Иллюстрация диапазона смещения плавающей килевой и влияние этого смещения на перетекание купольности крыла. Иллюстрация независимости движения килевой от крена крыла.
rutube.ru
Вопрос простой плавающая: поперечина/килевая - предотвращает или провоцирует попадание в глубокий крен?
Возможно, Вы не получите однозначный ответ ( Да или Нет ) по причине не очень корректно поставленного вопроса...
На мой взгляд, в Вашей постановке вопроса: "...предотвращает или провоцирует..." верный ответ
: "Пилот"...
Почему я так считаю?
Потому, что у "плавающей поперечины" основная функция - уменьшить усилия при управлении по крену и увеличить скорость реакции крыла на управляющее воздействие пилота. Дополнительная функция - улучшить устойчивость при небольшой турбулентности, за счет демпфирования слабых внешних воздействий.
Заданному вопросу можно сопоставить: "Кухонный нож - это хорошо или плохо?"...
Им удобно пользоваться при приготовлении пищи. Но, можно и кого-нибудь порезать...
"Плавающая поперечина" при маневре ( разворот ) смещается относительно килевой, создавая дополнительное плечо премещаемой массе тела пилота. Тем самым, она работает подобно гидроусилителю руля в машине, облегчая управление. Однако, это дополнительное смещение может происходить как в правильную сторону ( к центру разворота ), так и в обратном направлении. Это заметно на видео, выше, по ссылке.
У аппаратов с балансирным управлением есть особенность...
1. Когда
в установившемся развороте есть нескомпенсированная центробежная сила ( её величина больше горизонтальной составляющей силы от веса пилота+подъёмная сила ), то масса пилота тянет килевую во внешнюю сторону дуги траектории. Появляется
внешнее скольжение. В этом случае, центр поперечины смещается, относительно килевой, к центру разворота и
уменьшает кренящее воздействие. Аппарат "
не охотно входит в разворот"...
Поступательная скорость на входе аппарата в разворот была избыточна или задан крен не достаточной величины.
Пилот дельталета испытывает небольшое давление на корпус со стороны боковины сиденья с внешней стороны ( относительно дуги траектории поворота ).
Нет ощущения вертикальной перегрузки...
Замечу, что крыло, хотя имеет значительную массу, но
в относительно спокойном полете, для упрощения, можно считать, что на него действуют только аэродинамические силы ( крыло опирается и "связано" с воздухом ). Пилот ( или колясочка с мотором и пилотом ) действуют, в основном, в рамках законов кинематики.
2. Если же, в развороте, величина центробежной силы недостаточна для компенсации горизонтальной составляющей веса+ подъёмная сила, то масса пилота тянет килевую к центру разворота. В этом случае, появляется
внутреннее скольжение. Центр поперечины смещается, относительно килевой, во внешнюю сторону дуги траектории движения аппарата и
увеличивает кренящее воздействие. Аппарат "
заваливается в разворот"...
Поступательная скорость на входе в разворот была недостаточна или задан крен избыточной величины.
Пилот дельталета испытывает небольшое давление на корпус со стороны боковины сиденья с внутренней стороны ( относительно дуги траектории поворота ).
Нет ощущения вертикальной перегрузки...
Функция демпфирования плавающей поперечины помогает сгладить переходные процессы при правильном маневрировании ( и небольшие погрешности в управлении ). При значительных несоответствиях поступательной скорости и углов крена при вводе аппарата в вираж, плавающая поперечина
усиливает воздействие сил на крыло, создавая неожиданно избыточный крен или наоборот, препятствуя накренению аппарата и входу в разворот...