Полёты в космос

Могу ошибаться, но помнится посадки на реактивной тяге совершали в 60-ые годы прошлого века, притом на других небесных объектах.
Тогда это были специально сконструированные для посадки аппараты. Это их единственная "летная" функция. Притом аппараты весьма небольшие. А не первая ступень ракеты как она есть. Причем и Маск пришел к реактивной посадке не сразу. Вначале предполагалось использование парашютов для мягкого приводнения. Как делали ускорители Шаттла. Но свободно падающая жидкостная ступень ломалась о воздух до их раскрытия. Стало ясно что все равно нужен постоянный контроль ориентации струйные и аэродинамические рули. А если контроль ориентации есть то почему бы не использовать двигатели которые на ступени есть по определению.
Реализовали эту идею. Появились новые.
Падающая вертикально ступень Фалькона имеет конечную скорость в нижних слоях атмосферы примерно 270 метров в секунду.
До нуля у земли ее надо тормозить двигателями. Но если в какой то момент положить корпус поперек потока то скорость будет 100 метров в секунду что сэкономит топливо для посадки. Это они пытаются реализовать в Старшипе.
 
Последнее редактирование:
  • Мне нравится!
Reactions: ASI
Тогда это были специально сконструированные для посадки аппараты. Притом весьма небольшие. А не ступень ракеты как она есть. Причем и Маск пришел к реактивной посадке не сразу. Вначале предполагалось использование парашютов для мягкого приводнения. Как делали ускорители Шаттла. Но свободно падающая жидкостная ступень ломалась о воздух до их раскрытия. Стало ясно что все равно нужен постоянный контроль ориентации струйные и аэродинамические рули. А если контроль ориентации есть то почему бы не использовать двигатели которые на ступени есть по определению.
В любом случае сложнее посадить аппарат на безатмосферную планету автоматическими аппаратами на элементной базе той эпохи. Для математики процесса, известная масса не играет особой роли, к тому же "пустая" ракета имеет высокую жесткость и устойчивость при минимальной массе.

Дросселировать газовыми рулями несравнимо сложная задача, чем аэродинамическими рулями о среду.
 
Дросселировать газовыми рулями несравнимо сложная задача, чем аэродинамическими рулями о среду.
Вот тут наоборот. Газовые рули в вакууме создают одинаковые управляющие усилия при любой скорости и высоте. А вот аэродинамические зависят от скоростного напора и числа Маха.
Кроме того из всех небесных тел реактивная посадка в 60е годы применялась вроде только для Луны. Но для тех времен эти посадки огромное достижение.
 
Кроме того из всех небесных тел реактивная посадка в 60е годы применялась вроде только для Луны. Но для тех времен эти посадки огромное достижение.
Появление у Американцев первых ЧИПов открыло возможность для полётов к Луне с возвращением.
В СССР, на бортовых устройствах КА, на тот момент, не было необходимых вычислительных мощностей для такого манёвра. Ракета была, а процессоров нет ( не договорились с Американцами )...
 
Появление у Американцев первых ЧИПов открыло возможность для полётов к Луне с возвращением.
В СССР, на бортовых устройствах КА, на тот момент, не было необходимых вычислительных мощностей для такого манёвра. Ракета была, а процессоров нет ( не договорились с Американцами )...
Поэтому Энергия с Бураном полетела с первого раза? А у Маска, вооруженного до зубов суперкомпьютерами, никак не получается?
Думаю такая версия не имеет под собой оснований. С 1959 года аппараты проекта "Луна" достигали орбиты Луны с разной степенью успешности в автоматическом режиме. Так что вычислительных мощностей было для полета у СССР было вполне достаточно. Луноход -1 благополучно прилунился на поверхности в 1970 году.
Это был 17-й полет в рамках программы "Луна". Так что вычислительных мощностей было достаточно, а вот надежность двигателей оставляла желать лучшего.
 
Повторюсь...
Пилотируемые полёты с маневрированием на орбите и полёт к Луне с возвращением стали возможны только благодаря появлению ЧИПов, в том виде, какими мы привыкли видеть их в различных современных электронных устройствах.
До изобретения ЧИПа в одном корпусе, вычисления производились буквально, вручную сотнями чаловек (!)

И это - отдельная интересная страница в освоении космических полётов.
 
Поэтому Энергия с Бураном полетела с первого раза? А у Маска, вооруженного до зубов суперкомпьютерами, никак не получается?
Думаю такая версия не имеет под собой оснований. С 1959 года аппараты проекта "Луна" достигали орбиты Луны с разной степенью успешности в автоматическом режиме. Так что вычислительных мощностей было для полета у СССР было вполне достаточно. Луноход -1 благополучно прилунился на поверхности в 1970 году.
Это был 17-й полет в рамках программы "Луна". Так что вычислительных мощностей было достаточно, а вот надежность двигателей оставляла желать лучшего.
До Бурана летали БОРы, которые в свою очередь были наследниками Спирали
 
А реактивно сажали на Землю до Маска тоже американцы. Был у них проект опытный. Где-то в те же 60е. Три, или четыре полёта с отработкой посадки. Максимальная высота достигнута была 3, что-ли, километра.
 
Появление у Американцев первых ЧИПов открыло возможность для полётов к Луне с возвращением.
В СССР, на бортовых устройствах КА, на тот момент, не было необходимых вычислительных мощностей для такого манёвра. Ракета была, а процессоров нет ( не договорились с Американцами )...
Для реализации посадочной траектории цифровой компьютер строго говоря не является необходимым. Достаточно иметь гироплатформу, радио высотомеры и автопилот с аналоговыми вычислителями ну для Луны еще и коррекции параметров лунной орбиты с Земли. Ну и выбирать простые траектории и места посадок (да это потребует много топлива). Хотя наличие хотя бы простейшего цифрового компьютера все очень сильно упрощает задачу особенно отладку.
Что касается программы Аполлон то там было очень многое завязано на человека на борту а не на компьютер. Без постоянного присутствия экипажа полет и посадка были невозможны. Хотя бы потому что экипаж вручную много раз проверял оборудование и решал проблемы, корректировал гироплатформу в полете и прямо перед спуском, выбирал место посадки, делал сближения, стыковки и перестыковки отсеков.

В СССР автоматические станции вполне себе достигали Луны без экипажа.

А вот сверхтяжелой ракеты в СССР как раз и не было. Н-1 так и не смогла преодолеть участок работы первой ступени. Что не удивительно поскольку работа первой ступени в сборе проверялась прямо в полете. Строить огромный стенд подобный американскому В1/B2 дорого и долго. Собирать ступень ракеты Н1 на заводе и везти ее на Байконур в сборе невозможно (нет реки и океана).

Была еще ракета Протон. На ней можно было организовать пилотируемый облет Луны. Но статистика ее пусков показывала низкую надежность. С людьми не решились. Без людей Союз вокруг Луны летал назывался Зонд (5,7).
 
Поэтому Энергия с Бураном полетела с первого раза? А у Маска, вооруженного до зубов суперкомпьютерами, никак не получается?
Так и SLS полетела с первого раза и Шаттл и Сатурн-5. Как сделать обычную ракету надежно летающую с первого раза сегодня не секрет.
Готовьте очень много денюжек, стройте тестовую инфраструктуру нужных размеров и настраивайтесь на 10 лет чисто наземных тестов. Все в итоге будет работать. Но цена 1 пуска не понравится.
А вот как заставить ракету быть полностью многоразовой (и возможно ли на вообще сегодня). Как это самое возвращение протестировать на земле это пока никто не знает.
 
Так и SLS полетела с первого раза и Шаттл и Сатурн-5. Как сделать обычную ракету надежно летающую с первого раза сегодня не секрет.
Готовьте очень много денюжек, стройте тестовую инфраструктуру нужных размеров и настраивайтесь на 10 лет чисто наземных тестов. Все в итоге будет работать. Но цена 1 пуска не понравится.
А вот как заставить ракету быть полностью многоразовой (и возможно ли на вообще сегодня). Как это самое возвращение протестировать на земле это пока никто не знает.
Скоро совсем невозможно будет что-то создать, ввиду загромождения законов, правил, контроля, обязательств. Сравните например начало 20 века: задумали и построили - попробовали, летает - начали выпускать серийно. А сейчас целая страна не может организовать, профинансировать производство самолета взамен АН-2.
 
задумали и построили - попробовали, летает - начали выпускать серийно
Ну, Маск как раз и пытается работать в таком режиме. У него, к примеру, каждый новый запуск старшипа использует измененную модель. Меняют их по разным причинам, но и по результатам предыдущих пусков тоже. Но над ним конечно сейчас тоже висит меч бюрократии. Если бы не надо было получать разрешения он запускал бы чаще.
 
Хотя, если быть точным, то запреты ему дают или после аварий, или по всяким "наветам" о "вредности" запусков его изделий. Понятно конечно что запуск любой ракеты не может быть полезным. Он всегда вредный. )
В целом разрешений у него много. Сейчас он имеет право (кажется) на 25 запусков в год. Но даже их он не использует. Хотя сказал, что надо бы ускорится - планирует, несмотря на все эти аварии, уменьшить промежуток между запусками вродебы до трех недель примерно.
 
Хотя сказал, что надо бы ускорится - планирует, несмотря на все эти аварии, уменьшить промежуток между запусками вродебы до трех недель примерно.
Готовые корабли есть. Но разрушенный единственный испытательный стенд для Старшип теперь не даст возможности их протестировать. Такое событие можно было предполагать ведь полигон испытательный. Если бы вместо строительства стартовых площадок для Старшип во Флориде сделали бы резервный испытательный стенд то задержки можно было бы избежать.

А если бы Старшип был транспортабелен подобно ступени Фалькон-9 то в качестве резерва можно было бы задействовать полигон Мак-Грегор. Но корабль слишком большой для перевозки по дороге на большое расстояние.
 
Надо перегонять не по дороге, а по воздуху своим ходом. )
Маск вроде бы заявлял, что его теслы вскоре будут прямо с завода на автопилоте сами приезжать домой к покупателю. А тут "всего лишь" с места сборки перескочить на новое место старта. )
 
Вчера 26 июня при наземном тесте твердотопливного ускорителя для ракеты СЛС (на основе ускорителя Шаттла) произошел прогар шарнира и отрыв сопла. Так что и с ракетой СЛС возможны задержки. Хотя ракета для второго полета почти собрана а части ракеты для третьего полета почти практически готовы. Предполагаю что и компании Нортроп тоже произошло падение качества подготовки инженеров в новом поколении. Как и в целом в отрасли. С конца 90х годов свернулись крупные и хорошо финансируемые космические программы. Шаттл был последней мега программой. Поколение инженеров сменилось не передав опыт новому.
 
Назад
Вверх