Регулятор Vape R94.

Ещё  цитата  из  форума  снегоходчиков :
( из  раздела  про  РМЗ 500  Тайга ).

АКА  SHAMAN55555  спрашивает :
...  Поёдет ли на Тайгу с зажиганием Дукати регулятор тайговский ( Чёрный ) который похож на бурановский ... ?

АКА  Dastyn ( известный  диллер  запчастей ) отвечает :
- Первоначально за неимением других их и ставили с Дукати, но они расчитаны, изготовлены и предназначены работать с той мощностью, которую даёт световая катушка основания магдино от "РЗП", т.е. в пределах 120Вт.
У Дукати "стар. обр." (непрограммир.) мощность достигает 200Вт, у Дукати "нов обр." - свыше 200Вт.
Чтобы интересующий регулятор мог работать, нужны постоянно включенные потребители (ближний/дальний свет, нагреватели и пр.).
Аккумулятор (если есть) может закипать.
Причём может возникнуть замкнутый круг:
из-за плохого контакта не выполняет своё предназначение регулятор напряжения - перегорают потребители (лампочки, нагреватели рукояток и т.д - затем из-за отсутствия нагрузки (потребителей) перегорает регулятор напряжения - затем опять горят потребители из-за неисправного регулятора и т.д.)

АКА лecник77 ( представитель  Рыбинского  завода )  пишет :
Тайга комплектуется чешским регулятором R104, ранее устанавливался R94, заменить можно на 309.3702 российского производства.

Взято  здесь :
http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=92&t=27817

==========================================

Процитировал - потому  что  по  ссылкам -  никто  не  ходит.
А  меня  переодически  пытаются  обвинить  что  я  выдумываю  не  существующие  проблемы.


Ну  в  общем  ежу  понятно  что  регулятор  рассчитанный  на  100 Вт  с  хвостиком -  не  нужно  ставить  в  пару  с  генератором  на 200  или  более Вт...  И  надежда  на  просадку  напряжения  фарой -  может  не  оправдаться.  Перегорит  лампочка  и  погорит  всё  что  сможет  перегореть... Начиная  собственно  с  регулятора  и  заканчивая  приборами.

Ясно  должно  быть  и  обратное.  Если  регулятор  рассчитанный  на  200 ( или  больше ) Вт - поставить  работат  с  генератором  110 Вт.  всё  будет  работать.  Но  более  мощные  блоки - обычно  стоят  дороже...

Проблемы - бывают.  К  примеру  подбирая  регулятор - желательно  отчётливо  понимать  с  какой  мощностью  генератора  ему  придётся  иметь  дело.  Или  если  не  известно - исходить  из  максимально  возможной  мощности - порядка  четверти  кВт. ( Для  большинства 2 Т  Ротаксов ).

Однако  моторы  Ротакс  593 - 793  от  снегоходов  Ski-Doo Skandic SUV 600  и  некоторых  других - оборудованы  генератором  на  350 Вт  и  такой  мотор  есть  не  только  у  нас...  На  таких  моторах  летает  некоторое  количество  автожирщиков.
Соответственно - если  мотор  от  снегохода  или  ещё  какойто  не  стандартный - ищите  мануал -  читайте характеристики  и  постарайтесь  не  сесть  в  лужу.
 
Уважаемый kvadratov, с Вами согласен во всём, что вы изложили. Более того, благодарен за информацию, изложенную Вами на одном из сайтов по системам зажигания. Никак не мог придумать простое подключение Stratomaster UL для измерения оборотов двигателя. Ваша публикация натолкнула на мысль, подключить вход прибора через резистор  47К непосредственно к тумблеру выключателя зажигания. Подключение опробовано, работает устойчиво, помех радиосвязи нет, на работу зажигания не влияет.

Но уж если возник вопрос, придётся дать некоторые объяснения по работе регуляторов напряжения с использованием симистора BTA41.
Регулятор (рис.2) имеет одно плечо, собранное из стабилитронов, включенных встречно - последовательно, и подключенных только к одному проводу, идущему от генератора. Несмотря на это симистор обрабатывает обе полуволны питающего переменного напряжения.
Активная нагрузка (например, лампочка) питаемая переменным током, на форму переменного напряжения практически не влияет, поэтому почти не влияет и на работу регулятора, т.е. на величину выходного напряжения.
Сильное влияние на работу данного регулятора оказывает диодный мост с подключенной нагрузкой по постоянному току, изменяет форму напряжения. Поэтому генератор, управляемый данным регулятором имеет «мягкую» характеристику при зарядке аккумуляторов, т.е. создает ограничение по току зарядки. 
Выходное постоянное напряжение крайне слабо зависит от амплитуды напряжения генератора, однако несколько снижается с увеличением оборотов двигателя, (т.е. зависит от частоты переменного напряжения).
Этот регулятор можно использовать совместно с генераторами на постоянных магнитах на напряжение 12в и при токах до 40 ампер (480 ватт). Симистор BTA41 рассчитан на ток до 40 ампер, но выдерживает импульсные токи до 400 ампер.
Симистор необходимо монтировать на теплоотводе – металлической пластине или в металлическом корпусе, площадь наружной (охлаждаемой) поверхности которых должна быть пропорциональна мощности генератора.
Если на летательном аппарате нет мощных потребителей постоянного тока, нет стартера и используется в буферном режиме аккумулятор, лучше использовать именно эту схему регулятора.
При использовании данного регулятора следует учитывать, что если к генератору подключается нагрузка по переменному току, то величина напряжения определяется по действующему значению, а если по постоянному току, то по амплитудному. Это означает, что если постоянное напряжение на выходе регулятора будет 12 вольт, то переменное:  8,4812 : 1,414 = 8,48 (в.)
И если переменное напряжение будет 12 вольт, то постоянное: 12 х 1,414 = 16,97 (в.)
Из изложенного следует, что возможности применения данного регулятора ограничены.          
Практически же, данная схема регулятора использовалась на двигателе РМЗ640 для подзарядки аккумулятора, питающего радиоэлектронное оборудование. Регулятор был размещен в алюминиевом корпусе 100 х 80 х 40 совместно со стабилизатором постоянного тока на 1А 5В, светодиодами, выключателями и предохранителями. Мост использовался на максимальный ток 10А.

Теперь о регуляторе «Зима-лето», схема которого выложена в начале страницы.
Регулятор имеет два плеча управления симистором с обратной связью по постоянному току.  Симистор обрабатывает обе полуволны питающего переменного напряжения, обеспечивая жесткое регулирование выходного постоянного напряжения. Это означает, что выходное постоянное напряжение не зависит, ни от частоты переменного напряжения (обороты двигателя),  ни от нагрузки (в пределах возможностей генератора).
Регулятор не оказывает заметного влияния на нагрузочную способность генератора. Ток зарядки аккумулятора зависит только от мощности генератора и качества самого аккумулятора.
Этот регулятор также можно использовать совместно с генераторами на постоянных магнитах с напряжением 12в и при токах до 40 ампер (480 ватт), для зарядки пусковых аккумуляторов,  питания радиоэлектронного оборудования и осветительных приборов. 
Симистор необходимо монтировать на теплоотводе – металлической пластине или в металлическом корпусе, площадь наружной (охлаждаемой) поверхности которых должна быть пропорциональна мощности генератора.
Регулятор, собранный по указанной схеме установлен на РМЗ 500, обеспечивает после холодного пуска подзарядку аккумулятора Delta CT 1208 за 5-10 минут, позволяющую повторно запустить двигатель. Смонтирован на миниатюрном алюминиевом радиаторе с площадью поверхности 50 кв. см.  Диодный мост смонтирован отдельно на общей алюминиевой площадке под приборной панелью самолета.
 
 
Теперь немного о проверке и настройке регулятора.
Маленький трансформатор применялся мной только лишь из-за отсутствия большого.
Лампочка включена в цепь первичной обмотки из-за того, что во вторичной обмотке требовался ток не менее 10 А. Необходимо, также было получить индуктивную составляющую в во вторичной цепи для проверки симистора на «прочность» и визуальный контроль.  Балластной развязки во вторичную обмотку трансформатора я придумать и найти не смог, использовал то, что было под руками.
Ранее использовался более мощный трансформатор. Т.е. регулятор прошел проверку на большие импульсные токи и импульсные напряжения ранее.
 
Как и обещал выкладываю процесс сборки регулятора.

В подготовленную металлическую, желательно алюминиевую коробку устанавливаются:
- диодный мост, в данном случае 50 ампер, 1000 вольт;
- симистор BTA-41;
- плата изготовленная из кусочка фольгированного стеклотекстолита; пропилы в фольге делаются при помощи ножевки по металлу; плата зачищается наждачной бумагой, вытирается ветошью, смоченной в бензине "Нефрас" или "Калоша", облуживается при помощи флюса ЛТИ-120 или канифоли (применение кислых флюсов НЕ ДОПУСТИМО!) и припоя ПОС-60.

Плата монтируется на толстый двусторонний автомобильный скоч. Предварительно поверхности должны быть обезжирены бензином.

Диодный мост и симистор монтируются без применения изолирующих прокладок, с применением теплопроводящей пасты как указано на фото.

Стабилитроны, в данном случае Д814А в стекле, припаиваются, как показано на фото, к площадкам печатной платы. Площадки кроме монтажных фунций выполняют функию дополнительного теплоотвода. Особенно это важно, когда используются стабилитроны в миниатюрных стеклянных корпусах. 
 

Вложения

  • DSCI3051_plata_dlja_stab_.jpg
    DSCI3051_plata_dlja_stab_.jpg
    146,5 КБ · Просмотры: 143
  • DSCI3054_plata_dlja_stab_.jpg
    DSCI3054_plata_dlja_stab_.jpg
    115,7 КБ · Просмотры: 148
  • DSCI3055_plata_dlja_stab_.jpg
    DSCI3055_plata_dlja_stab_.jpg
    123,2 КБ · Просмотры: 152
Продолжение.
 

Вложения

  • DSCI3056_plata_dlja_stab_.jpg
    DSCI3056_plata_dlja_stab_.jpg
    115,7 КБ · Просмотры: 146
  • DSCI3057_plata_dlja_stab_.jpg
    DSCI3057_plata_dlja_stab_.jpg
    97,8 КБ · Просмотры: 173
  • DSCI3130_korpus_reguljatora.jpg
    DSCI3130_korpus_reguljatora.jpg
    187,4 КБ · Просмотры: 169
Продолжение.

Электролитический конденсатор, если позволяют его габариты, может быть установлен в корпусе регулятора, а может быть вынесен за пределы корпуса. Если используется аккумулятор, - электролитический конденсатор не нужен.

Нагрузочный резистор R1 - 1ком припаивается непосредственно к выводам "+" и "-" моста.

При использовании аккумулятора резистор R1  НЕ УСТАНАВЛИВАЕТСЯ, т.к. он будет разряжать аккумулятор при заглушенном двигателе.

Данный регулятор используется при постоянном соединении с генератором двигателя и аккумулятором. Аккумулятор подключается через предохранитель, расчтанный на ток 20 - 50 Ампер.

 
 

Вложения

  • DSCI3133_reguljator_spajan.jpg
    DSCI3133_reguljator_spajan.jpg
    211,6 КБ · Просмотры: 171
Продолжение.

Стабилитроны подбираются и регулятор проверяется так, как указано ранее при сборке действующего макета.

Устанавливать на двигатель не проверенный регулятор НЕ ДОПУСТИМО!!!
 

Вложения

  • DSCI3136_reguljator_gotov.jpg
    DSCI3136_reguljator_gotov.jpg
    205,8 КБ · Просмотры: 160
  • DSCI3137_reguljator_zakryt.jpg
    DSCI3137_reguljator_zakryt.jpg
    136,3 КБ · Просмотры: 155
SinglFather - исполнено  весьма  прилично.
при  применении  стеклянных  стабилитронов -  расположение  их  на  плате  с  большими  площадками  для  улучшения  охлаждения - очень  верно. Можно  плату  эту - сделать  даже  больше.  Место  в  корпусе - позволяет.

Ябы  ещё  шлифанул  надписи  на  крышке -  болгарочным  шлифовальным  диском. Дабы  не  смущать  умы  людей - не  актуальными  надписями.  И  нанёс  обозначения  клемм  -  бормашинкой   -  +  Г  Г  М. Через  некоторое  время - самому  припомнить  какая  неподписанная  клемма - для  чего - может  быть  трудно.  Неподписанные  клемы - предпосылка  для  того  чтобы  обмишулиться  при  подключении...

Для  клеммных  болтов -  как  я  понимаю - применены  изоляторы  типа  как  на  картинке ?

Или  у  Вас  просто  отверстие  закрытое  текстолитовой  пластиной  с  клеммными  болтами ?
( На  фото  плохо  видно. )
 

Вложения

  • Prohodnoj_izoljator.jpg
    Prohodnoj_izoljator.jpg
    12 КБ · Просмотры: 137
Да. Там текстолитовая пластина с болтами.
Меня просто попросили подобрать стабилитроны и проверить уже собранный регулятор, что я и сделал. По ходу дела установил мост и симистор на пасту и изготовил плату вместо колодки со штырьками. Зачем там оставлено свободное место - не знаю. Компановка не моя.
 
Сейчас работает на Шагмане. Пришлось увеличить площадь радиатора - грелся мост. А сам регулятор - без проблем. Настроен на напряжение 14,4 в. Аккумулятор всегда заряжен, крутит хорошо.
 
Если на ботру присутствуют "нежные" потребители типа [highlight] вариометр+GPS[/highlight] или [highlight]тахометров[/highlight] и пр... имеет ли смысл заботиться о дополнительной [highlight]стабилизации [/highlight]?

И еще вопрос о нагреве. Грелось в том корпусе, который на фото? Без ребер охлаждения?
 
Нет, там был другой корпус. Маленький, и площадь охлаждения меньше. Поставил радиатор от процессора, кубик где-то 60 х 60 х 40, установлен в непродуваемой зоне. Сейчас чуть тёплый.

Сам регулятор держит напряжение хорошо. При заряженном аккумуляторе не более 14,4 в. Если нет аккумулятора, то электролитического конденсатора 25000 мкф. вполне хватит чтобы убрать пульсации.

У меня были случаи выхода из строя стабилизаторов и сгорало оборудование. Поэтому для электронных приборов всегда старался использовать две ступени стабилизации, один стабилизатор общий, -  если на 12 в., то после него вольт на 8 - 10. Когда выходит из строя первый стабилизатор и напряжение подскакивает, остается второй на 8 - 10 в. Правда если обрыв или коротыш, пилот остается без приборов, но приборам смерть не грозит.

Самый лучший вариант, это если каждый прибор (или группа приборов) имеет свои аккумуляторы небольшой емкости, которые подзаряжаются от основного аккумулятора или генератора. Размеры и вес здесь могут быть очень небольшими.

 
 
Применяю вот такие стабилизаторы.

Аккумуляторная батарея работает в буферном режиме. Сейчас использую NiMh, ранее использовал NiCd.

Вместо 6-вольтовой КА7806 могут быть применены КА7807, КА7808, КА7809 и т.д. с соответствующими напряжениями стабилизации.

Диод D5 позволяет снизить напряжение на 0,5 в., т.е. его установка (или отсутствие) дает возможность подбирать нужное напряжение с шагом 0,5 в. Применяется любой выпрямительный кремниевый диод.

Резистор R42 ограничивает ток зарядки (потребления). Его нужно подобрать. Номинал и мощность зависят от тока потребления подключенного к аккумулятору устройства,  и тока зарядки аккумуляторной батареи.

Для NiMh аккумуляторов при расчете стабилизирующего напряжения нужно исходить из 1,35 - 1,4 в на один аккумуляторный элемент.

Стабилизатор вполне безопасен. При закорачивании  напряжение падает на резисторе R42, и на общий источник питания влияние практически не оказывает.
 

Вложения

  • _____________031.jpg
    _____________031.jpg
    7,6 КБ · Просмотры: 190
Уважаемые знатоки! Помогите пож. с подлючением R98-1. Купил вчера В Рыбинске (чз нэт). Нужно подключить к Ротаксу 503 по схеме без аккумы. Пара вопросов:
1. В разъеме регулятора два белых и черный и красный.
Поключать белые к мотору, чёр., крас. это "-"_и "+" правильно?
2. По схеме нужен конденсатор мин 2000мФ/25В. Купил 2200/25В как на фото. Но у товарища летом такой же взорвался. Тоже но 503-м но с регулятором бурановским. Может лучше купить мощнее, как на фото в этой ветке в посте №9  (4700мФ/72В)? Да и клемы у него -паять не надо.
 

Вложения

  • IMAG1307.jpg
    IMAG1307.jpg
    56,4 КБ · Просмотры: 148
По схеме нужен конденсатор

Конденсатор буферный, ставится в случае отсутствия АБ. Емкость и вольтаж - по принципу "не меньше". Что касается подрыва, то этим грешит огромный процент изделий китайской промышленности, посему необходим почти дарвинский отсев нежизнеспособных: подсоединив к источнику напряжения (25В в данном случае) несколько штук соединенных параллельно и оставив на сутки (только конденсаторы, не источник) на батарее отопления. В этом случае необходимо предусмотреть защиту по току, плохой конденсатор может и закоротить выводы. Правда баб-бах 😱 ночью может быть воспринят болезненно окружающими.
С подключением вы правы.
 
Спасибо за советы, поэкпериментирую. В этой ветке читал, что на макс.оборотах ротакс выдает около 60 вольт, вот и подумал, что 25V кондёр может быть маловат
 
Назад
Вверх