В течение лета 1957 г., членами студенческого ОКБ спортивной авиации Казанского авиационного института был разработан технический проект одноместного планёра первоначального обучения КАИ-11 и подготовлены все материалы, необходимые для его производства.
В руководстве работой над планёром большое участие принимал завкафедрой конструкции и проектирования самолётов В. Г. Воробьев (тогда доцент) и ассистент той же кафедры главный конструктор ОКБ М. П. Симонов.
В течение зимы 1957-1958 г. планёр, (собранный в помещениях казанского завода №22), прошёл статические испытания. В марте 1958 г. на аэродроме Центрального аэроклуба им. Чкалова приземлился самолет Ли-2, на котором в Москву был доставлен планёр КАИ-11. Для проведения испытаний на этом же самолете прилетела группа студентов. Успешно пройдя лётные испытания планёр был запущен в серийное производство. Приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 12 июля 1960 г. за работу «Планёр первоначального обучения КАИ-11» были награждены медалями студенты Э. Гройсман, Ю. Денисов, П. Левашов, В. Мосин, В. Насекин, В. Платонов, А. Ровных и В. Холдоялиди.
Серийное производство началось осенью 1958 г. Серия состояла почти из 100 аппаратов, однако сколько точно было выпущено и где именно выпускался этот планёр установить пока не удалось. Ходят слухи о том, что происходило это на некой авиационной рембазе под Москвой.
Можно предположить , что это была либо 321-я авиационная ремонтная база, (преобразованная летом 1952 г. в 121-й авиационный ремонтный завод ВВС), либо Московская авиационно-ремонтная база ДОСААФ (теперь Московский авиационно-ремонтный завод).
ОКБ СА осуществляло сопровождение серии до 1961 года.
Содержание:
1. ЛТХ
2. Эксплуатация
3. Конструкция
4. Литература
1. ЛТХ:
Размах крыла, м 9.43
Длина , м 5.10
Высота, м 1.28
Площадь крыла, м[ch178] 10.2
Масса, кг
пустого 70
полётная 142
Максимальное аэродинамическое качество 15
Максимальная скорость на буксире, км/ч 140
Посадочная скорость, км/ч 45
2. Эксплуатация:
Совершенно точно можно утверждать, что КАИ-11 использовались в подмосковных ЮПШ на аэродромах Клязьма и Чертаново до начала 70-х годов, см. фоточки.
Главным отличием КАИ-11 от известного учебного планёра БРО-11 была возможность запуска в воздух не только с амортизатора, но и любыми механизированными средствами: мотолебедкой, автолебедкой и даже буксировкой за самолетом.
Цельнометаллическая конструкция делала КАИ-11 более долговечным по сравнению с «брошкой».
Благодаря особенностям своей аэродинамической компоновки, даже при потере скорости во время полёта, КАИ-11 не сваливался на крыло или в штопор, а опускал нос и набирал скорость, сохраняя управляемость элеронами.
Учитывая, что многим планерным кружкам было не под силу обзавестись мотолебёдкой, сотрудники ОКБ КАИ создали специальный комплект, состоящий из КАИ-11, самоходной стартовой лебедки для запуска и перевозки планёра, а также тележки, на которой можно транспортировать планёр в собранном и разобранном виде. Располагая таким комплектом, кружок или планерная станция имели возможность доставлять планёр в нужное место и запускать его в воздух, совершая подлёты на высоту 6-8 м. Правда не известно, выпускались ли такие комплекты серийно.
3. Конструкция:
Краткое техническое описание и ТТХ приведено в книге Б.Н. Шереметева «Планеры» на стр. 198-201.
Никакой другой технической информации по этому аппарату обнаружить не удалось, хотя возможно она нашлась бы в опытно-конструкторском бюро "Сокол", которое было основано в 1959 году на базе студенческого Опытно-конструкторского бюро Казанского Авиационного Института и Казанского авиационного завода №22 (Казанского Авиационного Промышленного Объединения имени С. П. Горбунова), и первоначально, до 1982 года, называлось ОКБ спортивной авиации (ОКБ СА).
4. Литература:
1) Горбенко К.С., Макаров Ю. В., Самолеты строим сами. — M.: Машиностроение, 1989.
2) Шереметев Б. Н. Планеры. — M.: ДОСААФ, 1959.
В руководстве работой над планёром большое участие принимал завкафедрой конструкции и проектирования самолётов В. Г. Воробьев (тогда доцент) и ассистент той же кафедры главный конструктор ОКБ М. П. Симонов.
В течение зимы 1957-1958 г. планёр, (собранный в помещениях казанского завода №22), прошёл статические испытания. В марте 1958 г. на аэродроме Центрального аэроклуба им. Чкалова приземлился самолет Ли-2, на котором в Москву был доставлен планёр КАИ-11. Для проведения испытаний на этом же самолете прилетела группа студентов. Успешно пройдя лётные испытания планёр был запущен в серийное производство. Приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 12 июля 1960 г. за работу «Планёр первоначального обучения КАИ-11» были награждены медалями студенты Э. Гройсман, Ю. Денисов, П. Левашов, В. Мосин, В. Насекин, В. Платонов, А. Ровных и В. Холдоялиди.
Серийное производство началось осенью 1958 г. Серия состояла почти из 100 аппаратов, однако сколько точно было выпущено и где именно выпускался этот планёр установить пока не удалось. Ходят слухи о том, что происходило это на некой авиационной рембазе под Москвой.
Можно предположить , что это была либо 321-я авиационная ремонтная база, (преобразованная летом 1952 г. в 121-й авиационный ремонтный завод ВВС), либо Московская авиационно-ремонтная база ДОСААФ (теперь Московский авиационно-ремонтный завод).
ОКБ СА осуществляло сопровождение серии до 1961 года.
Содержание:
1. ЛТХ
2. Эксплуатация
3. Конструкция
4. Литература
1. ЛТХ:
Размах крыла, м 9.43
Длина , м 5.10
Высота, м 1.28
Площадь крыла, м[ch178] 10.2
Масса, кг
пустого 70
полётная 142
Максимальное аэродинамическое качество 15
Максимальная скорость на буксире, км/ч 140
Посадочная скорость, км/ч 45
2. Эксплуатация:
Совершенно точно можно утверждать, что КАИ-11 использовались в подмосковных ЮПШ на аэродромах Клязьма и Чертаново до начала 70-х годов, см. фоточки.
Главным отличием КАИ-11 от известного учебного планёра БРО-11 была возможность запуска в воздух не только с амортизатора, но и любыми механизированными средствами: мотолебедкой, автолебедкой и даже буксировкой за самолетом.
Цельнометаллическая конструкция делала КАИ-11 более долговечным по сравнению с «брошкой».
Благодаря особенностям своей аэродинамической компоновки, даже при потере скорости во время полёта, КАИ-11 не сваливался на крыло или в штопор, а опускал нос и набирал скорость, сохраняя управляемость элеронами.
Учитывая, что многим планерным кружкам было не под силу обзавестись мотолебёдкой, сотрудники ОКБ КАИ создали специальный комплект, состоящий из КАИ-11, самоходной стартовой лебедки для запуска и перевозки планёра, а также тележки, на которой можно транспортировать планёр в собранном и разобранном виде. Располагая таким комплектом, кружок или планерная станция имели возможность доставлять планёр в нужное место и запускать его в воздух, совершая подлёты на высоту 6-8 м. Правда не известно, выпускались ли такие комплекты серийно.
3. Конструкция:
Краткое техническое описание и ТТХ приведено в книге Б.Н. Шереметева «Планеры» на стр. 198-201.
Никакой другой технической информации по этому аппарату обнаружить не удалось, хотя возможно она нашлась бы в опытно-конструкторском бюро "Сокол", которое было основано в 1959 году на базе студенческого Опытно-конструкторского бюро Казанского Авиационного Института и Казанского авиационного завода №22 (Казанского Авиационного Промышленного Объединения имени С. П. Горбунова), и первоначально, до 1982 года, называлось ОКБ спортивной авиации (ОКБ СА).
4. Литература:
1) Горбенко К.С., Макаров Ю. В., Самолеты строим сами. — M.: Машиностроение, 1989.
2) Шереметев Б. Н. Планеры. — M.: ДОСААФ, 1959.