Продольный триплан

Bиктор

Моя интерпретация Вашего текста - зависит и от Вас
Скопировано из GENERAL AVIATION 5*2000
ТРИПЛАН-ТАНДЕМ
классической и тандемной схем. Она лишена недостатков "утиной" схемы, возможно, немного уступает в аэродинамическом качестве классической, что на скоростях 60... 150 км/час является приемлемым и улучшает характеристики тандемной схемы, и соответствует главному критерию - безопасности полетов.
Мой самолет эксплуатируется в диапазоне скоростей дельталетов, несмотря на полетный вес на 100 кг выше, нежели дельталет той же площади крыльев и мощности двигателя.
В силу своего темперамента я не стремлюсь к большим скоростям, но знаю золотое правило: "Нет скорости - нет полета". Вот и решал для себя задачу "малая скорость - безопасность полета". В результате чего и появился на свет разработанный и построенный мною в одиночку в домашних условиях летательный аппарат. Что из этого вышло - судить авиационным специалистам.
Оригинальность схемы и самой конструкции была заложена вовсе не для того, чтобы удивить обывателей и привести в недоумение авиационных конструкторов. Я проанализировал существующие схемы ЛА и постарался собрать воедино все самое лучшее, что есть в них. А схематическая конструкция выбрана не случайно. Она терпит глубокие реконструкции, что очень важно для экспериментального аппарата. Все органы управления, проводка, агрегаты на виду и доступны для контроля, ремонта и даже переделок. К тому же внешний вид ЛА от этого не страдает. Очень немаловажно: пространственная конструкция позволяет установить крылья большого удлинения. В результате уменьшается нагрузка на размах крыла, отчего увеличивается аэродинамическое качество ЛА по сравнению с таким же, но с удлинением 6...8. Имея небольшую взлетно-посадочную скорость и крейсерскую 80... 100 км/час, мой самолет уверенно держится в воздухе и слушается рулей уже на скорости 60 км/час. Я на нем взлетал и за ветром в 6 м/сек и с боковым ветром 6...8 м/сек, что категорически делать запрещено, особенно подобным "мотылькам". Но парадокс нашей жизни в том: мы боль причиняем легко самым близким и не бережем трудов рук своих... На минимальной скорости около 40 км/час самолет парашютирует. Рули-закрылки переднего крыла работают рулями высоты. Рули-закрылки заднего крыла - триммерами, которые компенсируют нарушение центра тяжести аппарата в ту или другую сторону, если в нем находится пилот иного веса от номинального, либо при наличии дополнительного груза до 100...150 кг. Рули-закрылки переднего и заднего крыльев, работая в паре, служат закрылками, что уменьшает посадочную скорость на 15 км/час (40 км/час), а взлетную - на 10 км/час (45 км/час). На средних оборотах двигателя 5000 об/мин (максимальные - 6800 об/мин) самолет летит со скоростью 85 км/час. Взлетным режимом пользоваться не приходилось. Наличие труб-подкосов не оказывает отрицательного действия на аэродинамику "самолета-тихохода".
Конечно, не очень удобно добираться до кресла пилота, что для экспериментальной конструкции простительно, но пилотировать ЛА довольно легко даже при 10 градусах мороза. Сам самолет предназначен для эксплуатации в теплое время года, но до весны было так далеко...
Из-за скудости средств и затрат времени на их добывание ЛА строился периодически, с огромными перерывами в 3...5 лет. Идея и начало постройки датируется 1986 годом (4 месяца), затем перерыв 3 года и пост-ройка его за 1 год и 6 месяцев. Первый пробный полет был совершен в г. Дзержинске Донецкой области в воскресенье в Троицын день. Потому я и назвал свой ЛА "Троица". Тогда с маломощным (в 30 л.с.) двигателем "Шкода" и самодельным винтом сомнительного аэродинамического качества самолет смог развить скорость 65 км/час. Но этого хватило оторваться от поля на скорости 60 км/час и пролететь по прямой 1100 м на высоте 10 м. Испытал "Троицу" пилот легче меня на 30 кг. Но мне и этого было достаточно. И если я верил 5 лет, что мой самолет взлетит, то теперь в этом убедился. В первом полете моим самолетом управляли по тангажу и крену цельноповоротными крыльями, тормозов не было. И еще я убедился: без мощного надежного двигателя даже лучший планер будет плохим самолетом. В то время таких двигателей у нас не было.
Лишь через 6 лет мне удалось заработать 6000 долларов на "Ротакс" 64 л.с. и трехлопастный винт. В 1997 году я приступил к модернизации своей старой конструкции, но, спустя 4 месяца, пришлось работы отложить. Надо было накопить средства, чтобы можно было заняться только постройкой самолета, затем построить ангар-мастерскую на новом месте, уже на территории аэропорта. И только в декабре 1998 года я смог приступить к осуществлению своей мечты. Для этого я ликвидировал свое предпринимательство. В глазах обывателей я поступил более, чем опрометчиво. Благо, жена меня поддерживает. Какое же это удовольствие - заниматься любимым, да еще творческим делом. 31 декабря 1999 года самолет был готов.
Первый полет я совершил 26 января 2000 года, случайно поднявшись на высоту 30 метров и пролетев 500 м по прямой, практически не умея пилотировать. Я перепутал координацию движения на ручке "газа" и вместо сброса дал полный режим двигателю. Обошлось без ЧП. То ли я уже научился этому искусству, строя самолет, то ли сам аппарат оказался удачным, если терпит дилетанта... Но, за пару недель я понемногу освоил самолет и уже многократно пролетал на нем из края в край летного поля в 1500 м на высоте 2... 10 м. После чего я пригласил из-под Армавира своего старинного приятеля, мастера спорта международного класса по пилотажу и великого любителя СЛА Анатолия Агафоновича Балуева.
20 февраля 2000 года он испытал мой ЛА. Характеристика самолета на таблице составлена по его и моим показаниям. "У меня было желание совершить на нем "мертвую" петлю", - так поделился со мной оценкой конструкции Балуев.
Разработанная и созданная мною в реальной конструкции схема самолета доказывает свою жизнеспособность и перспективность. Изучив историю российской и зарубежной авиации, смею утверждать, что летающего аппарата триплан-тандем еще не было. И я полагаю, что ЛА такой схемы смогут заполнить ту нишу эксплуатационных скоростей 60...100 км/час, доступную лишь дельталетам, которые, кстати, не такие уж безопасные, как их рекламируют. Триплан-тандем может быть самолетом многоцелевого назначения. Эскизный проект такого самолета (фюзеляжного, двухместного и в перспективе летающей амфибии-катамарана) у меня есть. Но, чтобы построить новый самолет у себя в России, необходимо иметь 3000 долларов. Это половина стоимости имеющегося у меня "Ротакса". Абсурд: уникальный самолет стоит полцены пусть прекрасного, но все же конвеерного, поточного изделия. Но таких денег у меня нет.
По этой причине я посетил "Красные крылья", что в г. Таганроге, специализирующиеся на производстве дельталетов, и спросил Водолазского Анатолия Борисовича, как он смотрит на мою идею найти заинтересованных в моем проекте людей. Он отвечал, что мой аппарат заслуживает внимания, но у них самих большие сложности в реализации зарекомендовавших себя дельталетов из-за сложного экономического положения в нашем обществе. "Пусть аппарат просто великолепный, но на его популяризацию нужно много средств и времени". И предложил обратиться к вам в редакцию: "Это единственное издание, пользующееся у специалистов авторитетом. А они уж разберутся, чего стоит Ваша конструкция".
И вот я написал вам длинное послание. Я не страдаю тщеславием, потому что мне и так есть за что себя уважать. Но, получив от Вас известность в авиационных кругах, я, быть может, получу материальную поддержку своему делу, либо приглашение к сотрудничеству. Ну, а коль получится, "что костюмчик" сшил лишь для себя", что ж: не впервой откладывать интересное дело и зарабатывать деньги на него же.
У меня в жизни, как в притче о каменотесе, работающем в каменоломне: "Что ты здесь делаешь, трудясь изо дня в день в поте лица своего и так вдохновенно?" "Храм строю," - отвечал тот.
Да вот жаль только в свои 50 лет уже в который раз спускаться в каменоломню, чтобы строить свой храм. У меня есть несколько знакомых авиалюбителей. Так они строят ЛА коллективно, втроем и больше. А в моем городе я одинок, хоть здесь и большой авиаремонтный завод рядышком, и сам я нахожусь на аэродроме, где базируется уже частный авиаотряд сельхозавиации.
 

Red

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Казань
Осталось узнать у @ Sanpalych
-какие преимущества он "прочувствовал" у своего самолёта.
Судя по цифрам-характеристики очень скромные для 1-местного с-та с Р-582, и не лучше,чем у классического 2-х местного "Дрэгонфлая" с тем же движком.
Видимые аэродинамические преимущества должны бы позволить 1-местного самолёту уверенно летать с гораздо менее мощным двигателем. (ИМХО)
Так сделанный в наших краях самолёт с 2-х щелевым крылом КАИ-61 (В.Гуревич и В.Чебаев), имел тот же диапазон скоростей и уверенно летал с двигателем "Привет-22".
 

maverick

Учусь учиться.
Да, и еще хотелось бы посмотреть на поляру  Троицы, чтобы оценить качество самолета на различных режимах. Вот тогда можно и сравнить с классикой.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
После чего я пригласил из-под Армавира своего старинного приятеля, мастера спорта международного класса по пилотажу и великого любителя СЛА Анатолия Агафоновича Балуева.
20 февраля 2000 года он испытал мой ЛА.
Тот факт, что Балуев разложил Ваш аппарат, и причины сего происшествия ( человеческий фактор пилота здесь ни при чем), увы, несколько смазывают столь радужную, описанную Вами, картину, а заверения о какой-то особой безопасности данной схемы, выглядят явно преждевременными. Увы.
    Я до сих пор никогда не озвучивал переданную мне не для распростанения, информацию, и лишь недостаточная скромность автора проекта, вкупе с излишне самоуверенными заявлениями, заставили нарушить конфиденциальность: некоторым идея могла бы показаться и заманчивой - пусть будут в курсе, что не все совсем уж безоблачно у полипланов.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Владимир Павлович.  Наконец -то я вытащил Вас на диалог со мной. Снизошли-таки....НУ,уж. если Вы ставите под сомнение разработки  Ваших же коллег-профессионалов, то куда уж тут мне, полуграмотному, "с суконным рылом да в калашный ряд". Замечу: Только самоуверенные чего-то добиваются и ведут за собой. Вы, ведь, тоже не страдаете  скромностью, играя роль ангела-хранителя. Возитесь с нами, неразумными, в песочнице под названием "Форум",раздавая подзатыльники  тем, кто сооружает из "песка" то ,что для Вас неприемлемо. А Ваш дорогущий проэкт- долгострой? Не является-ли он образчиком Вашего тщеславия?! И щенячий визг восхищения Ваших наивных поклонников, восхваляющих ничем непримечательную, неладно скроенную заезженную классику,претендующую на " НЕЧТО"- бальзам на Вашу душу. .Вы ничем не рискуете Все было "украдено" до Вас...   И все же- человеческий фактор был. И весьма существенный,если не главный. И Вы умышленно умалчиваете о нем!!  Но, об этом в другой раз.
 

maverick

Учусь учиться.
Владимир Павлович.  Наконец -то я вытащил Вас на диалог со мной. Снизошли-таки....НУ,уж. если Вы ставите под сомнение разработки  Ваших же коллег-профессионалов, то куда уж тут мне, полуграмотному, "с суконным рылом да в калашный ряд". Замечу: Только самоуверенные чего-то добиваются и ведут за собой. Вы, ведь, тоже не страдаете  скромностью, играя роль ангела-хранителя. Возитесь с нами, неразумными, в песочнице под названием "Форум",раздавая подзатыльники  тем, кто сооружает из "песка" то ,что для Вас неприемлемо. А Ваш дорогущий проэкт- долгострой? Не является-ли он образчиком Вашего тщеславия?! И щенячий визг восхищения Ваших наивных поклонников, восхваляющих ничем непримечательную, неладно скроенную заезженную классику,претендующую на " НЕЧТО"- бальзам на Вашу душу. .Вы ничем не рискуете Все было "украдено" до Вас...   И все же- человеческий фактор был. И весьма существенный,если не главный. И Вы умышленно умалчиваете о нем!!  Но, об этом в другой раз.
Глюки, что курим? ;D
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
@ Sanpalych:
Я был лучшего мнения о вас: стОило сделать совершенно корректное замечание, касающееся именно безопасности , в ответ (вместо признания факта, с объяснением,хоть и субъективным) - ушат помоев, будто я намеренно оговорил вас, выдумав аварию. Не ожидал, признаться - в личном общении предпосылок к этому не было заметно.
Ну что ж - время меняет людей: только диалоги в подобном тоне я вести не собираюсь - тем более, что эпитеты, которыми вы сами себя охарактеризовали, увы, соответствуют действительности: это не мой круг общения.
 

uxus

Крылья, ноги... Главное - хвост!
Откуда
Россия, МО
Дабы вернуть тему в русло: об особенностях поведения подобных ЛА при взлете и посадке что-нибудь известно?
Облетывал в симуляторе (x-plane) маленький одноместный тандем с хвостовым ГО, у него на высоте чуть меньше полуметра происходила довольно резкая перебалансировка - при снижении клевал носом, на взлете наоборот взмывал. В качестве побочного эффекта его было практически невозможно заставить козлить. Подозрение у меня тогда легло на экранный эффект на переднем крыле, из-за которого вблизи земли менялся скос потока и угол атаки заднего крыла.
Но это в симуляторе. И поэтому очень интересно узнать как в реальности.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Господин Лапшин.  Ивсе же Вы слукавили.  13 лет тому я не свалися на Вас ниоткуда. Вы сами изъявили желание со мной познакомиться. Советовали подробнейшим образом записывать все этапы постройки и  летных испытаний триплана "вплоть до субъективных ощущений. (постараюсь в ближайщее время предоставить копию Вашего письма и видео полетов моего ЛА). Мол,тогда, вникнув в суть дела, Вы сможете, " опираясь на свои знания и богатый опыт", содействовать мне в моем деле, Что я исделал, выложив подробнейший  отчет на 12 листах  в клеточку мелким почерком.  И передал Вам свои  труды не  "тайным документом", а с условием: Вы и ваши коллеги в КБ МАИ,изучив мои бумаги, выносите свой вердикт в письменном виде и отсылаете мне... "Ждите ответа........" И что, после всего этого, мне следует заключить Вас в свои объятия?  Ну ладно: проехались по "фейсам" - и будя.  Если есть что мне сказать, то  пожалуйте ко мне в " личку". Теперь, лучше о деле.      Ах да !! Мне еще предстоит рассказать о " человеческом факторе" который  непричастен к аварии.   После многочисленных полетов по прямой до 1.5км (налет составил  шесть часов) я пригласил  Балуева  облетать триплан, на что тот охотно согласился и, вскоре, приехал за 350км с Обливской станицы. Я ,довольно близко был с ним знаком 18 лет. Весьма колоритной личностью был человек. Фанатично любил авиацию и все что с ней связано.  Многие любители 80-х, 90-х годов на юге России и восточной Украины обязанны ему обретением НЕБА. Очень хороший пилот и - никудышный техник и конструктор. Авантюрист по-натуре и нетерпим к критике кого бы-то ни было. Одинаково беспечно относился и к людям и к технике. В результате все те, кто проходил через его руки разделялись на два лагеря: "за" и "против" него... Приехал вечером. На мое предложение осмотреть досконально конструкцию:" А что тут осматривать? Ты уже проверил его на прочность когда летал на нем". Утро следующего дня. Туман. За 50м ничего не видно. " Давай,погоняй по полю... Нормальная видимость..." Погонял чуток. Забрало тут же покрылост водяной пылью. Отложили...  К полудню поднялся ветер свыше 6 м в сек. "Нормально"-заверил нас,присутствующих, Балуев. Я согласился, полагая ,что на сегодня мой пилот-испытатель ограничится рулежками да пробежками, привыкая к незнакомому ЛА.    И вот мы на поле. Ветер дует под 45 градусов к бетонке. "Ану подлетни"- он мне." Так ветрюган же!"- пытаюсь возразить я. " Можно"- махнул рукой. Ладно, думаю,-ему видней. Набрался храбрости,разогнал триплан и... метров 50 с меня довольно. "Теперь моя очередь"-сказал Балуев,когда я подкатил на середину 600 метровой взлетке, где стояли он и "группа поддержки"из шести человек... На рулежку, пробежки и привыкание к экспериментальному ЛА ему хватило ровно 300 метров до конца взлетки. Тут-же начал с подлетов с косым ветром 6 метров у земли. Два пролета против венра. Два- за ветром. Крайний "за ветром" привел к посадке на кромке бетонки с заносом ЛА в грязь.  Пятый пролет над нами, уже на высоте около 10 метров, перешел в полет по кругу. Развернулся над авиа.рем.заводом (Запретная зона) и пролетел за ветром в стороне от нас на высоте 30 метров. На втором развороте " за ветром" триплан завалился  налево и, описав полную спираль, упал на землю...И никакого "человеческого фактора"?! Профессиональная небрежность к СЛА, да безответственость, да дешевый выпендреж- вот те слагающие похоронившие немало летчиков-ассов!  Но нам с Балуевым  крупно повезло: он отделался переломом ноги, а я обрел счастье, что мой приятель остался среди нас, живых.  Но, к сожалению ненадолго. Через пару лет он разбился не выйдя из штопора, прихватив с собой гостя из Германии. Причина? Да то же " отсутствие" человеческого фактора о котором сказано выше.   Самолет я не стал восстанавливать. Времена были уж не те. Переболело,подзабылось. Новый "храм" строю... А вопросы-то ОСТАЛИСЬ!! В чем я ошибся?  Пошел " не тем путем-с", реализуя схему "триплан"? За зря доверился летуну-профи? Или то и другое вместе? Ребус.   ,          
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
maverik Вы, сударь, опять на грубость нарываетесь. (а я вдвое  старше Вас) На Ваше "...курим" я уже Вам ответил (к сожалению попал не по адресу). Вы что, из когорты " НЕ ДОТЯНУСЬ- ТАК ДОПЛЮННУ"? Ну что ж, удачи - "снайпер". 
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Уважаемое собрание! Куда я попал? Здесь что, ристалище, или гламурная тусовка?  И так- будем пытаться найти крупицы истины или продолжим "бодаться"? Меня подобный стиль "обмена мнениями" развлекает и, даже, взбадривает. Но, вскоре наскучит.
 

maverick

Учусь учиться.
maverik Вы, сударь, опять на грубость нарываетесь. (а я вдвое  старше Вас) На Ваше "...курим" я уже Вам ответил (к сожалению попал не по адресу). Вы что, из когорты " НЕ ДОТЯНУСЬ- ТАК ДОПЛЮННУ"? Ну что ж, удачи - "снайпер".  
Дяденька,  что за угрозы??. Казак прав, Вам не самолеты строить а поэмы писАть нужно.
p.s. Жду ответы на свои вопросы с 82 и 84 поста.
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
Ваша правда,ребята. Это один из моих "пороков" грамотно и доходчиво излагать свои мысли. Опоздали с советом. Свою книгу жизни я давно пишу. Не для посторонних. Но кое-что и вам могло. бы перепасть. Да вам, вижу, не впрок.  Да и цель у меня была завлечь Владимира Павловича на это "поле" и поговорить с ним по душам при свидетелях. Удалось- с чем себя и поздравляю. Считаю:тема "триплан" исчерпала себя едва появившись. А мне еще "книги писать" да  "храм" т. е. самолет строить. ВСЕ.   PS  Я   с удовольствием  готов общаться с практиками по триплану в личной переписке.
 

maccon

Я люблю строить самолеты!
Владимир Павлович, найденные недостатки были присущи схеме с обдувом винтом ПГО? 

Да, именно.
Эх.. догадки не оправдались.. :-/ Уверен, продувки с возможностью дифференциального отклонения консолей ПГО тоже проводили.. Получается в реальности ПГО для классики как собаке пятая нога? :-/
 

Sanpalych

Я люблю строить самолеты!
С видео-магнитофона  переписал на диск испытательные подлеты и полет моего триплана. Надеюсь, на днях, мне удастся   вставить это видео...
 
Вверх