Если серьезно , то среднестатистический пилот--любитель должен быть "отгорожен" от попадания в критические режимы , с помощью всевозможных девайсов.(или приспособлений..) . В этом ничего зазорного нет , так как на кону - жизнь ! Процентов 80 , любителей , вообще не могут выйти из сложного пространственного положения. Не говоря о штопоре. Приходилось часто видеть , как "любителей" обучали сваливанию на нос и на этом останавливались. Вот и "ныряет" курсант-любитель в зоне , пока не надоест. Страшно представить , если он в разгаре "ныряний" сунет ногу... Короче , тут есть над чем думать. И со всех ракурсов..
Вы не правы. Именно в начале обучения и отрабатываются навыки выхода из сложных ситуаций и это практикуется до автоматизма! Когда я учился летать в штатах, то инструктору и в голову не приходило выпустить курсанта в первый самостоятельный без тренировок распознание начала срыва и правильного выхода из него. Срывы делались в любой конфигурации:
Во взлётной конфигурации - закрылки убраны и двигатель на взлётном режиме.
В посадочной конфигурации - закрылки полностью выпущены и двигатель на малом газу.
Так-же тренировались на крутые виражи, без потери высоты, с креном до 60 градусов, выполнение скольжения в обе стороны, а так-же посадку с "отказавшим" двигателем в данную точку выбранную инструктором на ВПП.
Выполняли полёты на малой высоте - для навыков маневрирования вокруг объектов(скажем подбора места посадки), где нужно было облетать объект выбранный инструктором, делая точный круг с постоянным радиусом от него учитывая снос ветром(постоянно меняя крен самолёта для компенсации сноса), а так-же чётко держать высоту полёта.
А так-же на ПРАВИЛЬНЫЕ действия на вывод самолёта из сложного пространственного положения(попадание в облачность, туман или плохую видимость). Суть этого упражнения заключался в следующем:
Полёт выполняется под "шторкой"(курсанту одевают козырёк или специальные очки) где он не видит горизонта, а только приборы. Инструктор говорит курсанту опустить голову и смотреть в пол кабины, затем инструктор выполняет ряд манёвров и заводит самолёт в нештатное пространственное положение, затем он даёт команду курсанту поднять голову и по приборам перевести самолёт в нормальный, стабилизированный горизонтальный полёт.
В основном этим и занимались до первого самостоятельного - уходили в зону и всё это практиковали, а по возвращению на аэродром делали несколько "конвейеров" для тренировки взлёта. посадки и полёту по "коробочке". Этих конвейеров обычно хватало, что-бы научится правильно выполнять заход и посадку до первого самостоятельного.