Продолжение круглого стола по планерам или чем отличается МП Беркут от БРО-11

За машиной, судя по всему. Старт с лебёдки в статье называют «механизированным»
В статье "механизированный старт" употребляется вместе с автостартом, скорее всего это одно и то же. Применительно как раз к планеру второго типа.
Про автостарт Назарова говорится, что он на основе грузового авто, ну прямая буксировка грузовиком легкого планера - это довольно странное занятие.... нет, скорее всего всё-таки барабан с тросом вместо колеса. Грузовик стоит неподвижно.
 
В статье "механизированный старт" употребляется вместе с автостартом, скорее всего это одно и то же. Применительно как раз к планеру второго типа.
Про автостарт Назарова говорится, что он на основе грузового авто, ну прямая буксировка грузовиком легкого планера - это довольно странное занятие.... нет, скорее всего всё-таки барабан с тросом вместо колеса. Грузовик стоит неподвижно.
Я прочитал, что автостарт упоминается вместе с амортизатором для первого типа.
Механизированный старт вместе с буксировкой для второго.
Из этого понятно, что автостарт и механизированный - разные системы.
 
Обратите внимание: то, что в статье выдается за планер "первого типа", существовало в те времена в огромном количестве и по факту являлось одноместным вариантом планера "второго типа", который согласно выводам статьи должен быть двухместным.
А-1, БРО-9, МАК-15 - это всё одноместные планера, но их летные данные выводят их из "первого типа" и приближают ко второму. Взлет за самолетом и высокое качество, необходимое для парения. Все они строились серийно.
Потребовалась большая мыслительная работа, чтобы осознать: планер "первого типа" должен быть непригоден для парящих полетов, даже над склоном, и буксировки самолетом. Учебная "первоначалка" несовместима с "хочу летать". Вы, конечно, будете летать как птицы и даже лучше, но - потом. На другой технике. Вот такие они, пути развития - сразу не угадаешь.
А гуру Домбров движется в обратном направлении. Переделывает изначально задуманную непригодной для каких-либо серьезных полетов "брошку" в то, что одни называют мотопланером, другие - самолетом. Хочется же сунуть нос в облака )) но получается это за счет тех, кому учиться надо.
 
Последнее редактирование:
Из этого понятно, что автостарт и механизированный - разные системы.
Вторая колонка в самом низу - автостарт для второго типа.
Не разные это системы.
Просто был ещё "тракторостарт", который тоже являлся разновидностью мехстарта. Автостарт - это точно не буксировка за едущим грузовиком.
 
перевел в pdf чобы удобнее было читать
Спасибо, у Вас очень хорошая OCR, но все-таки надо вычитать сначала - есть там много мелких ачепяток. Лучше этот вариант (sha1:2b8a4ee1e1e50944b52b3a34e4b3553d5ce49f32) удалить, а то разойдется. Неуважение к товарищу Маноцкову.
 
Последнее редактирование:
Вторая колонка в самом низу - автостарт для второго типа.
Не разные это системы.
Просто был ещё "тракторостарт", который тоже являлся разновидностью мехстарта. Автостарт - это точно не буксировка за едущим грузовиком.
Согласен с Вами. Автостартёр конструкции Назарова - очевидно,
конструкция лебёдки, приводимой в работу от автомобиля!
 
Обратите внимание: то, что в статье выдается за планер "первого типа", существовало в те времена в огромном количестве и по факту являлось одноместным вариантом планера "второго типа", который согласно выводам статьи должен быть двухместным.
А-1, БРО-9, МАК-15 - это всё одноместные планера, но их летные данные выводят их из "первого типа" и приближают ко второму. Взлет за самолетом и высокое качество, необходимое для парения. Все они строились серийно.
Потребовалась большая мыслительная работа, чтобы осознать: планер "первого типа" должен быть непригоден для парящих полетов, даже над склоном, и буксировки самолетом. Учебная "первоначалка" несовместима с "хочу летать". Вы, конечно, будете летать как птицы и даже лучше, но - потом. На другой технике. Вот такие они, пути развития - сразу не угадаешь.
А гуру Домбров движется в обратном направлении. Переделывает изначально задуманную непригодной для каких-либо серьезных полетов "брошку" в то, что одни называют мотопланером, другие - самолетом. Хочется же сунуть нос в облака )) но получается это за счет тех, кому учиться надо.
Простите великодушно, но тут у вас ошибочка , А -1 за самолётом не взлетал и для парения предназначен не был . Ежели сравнить лтх А-1 и БРО -11, то вы обнаружите что это практически братья близнецы, разница лишь в весах , весе самого планера и весе пилота, ну ещё посадочная скорость у брошки на бумаге ниже .
В 30-е годы программа подготовки планериста выглядела приблизительно так УС-4 ( он же А-1)→ УПАР
 
далее для немногих, парители посерьёзнее . Иногда в промежутке между УС и УПАРом вывозные полеты на двухместном Ш -5, но вовсе не обязательно , УПАР такая же низкоскоростная учебная машина как и УС , просто дороже и сложней в ремонте, затем на место УПАРа приходят БС рассчитанные на буксировку и пилотаж, скорости растут, возникает необходимость в вывозных полётах и двухместных учебных планерах ,в ход идут Ш-10, УС-5

БРО-9 это попытка одним аппаратом закрыть две ниши сразу , один планер вместо двух , попытка кмк неудачная: получился по сути маленький БС, но качество меньше чем у БС , а посадка сложнее чем на А-1. Тем не менее, судя по мемуарам аппарат любили, люди его освоившие посматривали на А-1 свысока.

МАК-15 это одноместный планер сквозного обучения , и первоначального, и паритель, и пилотаж в одном флаконе.
 
Очень хорошо, что у бабушки Гущина на чердаке оказался недостающий нам экземпляр журнала КР. Сразу пошёл предметный разговор. Из статьи также можно заметить, что и Манноцкову пришло в голову, что мотопланер, пусть даже и реактивный, сразу снимает целую кучу проблем из процесса подготовки спортсменов-лётчиков, а также значительно удешевляет сам процесс обучения. Что мы, собственно, и доказали на наших мотопланерах типа "Коршун". Очень сильно заблуждаются те, кто считает, что на БРО-11 с лебёдочным стартом обучение получается дешевле, чем на более дорогих "Коршунах" с моторами. Наша методика обучения на одноместном учебном мотопланере при адекватном инструкторе, соблюдающем наши рекомендации, вообще не предполагает поломок аппарата. В то время, как аварии на БРО-11 с лебёдочным стартом - вообще штатная ситуация. И получается, что цена разбитых за сезон БРОшек превосходит по цене мотопланер "Коршун". На счёт цены. Я тут на ветке прочитал, что сибиряки за свою новую БРОшку просили почти 800 000 рублей. А наш "Беркут" ушёл за 500 000 рублей в полной комплектации вместе с чехлами, наземным и учебным оборудованием. Вот и считайте. Почему для БРОшек с лебёдочным стартом, авария - штатная ситуация? Потому что та пара-тройка наземных упражнений на БРОшке, что предшествует работе на лебёдке, к сожалению, не даёт учлёту должной подготовки для безопасного перехода на буксировку за тросом. Просто невозможно больше ничего придумать. Ну сейчас ещё появился компьютерный тренажёр, чего раньше не было. Эта штука помогает повысить уровень обучения учлёта, но без эмоциональных потрясений, которыми сопровождается любой полёт, а тем более первый. Поэтому эффект от тренажёра более чем скромный. По нашей же методике, наземных упражнений самого разного типа достаточно много, чтобы перестать боятся машину и освоить азы управления аппаратом, ещё никуда не взлетая. Перейти к подлётам не сразу на второй день, а достаточно прочно изучив манеру поведения машины при рулении на земле, как на двухколёсном, так и на одноколёсном шасси, с разными составляющими ветра по полосе, на разных скоростях не доводя дело до подлёта благодаря специальным турбулизаторам, срывающим поток с крыла. Здесь мы тоже используем психологию. Если первый поход человека к стоматологу всегда вызывает у любого человека страх, желание посетить туалет, то 40-е посещение того же врача подряд, уже почти ничего не вызывает. Если на первой рулёжке на двух колёсах у наших учлётов сильно трясутся ноги, то на скоростных пробежках на одноколёсном шасси уже ничего ни у кого не трясётся и страх не мешает нашим учлётам думать. И , как пишет Манноцков, с первого упражнения наши учлёты приучаются к самостоятельному принятию решений, чего нет в помине на двухместке.
В журнале №8 КР за 1954 год на стр. 8 мы находим статью Мастера спорта В. Макарова " Некоторые вопросы теории взлёта планера с помощью механической лебёдки." Автор статьи ссылается на то, что в аэроклубах ДОСААФ стали всё шире применяться для запуска планеров мотоциклетные и автомобильные лебёдки, которая сообщает планеру достаточную скорость для его разгона, отрыва и набора скорости. Авиаторы должны понимать, что при старте с лебёдки планер находится в неустановившемся движении при котором он испытывает перегрузки, а неучитывание особенностей лебёдочного старта может привести к поломке аппарата и аварии. В данной статье рассматривается схема сил, действующих на планер при взлёте с лебёдки и при наборе высоты, а также определение потребной скорости. В статье последовательно изложены теоретические материалы, приведены формулы и схемы различных режимов полёта планера, даны рекомендации по безопасному старту. Всё изложено в рассчёте на школьные знания по физике и математике, высшая математика не используется, так что вполне доходчиво для людей, которые хотят не просто "набить руку" на лебёдочных стартах, но и разобраться в физике процесса, понять теорию взлёта планера. Набор высоты можно осуществлять двумя способами. При первом способе планерист стремится сохранить постоянный угол подъёма, контролируя себя по видимому положению капота относительно линии горизонта. И приведена схема такого набора высоты.
Второй способ набора высоты заключается в том, что планерист выдерживает постоянную скорость полёта по траектории. С этой целью он постоянно уменьшает угол подъёма планера. Дана схема набора высоты с постоянной скоростью полёта. Приведены примеры рассчёта траектории применительно к планерам А-2. Даны поправки к рассчётам с учётом скорости ветра. Данная теория позволяет определить мощность требуемой для старта лебёдки в зависимости от ЛТХ планера.
В. Макаров имел очень большой личный опыт применения лебёдочного старта на планерах, благодаря чему и смог сформулировать доступную и полную теорию такого типа взлёта. Скорее всего в те далёкие годы более опытного специалиста по лебёдкам в аэроклубах ДОСААФ не было, благодаря чему в последующем будущем именно В. Макарову было поручено разработать положение по ЮПШ, с чем он великолепно справился, и что живо и используется до сегодняшнего дня.
В том же журнале за нашей следует статья " Как судить упражнение "Полёт на планере в намеченный пункт с возвращением к месту старта". Ну это для тех, кто вообще интересуется планеризмом. А вообще в журналах масса интересного материала. Буквально зачитываешь журнал от корки до корки. И голых девок нету, что авиатору приятно.
И вот за что я люблю бумажную книгу : пусть попробуют наши компьюторные спецы найти вышеописанную статью в интернете и выложить её сюда в первозданном виде. А то я может быть чего переврал?
 
ну все...счас гущин накатит и по новой...волна бредятины...
не надоело из пустого в порожнее переливать?
может уже что то построите?(организуете,спроектируете,да хоть эскиз накидаете?)А?
А это к кому вопрос? К Домброву?
 
для парения предназначен не был
Судя вот по этой табличке из Антоновского руководства (стр. 63), все же был:
us_4.jpg

Насчет взлета за самолетом, я похоже и правда погорячился: на планере, по сведениям из того же РЭ, нет буксировочного замка.
Я уже тут неоднократно писал, что являюсь узким специалистом по ЮПШ и БРО-11М, не являюсь любителем старины и строителем "чего-нибудь", к чему меня тут периодически призывают, соответственно в смежных областях мои знания являются ограниченными. Считайте, что я, как и Домбров, иногда набрасываю тут свои "домыслы", а если присоединяются грамотные люди и меня опровергают, так это даже хорошо.
 
Статья из журнала "Крылья Родины" за 1955 год, № 1 (стр. 11-13):
КР_1955_01_title.jpg
 
Последнее редактирование:
Большая просьба, если кто будет OCR-ить - вычитывайте свои блохи перед публикацией сами.
Валяющиеся по интернету кривые пдф-ки только вредят IMHO.
Я уважаю способы копирования, обеспечивающие идентичность оригиналу ©
⭑ Перепечатка воспрещена! Несоблюдение стандарта преследуется по закону.
 
Последнее редактирование:
Простите великодушно, но тут у вас ошибочка , А -1 за самолётом не взлетал и для парения предназначен не был .
А вот наверное откуда я это взял: из статьи Симонова и Шереметева, только что здесь опубликованной:
us4-par.jpg

Ну если такие авторитеты это утверждают, то я могу за ними только повторять. Ну или остается разгадывать эту загадку, за каким самолетом и каким образом (без буксировочного замка) в те времена А-1 предполагалось буксировать. Может быть, была доработка, о которой мы не знаем.
 
На стр. 8 руководства "Техническое описание и эксплоатация планеров Ус-4 и Пс-2" есть замечательные таблицы коэффициентов статической и динамической мощности рулей. Сказано, что: "Коэффициенты динамической мощности рулей характеризуют быстроту реагирования планера на действие элеронов или руля направления, т.е. то, что пилоты обычно называют "чуткостью"".
Из таблицы видно, что УПАР (Пс-2) менее чуткий, чем "учебный первоначальный" Ус-4. На стр. 61 руководства: "Планер Пс-2, как показала его эксплоатация на местных станциях и в ВЛПШ в Коктебеле, несколько даже проще в управлении и более спокоен, чем планер Ус-4. ...... Простота управления Пс-2 объясняется, главным образом, его большей устойчивостью и умеренной чуткостью управления."
Можно выполнить аналогичный расчет для БРО-11М и проверить мое утверждение о том, что у этого планера намеренно загрублена управляемость. Сравнить с его аналогом Ус-4. Если расчет покажет меньшую чуткость, значит, для парения даже над склоном "брошка" не предназначалась.
 
Ну я смотрю у нашего Гуру по БРО-11 на чердаке не один старый журнал оказался. Зачем то выложил в скане статью Симонова и Шереметева, про которую я уже рассказал устно. Надо было следующую выкладывать, а то время у людей воруете.
Зачем я взялся выкладывать статьи старых журналов КР? Это я делаю для того, чтобы у всех присутствующих возникло правильное представление откуда вообще взялись ЮПШ, как они создавались, почему, и зачем мы потом стали экспериментировать с мотопланерами. Думаю это всем ясно. Тогда неясно зачем на ветке идут разговоры на темы, вовсе не отвечающие задачам этой ветки? Что ли трудно открыть свою, новую тему?
Здесь было много разговоров про лебёдочный старт. И вот как раз в журнале КР № 9 за 1954 год на стр. 7 была опубликована статья А. Дабахова "Наш опыт эксплуатации лебёдки". В статье рассказывается о довольно простой, "бюджетной", как теперь любят говорить, лебёдке из простых материалов и для лёгких планеров. Когда-то у дельтапланеристов нашего завода была подобная лебёдка на базе мотоцикла "Днепр", только таскали они не планеры, а дельтапланы. Но лебёдка из статьи Дабахова ещё проще. . Особенно она хороша тем, что очень лёгкая и потому мобильная : можно быстро переменить старт в зависимости от ветра. И если у кого то из собравшихся существуют опасения, что не хватит денег на лебёдку, то перед вами как раз ваш вариант. Дёшево и практично. Только надо мотоцикл советский найти типа Иж - и всё в порядке.
Лебёдка 1 001.jpg
 
Назад
Вверх