суховских брошках стояло колесо 300х125 без амортизаторов. Планочки, на которых у вас закреплено колесо, боковую нагрузку не держат совсем, и она передается на амортизаторы. Поэтому и загибается шток. Найдите нормального конструктора на БРО.
Коварство амортизаторов в том, что их ход когда-то заканчивается, и мягкость превращается в жесткость. Там, где я начинал на ЛАКе, один вертолетчик так "попался". У ЛАКа рессора мягкая, но когда ход заканчивается - возникает жесткий удар узлами о бетон (бегали по полосе). По-моему, его даже списали с летной работы из-за этого случая. А на Брошке, когда курсант на первых пробежках подскочит и легонько стукнется жестко установленным колесом, он сразу начинает понимать, что летательный аппарат - это не "мерседес" и прикладывать его нельзя. Но колесо все-таки резиновое (можно накачать не так сильно), да и балка если что треснет, погасит удар. Так что, по шасси это тоже спорный вопрос.
 
Можете написать тут, какова техника выполнения подлета с выдерживанием крена по боковому соотношению положения плоскостей?
Наверняка ведь она у вас должна быть, иначе учить невозможно.
Макаровская книжка, стр.104 (техника выполнения пробежки):
К сожалению оригинала книжки у нас нет, только текст с картинками из интернета свёрстанный на А4 формате.
В наших реалиях используем активно радиоуправление, каждый планер оборудован рацией и в процессе выполнения упражнения инструктор даёт при необходимости команды на выполнение тех или иных действий курсантом. Также, приучаем выдерживать крены при балансировке на ветру в статике.
Вот напишите, на что эту фразу нужно заменить в вашей методике.
Храбрые вы люди. Уже давно в первоначальном летном обучении капот-горизонт это основное. Обкрадываете детей, мешаете им больше взять от Брошки, из-за того, что кому-то лень новую матрицу сварганить для обтекателя. И отваливается у вас он тоже понятно почему - не подкреплен пол кабины, старая модификация БРО, нужно проапгрейдить и это тоже. Заставьте СибНИА назначить нормального Главного на Брошку, который вместо черчения в 3D лучше соберет нормальные чертежи (можно официально в ОКБ Сухого запросить), и с Кестутисом будет консультироваться при необходимости.
Хорошая форма капота - как на БРО-9, посмотрите видео, где Волков летает (было в теме про учебный планер). Верхняя поверхность капота должна быть скошена под таким углом, чтобы не была видна пилоту любого роста и не бликовала. Верхний край должен быть ровным и достаточно широким. Под приборы тоже можно зарезервировать место (школьникам они не нужны, а испытателям могут пригодиться).
Какие приборы? Сами писали-же что они в первоначалке не нужны. Теперь про обтекатель, линия капота на расстоянии <1 м. от носа курсанта, находится значительно ниже линии глаз взгляда на точку ориентира на горизонте и ориентироваться по этому признаку будет в нашей версии проблематично, увеличивать ради этого обтекатель, возникают вопросы его жёсткости и весу, стеклоткань тяжёлый материал. При последующем обучении на Бланике, уже другая посадка и другой вид из кабины, начинаешь ориентироваться по переднему срезу, опять же положение плоскостей информирует о крене, приборы есть. Вопрос не лени, а целесообразности.
Выложите полностью инструкцию, если она есть у вас. То, о чем вы сейчас говорите, это еще не вся регулировка, и не самое главное. Насколько вывернуть по резьбе болт из вала управления, который качалку РВ приводит, как вы определяете?
Еще, хорошо бы увидеть фото или чертеж качалки рулей высоты.
В РТЭ всё есть, мы получаем от производителя отрегулированный, настроенный и облётанный планер. После ТО600 либо капитального ремонта опять в РТЭ все инструкции есть. РЛЭ, формуляр входит в комплект планера, РТЭ выдаётся по запросу на партию планеров. Все документы утверждены и заверены СибНИА.

На счёт чертежей вы абсолютно правы! Так и поступим. Если подскажите в какой отдел и к кому конкретно обращаться, этим Вы значительно ускорите процесс. С нас, покататься и полетать следующим летом, Приезжайте, будем рады.
 
JGS_SibNIA , вы не ответили ни на один вопрос. И в одном месте, прямо переврали то, что я написал (не приборы, а место под приборы, и только для испытателей, которые когда-нибудь, было бы очень здорово, чтобы позанимались этой машиной). Дополнить не хотите?
Методика должна быть написана (хотя бы, для прокурора). Курсант, садясь в планер, должен знать как что делать, это фундаментальный вопрос ("никто не может быть выпущен в полет без обязательной к нему подготовки", и так далее). Радио вещь хорошая, но ведь может и заглохнуть, и при одноместном обучении совсем не основная (у нас радио не было, и мы к его наличию не стремились). В общем, я понял - методики для обучения без капота (определение крена и тангажа) у вас нет. "Седалищемер" штука хорошая, и когда полетаешь, он вырабатывается конечно, но написать-то что?
И по поводу чертежей. Как не слышите. Я что написал? Должен быть Главный конструктор по БРО-11МС, у вас это кто? Вот он пусть и обращается. У вас же ЮПШ отдельно, КБ отдельно, так ведь? Вы методику пишите.
Капот у вас - утиный нос, сплюснутый, это верно (снова, я вам "надо сделать нормальный капот", вы мне про ваш капот). Стеклопластик позволяет сделать конструкцию нужного размера и уж точно легче, чем из фанеры. Добейтесь сообща, чтобы СибНИА назначили на "брошку" нормального Главного. Такому мои советы, как добыть чертежи из ОКБ Сухого (или еще откуда-то) совершенно не нужны. Добудет.
 
Последнее редактирование:
Боюсь предположить. Что в ЮПШ СибНИА определяют крены, глядя на одно крыло, потом на другое. Вы точно детей так не учите?
Как-то, летая сам по кругам на Бланике в аэроклубе, я стал развлекаться. Спросил инструктора: "Как правильнее бороться с боковым сносом на посадке - креном или курсом?" инструктор честно ответил, что курсом (его так в Волчанском училище ДОСААФ научили). И я стал бороться на глиссаде курсом, а чтобы было еще красивее - старался выдерживать крен точно 0. На Бланике тоже почти ничего нет ровного в поле зрения, там только форточка передняя, но она маленькая и иногда бывает криво установлена. И вот я проверял крен, бросая быстрые взгляды по сторонам на крылья и запоминая, в каком положении должна быть форточка. Сделав одну такую посадку (угол сноса был градусов 30), я заметил, что народу на старте прибавилось. После второй там собрался весь свободный переменный летный состав. Все как-то хитро улыбаются. Сделав 5 кругов, я вылез из планера. Моего инструктора нигде не наблюдалось, а когда он появился, он отвел меня в сторонку и сказал: "больше так не делай". Что было, то было ))
 
JGS_SibNIA , вы не ответили ни на один вопрос. И в одном месте, прямо переврали то, что я написал (не приборы, а место под приборы, и только для испытателей, которые когда-нибудь, было бы очень здорово, чтобы позанимались этой машиной). Дополнить не хотите?
Наезды остановите, переведите разговор в нормальный тон и постарайтесь лишнего не домысливать и не предполагать. Если не увидели тех ответов которые желали увидеть, значит не судьба. Опять же, секретов нет приезжайте смотрите.
Заключения по испытаниям БРО-11МС специально обученных на это лиц по изготавливаемому у нас планёру имеется, планёр отвечает требованиям предъявляемых к спортивным снарядам, указанных в правилах спорта - класс начальный. Почему он (класс начальный) появился только в 2018 году? Наверное кому то было проще делать вид или летать по партизански. Приборы используемые для снятия показаний при проведении испытаний ЛА давно перешли из разряда устанавливаемых стационарно в строго отведённые места (вчерашний день) в мобильные, монтируемые под конкретную задачу на борт (самолёт), передачу данных с которых осуществляется в любое удобное место на земле. Планёр (каждый) после производства обязательно облётывается двумя-тремя стартами. Необходимо ли ради этого городить место? Логики не наблюдаю. Не доживёт брошка до второго облёта по продлению ресурса.
Кроме раций, которые курсанты обязаны проверять перед каждым стартом (и сесть батарея в них не может, есть резервные), у нас ещё камеры есть на каждый планёр, можем посмотреть, произвести разбор полёта с курсантом. При необходимости. А уж что ребёнку делать во время выполнения упражнения америку Вы не открыли, "техникавыполненияупражнения № ....." имеется, зачёт сдаётся. Опять-же, покажите методику ЮПШ ОКБ Сухого, выложим то что написали мы. Предполагаю основа будет общая, Макаровская.
И клин светом на обтекателе не сошёлся, LAK-16 и SG-38 такового не имеет, как там крен/тангаж определяют, посмотрите ещё раз внимательно на планёр, отличия очевидны и они имеют свои функции. (LAK-16 подсказка).
Ps: Зависание есть и оно работает но, очень коварная штука, на определённых режимах и при стечении факторов положения планера в пространстве, может подвести.
 
Наезды остановите, переведите разговор в нормальный тон и постарайтесь лишнего не домысливать и не предполагать. Если не увидели тех ответов которые желали увидеть, значит не судьба. Опять же, секретов нет приезжайте смотрите.
........
Приборы используемые для снятия показаний при проведении испытаний ЛА давно перешли из разряда устанавливаемых стационарно в строго отведённые места (вчерашний день) в мобильные, монтируемые под конкретную задачу на борт (самолёт), передачу данных с которых осуществляется в любое удобное место на земле.
Я предполагал примерно такой ответ, вы доказали, что в этих делах мало что понимаете.
Помимо записи чего-то и передачи куда-то, надо же и перед глазами показания некоторых параметров иметь? (для выполнения режима).
Вы понимаете под испытаниями облет, как серийщики. Я понимаю под испытаниями - исследования, которых (настоящих) на этом типе никто не проводил. К методике Сухого не надо прикапываться - мы же без капота не летали, нас стандартная устраивает.
Раз не знаете даже этого, разговаривать не о чем.
 
О чём вы? Время в воздухе 30-40 секунд, куда смотреть? Не разговаривайте, корону не забудьте поправить))
Я предполагал примерно такой ответ, вы доказали, что в этих делах мало что понимаете.
Помимо записи чего-то и передачи куда-то, надо же и перед глазами показания некоторых параметров иметь? (для выполнения режима).
Вы понимаете под испытаниями облет, как серийщики. Я понимаю под испытаниями - исследования, которых (настоящих) на этом типе никто не проводил. К методике Сухого не надо прикапываться - мы же без капота не летали, нас стандартная устраивает.
Раз не знаете даже этого, разговаривать не о чем.
 
Умник, зачеты записываются. Мы пока в аэроклубе летали, наши листочки хранились где-то (для прокурора).
И вот приезжает к вам инспекция, созданная Лексеичем, специальная, по ЮПШ. А вы без капота летаете.
А они берут листочки и смотрят, что там написано. Как курсанта учили крен определять. А вы как определяете? Так капота же нету.
И будете иметь бледный вид и выговор с занесением.
Лексеич, пора инспекцию по ЮПШ создавать. Я фильм посмотрел, их уже много, и если все такие - что-то как-то не обнадеживает.
 
Это вы летаете 30-40 секунд. А испытатель летает столько, сколько надо. Думаете только про себя, а кому на вашем изделии другие работы проводить, до них вам дела нет.
 
Это вы летаете 30-40 секунд. А испытатель летает столько, сколько надо. Думаете только про себя, а кому на вашем изделии другие работы проводить, до них вам дела нет.
Давайте свой планёр в студию и свои полёты. Что тут спорить? 🙂
 
Давайте свой планёр в студию и свои полёты.
Зачем? чтобы JGS_SibNIA в чем-то переубедить? Дороговато выйдет.
Ходынку давайте в студию, тогда будет вам планёр и будут полёты.
 
Последнее редактирование:
Коллеги, почему всегда обсуждения на форуме перерастают в конфликт?
Неужели нужно оппонента обязательно "наставить на путь истинный" - и в этом смысл диалога?
Делитесь опытом, это нужно, но зачем обвинять коллег в некомпетентности - это что - греет душу, лечит комплексы?
Давайте просто излагать факты, а жизнь расставит всё по своим местам.
@БРО-11, Вы несомненно обладаете ценным опытом - но это не даёт право так вести себя с другими участниками форума и оппонентами.
В частности по поводу фактов - Антонов, в своих книгах приводил обоснование изменения более аэродинамичной конструкции переднего обтекателя планеров Упар и серии Ус на менее аэродинамичную на А-1 и А-2 (с плоской верхней поверхностью) именно методическими соображениями - для наличия визуально видимого пилотом капота для вырабатывания навыка определения пространственного положения по "капоту-горизонту". Если вы почитаете методику обучения на этих планерах - там о развитии этого навыка прямо сказано. Не важно, что на других планерах и самолётах немного по другому будет посадка и проекция капота и элементов фонаря на горизонт - выработанный правильный навык курсант адаптирует.
Этому же навыку учат и на "взрослой" технике. Это факт, а принимать его во внимание коллегам из СибНИА или нет - их решение и ответственность. Возможно они выработали более прогрессивную методику и мы на пороге революции в методике лётного обучения. Но навязывать своё мнение, да ещё в грубой форме - это разрушать и так небольшое сообщество увлечённых Авиацией людей. Мы все делаем одно большое дело.
 
Возможно они выработали более прогрессивную методику и мы на пороге революции в методике лётного обучения.
airplaneivan , да если вы заметили, я тут вообще не об этом..... может, и выработали, но не описали, вот о чем. Они лихо изменили, а потом вообще выкинули капот за ненадобностью, при этом утвержденная методика, которой они пользуются, и по которой курсанты сдают зачеты, требует его наличия, притом в первозданном виде.
Я себя веду тут как некий авиационный бюрократ в данном случае, чтобы потестить коллег, они в курсе тех правил, которые нам в Сухом с порога вбили, или нет.
Как будто мы там в свое время ничего не нарушали. Но мы хотя бы понимали, что именно мы нарушаем. И стремились нарушать поменьше. А коллеги из СибНИА, похоже, не понимают.
Ну и логика. Когда тебе отвечают вообще "не в тему", уважительно разговаривать не будешь. С такими людьми хочется в стиле Сократа начать разговаривать, хоть он потом и выпил яду.
Ну и плюс, спорить одновременно с Бронисом, Антоновым (не читал к сожалению) и со мной - это со стороны коллег чрезмерная наглость. SG-38 это аппарат заслуженный, но в то время еще были споры насчет капота-горизонта, нужен он или лучше седалищем чувствовать, отсюда и кабина такая и методика обучения тоже. Обратите внимание, что посадка в кабине там "скрюченная" все равно, а не полулежачая, как сделали в СибНИА.
 
Последнее редактирование:
С точки зрения авиационного бюрократа, JGS_SibNIA уже наговорил тут минимум на отстранение от работы. "Мы не учим держать капот в поле зрения", ага. Хотя я его за язык не тянул. Фраза "держать капот в поле зрения" в Положении встречается весьма часто, можете сами посчитать.
Я уверен, что ему полезно будет узнать, что существует такой (бюрократический) взгляд на вещи, хотя он пока с ним, судя по всему, и не сталкивался. Желательно знать заранее, тогда может с меньшими последствиями обойдется, если что.
 
Назад
Вверх