планер начального обучения КАИ-11

Откуда
Львов
В  течение лета 1957 г., членами студенческого ОКБ спортивной авиации Казанского авиационного института был разработан технический проект одноместного планёра первоначального обучения КАИ-11 и подготовлены все материалы, необходимые для его производства.

8_Kazarin_upsh03022506.JPG


В руководстве работой над  планёром большое участие принимал завкафедрой конструкции и проектирования самолётов В. Г. Воробьев (тогда доцент) и ассистент той же кафедры главный конструктор ОКБ М. П. Симонов.
В течение зимы 1957-1958 г. планёр, (собранный в помещениях казанского завода №22), прошёл статические испытания. В марте 1958 г. на аэродроме Центрального аэроклуба им. Чкалова приземлился самолет Ли-2, на котором в Москву был доставлен планёр КАИ-11. Для проведения испытаний на этом же самолете прилетела группа студентов. Успешно пройдя лётные испытания планёр был запущен в серийное производство. Приказом по Министерству высшего и среднего специального образования СССР от 12 июля 1960 г. за работу «Планёр первоначального обучения КАИ-11» были награждены медалями студенты Э. Гройсман, Ю. Денисов, П. Левашов, В. Мосин, В. Насекин, В. Платонов, А. Ровных и В. Холдоялиди.

KkzZA.jpg


Серийное производство началось осенью 1958 г. Серия состояла почти из 100 аппаратов, однако сколько точно было выпущено и где именно выпускался этот планёр установить пока не удалось. Ходят слухи о том, что происходило это на некой авиационной рембазе под Москвой.
Можно предположить , что это была либо 321-я авиационная ремонтная база, (преобразованная летом 1952 г. в 121-й авиационный ремонтный завод ВВС), либо Московская авиационно-ремонтная база ДОСААФ (теперь Московский авиационно-ремонтный завод).
ОКБ СА осуществляло сопровождение серии до 1961 года.

Содержание:

1. ЛТХ
2. Эксплуатация
3. Конструкция
4. Литература


pInJD.jpg


1. ЛТХ:
            
Размах крыла, м      9.43
Длина , м                 5.10
Высота, м                  1.28
Площадь крыла, м[ch178] 10.2
Масса, кг      
  пустого 70
  полётная 142
Максимальное аэродинамическое качество          15
Максимальная скорость на буксире, км/ч              140
Посадочная скорость, км/ч                                        45

2. Эксплуатация:
Совершенно точно можно утверждать, что КАИ-11 использовались в подмосковных ЮПШ на аэродромах Клязьма и Чертаново до начала 70-х годов, см. фоточки

11_030415046_TimkinOld_Foto.JPG
 

Главным отличием КАИ-11 от известного учебного планёра БРО-11 была возможность запуска в воздух не только с амортизатора, но и любыми механизированными средствами: мотолебедкой, автолебедкой и даже буксировкой за самолетом.

Цельнометаллическая конструкция делала КАИ-11 более долговечным по сравнению с «брошкой».

8_Kazarin_upsh03022504.JPG


Благодаря особенностям своей аэродинамической компоновки, даже при потере скорости во время полёта, КАИ-11 не сваливался на крыло или в штопор, а опускал нос и набирал скорость, сохраняя управляемость элеронами.

Учитывая, что многим планерным кружкам было не под силу обзавестись мотолебёдкой, сотрудники ОКБ КАИ создали специальный комплект, состоящий из КАИ-11, самоходной стартовой лебедки для запуска и перевозки планёра, а также тележки, на которой можно транспортировать планёр в собранном и разобранном виде. Располагая таким комплектом, кружок или планерная станция имели возможность доставлять планёр в нужное место и запускать его в воздух, совершая подлёты на высоту 6-8 м. Правда не известно, выпускались ли такие комплекты серийно.

3. Конструкция:
Краткое техническое описание и ТТХ приведено в книге Б.Н. Шереметева «Планеры» на стр. 198-201.
Никакой другой технической информации по этому аппарату обнаружить не удалось, хотя возможно она нашлась бы в опытно-конструкторском бюро "Сокол", которое было основано в 1959 году на базе студенческого Опытно-конструкторского бюро Казанского Авиационного Института и Казанского авиационного завода №22 (Казанского Авиационного Промышленного Объединения имени С. П. Горбунова), и первоначально, до 1982 года, называлось ОКБ спортивной авиации (ОКБ СА).

18_alb2_16_Chertan_64-65_Dubr-Pah_66.JPG


18_alb2_19_Chertan_64-65_Dubr-Pah_66.JPG


4. Литература:

1)      Горбенко К.С.,  Макаров Ю. В.,  Самолеты строим сами. — M.: Машиностроение, 1989.
2)      Шереметев Б. Н. Планеры. — M.: ДОСААФ, 1959.
 

Вложения

  • ___-11______.jpg
    ___-11______.jpg
    53,5 КБ · Просмотры: 338
Было бы интересно прочитать восспоминания тех, кто учился летать на этом планёре. Как на нём леталось и какие упражнения выполнялись? Насколько он был крепок, удобен, прост в ремонте?
Буду рад увидеть ещё фотографии и другую достоверную информацию.
 

Вложения

  • opisanie_01.jpg
    opisanie_01.jpg
    46,7 КБ · Просмотры: 315
  • opisanie_02.jpg
    opisanie_02.jpg
    106,2 КБ · Просмотры: 317
  • opisanie_03.jpg
    opisanie_03.jpg
    64,2 КБ · Просмотры: 298
В летном состоянии наверное ни одного не осталось?

Тут еще в форуме "торговля" был самолет "Школьник" с крылом от КАИ-11
 
Спасибо, Хейнц. Откуда только такие факты берете? Здесь в центре России уже про бурную жизнь авиаторов в Мячково в 90-е году уже забывают...  Все устремлены в будущее, непременно светлое 😉
 
Может не "склеиваются", а "склепываются"?...
 

Вложения

  • opisanie_03_001.jpg
    opisanie_03_001.jpg
    13,5 КБ · Просмотры: 256
Спасибо за сканы из "Крылышек"!

Материалы я нахожу в печатных изданиях и в сети; собираю и выкладываю как раз для того, чтобы заинтересовавшись, люди вспомнили, что у них тоже где-то хранится информация, которой просто так нигде не найти.
Этот планёр лично мне очень нравится, и, продавайся такой сейчас в спорттоварах, я бы обязательно его купил 🙂

На счет склейки крыла - да, я тоже обратил на это внимание. Возможно таким образом отрабатывалась технология, которую потом собирались применить для больших самолетов. Или наоборот: технологию "больших" решили применить на "фабрике игрушек". А может и опечатка. К сожалению, у Шереметева уже об этом не спросить.

На фото ниже - бело-синий КАИ-11 зимой на аэродроме Балтаси.
 

Вложения

  • 1378555_n.jpg
    1378555_n.jpg
    24,9 КБ · Просмотры: 295
😉Уважаемый,мы строим подобный ц.м.планер,почему бы Вам не присоединиться? http://vk.com/public62884239 🙂

Нашел по ссылке только это:
Планер РП15"Каяк"
Юным авиаконструкторам! Продаём наборы для самостоятельной сборки планеров РП15"Каяк".
В нашем планере только одна деревянная деталь!!
Мартин Гусь

Хочется подробностей.   😉
 
Да что вы. Это давно известный в узких кругах проект, который ББ лет 10 озвучивал и даже с год или два выкладывал "подробные" чертежи.
Во всяком случае внешний вид видно  :IMHO
Но тема немного про другой аппарат  😎
http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1171052534/383#383
210420104956_001.jpg
 
известный в узких кругах проект, который ББ лет 10 озвучивал и даже с год или два выкладывал "подробные" чертежи
😀Сподвижники!Друзья!!Братья по вере!!! ;DКлянуся!!Мне спешить некуда,как и китайцам 😱...места хватит всем :'(У этого планёра был инвестор и была задача выкатить образец на МАКС 2011г,но...не случилось,по поводу изменившихся приоритетов у заказчика :'( :🙂 :'(...НО МЫ-ТО ЗДЕСЬ!!!СЫНКИ!!!СМЕНЫ НЕ БУДЕТ!!! ;D ;D ;D
Официально объявляю,что тема живёт и,надеюсь,вы о нас ещё услышите!! 😀
Кстате,по мере углубления в конструкцию,"чертежы", претерпевают изменения,направленные на улучшение технологичности и снижение трудоёмкости,для самостоятельной сборки... 😎
 
Мотор и парашют? 🙂
Аналогичный случай был в Казанской губернии: судя по всему в начале 70-х оставшиеся КАИ-11 были списаны из ДОСААФ.
Остатки растащили на цитаты попали в очумелые ручки самодельщиков и вот, пожалуйста - подобный экземпляр на а-ме Балтаси летом 1973г.
 

Вложения

  • moto_01.jpg
    moto_01.jpg
    142,8 КБ · Просмотры: 305
  • moto_02.jpg
    moto_02.jpg
    73,5 КБ · Просмотры: 327
  • moto_03.jpg
    moto_03.jpg
    58,4 КБ · Просмотры: 315
Граждане, а не сохранилось ли у кого-то еще фоток, схем и книжек-брошюрок по этому планеру?
Я понимаю, что в 60-х цифровые фотоаппараты были не у всех, но тем не менее.
Так же хотел поинтересоваться: а нет ли тут, на форуме, людей, имеющих отношение к ОКБ "Сокол" или к той самой "таинственной" рембазе, котораяя выпускала КАИ-11 ?
 
Мотор и парашют? 🙂
Аналогичный случай был в Казанской губернии: судя по всему в начале 70-х оставшиеся КАИ-11 были списаны из ДОСААФ.
Остатки попали в очумелые ручки самодельщиков и вот, пожалуйста - подобный экземпляр на а-ме Балтаси летом 1973г.
😀
Людей,как рвало,так и будет рвать в небо,и чем дальше,тем больше 😀...дать им такую возможность,по цене,сравнимой с автомобилем ВАЗ,наша задача!!
Мотор и парашют,суть,оснащение,приобретаемое по желанию...,во всяком случае,оно предусмотрено 😉
 
Назад
Вверх