Самолет Малыш

Как же весь мир летает 121 год и то по сей день на таких деревянного полотняных самолетах? Срочно надо учесть ваше мнение и запретить.
Ну во первых у меня нет слова "запретить" и не надо додумывать. Каждый делает и летает на чем хочет особенно если это касается одноместных аппаратов.
Во вторых абсолютное большинство деревянных аппаратов на которых "весь мир летает 121 год" они как правило тяжелее 115 кг и потому прочнее. А это допускает более вольное обращение при хранении и сборке-разборке и больший ресурс.
Про ресурс обшивки согласен если долго держать самолет на солнце нет разницы убьется любая. А вот на счет безопасности использования деревянного самолета до 115 после попадания под сильный дождь в поле (а куда там деваться-то если туча пришла) у меня сомнения все же есть. А конструкция условного трубко-тряпколета к этому устойчива. И опять же если где то стукнул самолет то на мой взгляд осмотреть и заменить трубу проще чем проверить и отремонтировать деревянную конструкцию.
 
А вот на счет безопасности использования деревянного самолета до 115 после попадания под сильный дождь в поле (а куда там деваться-то если туча пришла) у меня сомнения все же есть.
Это напрасные сомнения.
Во первых, при дожде вода на дерево не попадает, ибо то дерево покрыто той самой эмаличенной тряпкой, а поверх ещё и чехлами. Тут больше беспокоится надо за образование конденсата туманными утрами, но для этого есть дренажные отверстия в нижних точках элементов конструкции.
Во вторых, дерево, это не поролон - быстро воду не насасывает. Дерево сколько наберёт влаги за определённое время, то за это же время её и отдаст при сухой погоде - и если учесть то, что аэродром это не болото с постоянной предельной влажностью и большее время там сухо, да ещё и Солнышко хорошо прогревает конструкцию, то за влажность вообще беспокоиться не стоит...
 
И опять же если где то стукнул самолет то на мой взгляд осмотреть и заменить трубу проще чем проверить и отремонтировать деревянную конструкцию.
А вот на счёт этого - если стукнул металлическую деталь и на поверхности нет следов, то это вовсе не значит, что в структуре не появились микро трещины - достоверно определить это можно только с помощью рентгена, магнитного или ультразвукового контроля.
А вот дерево либо пластик если не сломались, то они гарантированно не сломались и беспокоиться за данный элемент вообще не нужно.
 
А вот на счет безопасности использования деревянного самолета до 115 после попадания под сильный дождь в поле (а куда там деваться-то если туча пришла) у меня сомнения все же есть.
Правильно спроектированная конструкция деревянного самолёта погоды не боится. Все полости должны вентилироваться и не должно быть мест куда может затечь вода и там задержаться. Правильная обшивка воду к деревянным элементам конструкции не пускает.
Если самолёт постоянно хранится под открытым небом (обязательно под чехлами и лучше, если они брезентовые, должна быть возможность сохнуть), то в осенний дождливый период он значительно переувлажняется, но это не критично, при низких температурах гниение, плесень не спешат заводиться. Но вес конструкции заметно возрастает. Я как-то осенью после долгих дождей затеял переобтяжку. Была перкаль и сроки подошли и состояние. Взвесил рули и элероны. Ободрал, две недели всё сохло в отапливаемом помещении. Всё полегчало примерно на 10%.
Мой деревянный самолёт спокойно перенёс несколько лет под открытым небом, три зимы в том числе под брезентовыми чехлами. Во время переобтяжки потом увидел состояние конструкции - претензий нет. Конструкция грамотная. Автор конструкции Виктор Луев - страна должна знать своих героев)))
Самолёт постройки 2007-2008 года. В настоящее время в лётном состоянии. Последние несколько лет хранится в неотапливаемом ангаре - и это самое правильное для деревянного самолёта. Под дождь и ливень периодически попадает то в полёте, то на поле около ангара. Не критично это для нормального деревянного самолёта.
По другим эксплуатационным качествам, вроде перевозок, сборки-разборки не вижу принципиальной разницы с пластиковыми или алюминиевыми самолётами.
Из особенностей. Не рекомендую хранить в отапливаемом помещении - зимой будет пересыхать, возможны трещины.
Про 115. Я как инженер-конструктор против таких ограничений конструкции. Слишком тонко и хрупко в наземной эксплуатации - перекатывание с места на место, чехление и пр. Не всегда эти работы выполняют понимающие люди - хватаются, опираются и пр..
 
Дерево сколько наберёт влаги за определённое время, то за это же время её и отдаст при сухой погоде


Много раз я уже слышал на этом форуме заявления, что "дерево должно дышать" и вот опять про набор влаги деревом в авиационной конструкции. На мой вопрос - как правильно защищенное дерево может "дышать" или набирать влагу я ни рзу не получил вразумительного ответа. Может вы мне это объясните?

А вот дерево либо пластик если не сломались, то они гарантированно не сломались и беспокоиться за данный элемент вообще не нужно.


Это не так. На слетах на форумах я видел деревянные детали (полки лонжерона самолета "Питс"), которые были сломаны нагрузкой на сжатие и если бы нам специально не показали и не объяснили этот вид поломки, то мы бы и не заметили этого. Я так же видел сломаные углепластиковые детали (мачты), которые после того, как они сложились и снова выпрямились увидеть место сложения было практически невозможно. Кроме того в пластиковых конструкциях еще очень много мест, где детали склеены и целая деталь вовсе не значит, что не произошло скрытого разрушения клеевого шва. Так что насчет "гарантировано" это вы погорячились.
 
На мой вопрос - как правильно защищенное дерево может "дышать" или набирать влагу я ни рзу не получил вразумительного ответа. Может вы мне это объясните?
А какой ответ нужен?
Из моей столярной практики (почти сотня деревянных лестниц) я знаю, что покрытие только замедляет процесс попадания внутрь влаги и может задерживать её там.
Древесина не покрытая и не обработанная быстро набирает из воздуха и отдаёт влагу в зависимости от ОТНОСИТЕЛЬНОЙ влажности окружающего воздуха. Влажность воздуха возрастает - набирает, падает - отдаёт. То есть влажность древесины зависит от влажности окружающей среды; говорят поэтому, что дерево "дышит".
Если на улице несколько дней стоит сырая погода (без отопления) то наружные из стопки щиты-заготовки выгибаются. Пару дней погреешь помещение, смотришь - выровнялись. Поэтому фирмы торгующие столярными щитами хранят и возят их упакованными в полиэтилен. Я распаковываю щиты непосредственно перед раскроем, иначе за пару дней их просто выгнет "корытом" и надо ещё несколько дней ждать выравнивания предварительно обеспечив вентиляцию с двух сторон.
В зависимости от климатических условий (времени года) местности равновесная влажность древесины колеблется от 8 до 14% в норме. В Средней Азии летом может высохнуть до 5-6%. И могут появится трещины, если конструкцию собирали где-то в средней полосе. То же самое будет при хранении зимой в отапливаемом помещении.
Если на незащищённое дерево попадает вода в жидком виде, влажность древесины может возрасти до 18-20%. Для конструкций вроде винтов и лонжеронов это может быть катастрофично.
Даже хорошо покрытый (защищённый) винт я не рекомендую заносить в тепло зимой больше чем на неделю-две.
Затекание воды внутрь лонжерона или внутрь комля винта недопустимо! Через мааленькое повреждение если вода проникнет, впитается очень быстро, но так же быстро выйти не сможет. Лак не даст сохнуть. Но никакое многослойное лаковое или эпоксидное покрытие не является абсолютно непроницаемым для водяных паров. Дерево покрытое и набирает влагу и отдаёт, только очень медленно по сравнении с незащищённым.
Ещё ода сезонная особенность (из школьной физики). При низких температурах воздуха, даже при отн влажности близкой к 100%, влаги в воздухе очень мало. А летом, особенно когда долго стоит жара, в прохладных помещениях может повышаться относительная влажность до 70-80%. Больше двух недель таких условий может быть уже критично для массивных деревянных плохо защищённых конструкций.
Как-то так.
 
На мой вопрос - как правильно защищенное дерево может "дышать" или набирать влагу я ни рзу не получил вразумительного ответа. Может вы мне это объясните?
Доброго времени.
Не знаю как правильно защищают дерево у вас, но у нас его тоже защищают. Лично я с деревом в авиации сталкивался только когда посещал Арсеньевскую ЮПШ (строили БРО-11М и пару самоделкок) - там для защиты дерева и фанеры использовали эпоксидку ЭД-20 с ПЭПА или ТЭТА и паркетный двухкомпонентные лак. Это очень хорошо защищал дерево, но влагу оно (дерево) всё равно впитывало, хоть и в разы (а может и на порядок) медленнее, чем это было с не защищённым. И так же медленно такое дерево влагу отдаёт.
В общем - с чем я сам сталкивался, о том и повествую...
 
А вот дерево либо пластик если не сломались, то они гарантированно не сломались и беспокоиться за данный элемент вообще не нужно.
Как же Вы заблуждаетесь насчет композитов!
 
То есть влажность древесины зависит от влажности окружающей среды; говорят поэтому, что дерево "дышит".

Это-то понятно. Мне непонятно почему тут на форуме не раз утверждалось, что оно должно "дышать". Ведь вся эта защита, как раз, и делается для того, чтобы оно перестало "дышать" и не поглощало влагу из окружающей среды. Вот я про что.
 
У меня нет опыта эксплуатации деревянного самолета но есть (был) опыт эксплуатации деревянных авиамоделей. Так вот они воды очень даже боятся. Про увеличение веса сказали. Еще меняется центровка хвост тяжелеет и мокрым лучше не запускать. Но это еще не все. После высыхание конструкцию уводит и не всегда это можно как то исправить. А еще клеевые соединения после намокания прочность заметно теряют возможно не сам клей а те слои дерева которые прилегают к клеевому шву.
Вот потому у меня есть опасения относительно полноразмерного самолета.
И еще. Был у нас на аэродроме самодельный деревянный самолет и даже не один. Наблюдал у них поводки (перекосы) крыла в ходе хранения и эксплуатации. Опытным взглядом видел что крыло бывшее после обтяжки на стапеле ровным в процессе эксплуатации все больше становилось "винтом". Они конечно летали и так. Однако у меня сложилось впечатление что искажения формы возникали как раз от того что древесина "дышит".
Ну и опыт эксплуатации деревянных оконных рам и дверей тоже. В зависимости от влажности воздуха у них то тут створка касается то там. Вот пластиковым на влажность пофигу.
 
. Тут больше беспокоится надо за образование конденсата туманными утрами
В связке дерево+ткань образуется меньше конденсата, нежели в связке металл+ткань. Теплопроводность металла выше и на нем моментально появляется конденсат. И тряпка чаще гниет на металлических конструкциях, как и дерево возле металлических узлов
 
Мне непонятно почему тут на форуме не раз утверждалось, что оно должно "дышать". Ведь вся эта защита, как раз, и делается для того, чтобы оно перестало "дышать" и не поглощало влагу из окружающей среды.

Есть физическое явление - защиту простые молекулы (вода) пробьют, а вот обратно сложные молекулы-продукты разложения образовавшиеся при воздействии тепла, уже не смогут пробиться . Итог гнилая внутри деревяха
 
Последнее редактирование:
Ещё ода сезонная особенность (из школьной физики). При низких температурах воздуха, даже при отн влажности близкой к 100%, влаги в воздухе очень мало. А летом, особенно когда долго стоит жара, в прохладных помещениях может повышаться относительная влажность до 70-80%.
Совершенно верно. Помещение продержавшись всю зиму с мокрыми обоями по низу(конденсат в холодном месте) без плесени , в конце лета пошло плесенью, хотя казалась бы жара и низ стены теплый
 
Совершенно верно. Помещение продержавшись всю зиму с мокрыми обоями по низу(конденсат в холодном месте) без плесени , в конце лета пошло плесенью, хотя казалась бы жара и низ стены теплый
Хорошая вентиляция - непременное условие содержания в гараже , ангаре , сарае !
 
что оно должно "дышать"
Всё правильно! "Дышать" может только не обработанная древесина. Лепят "терминами" куда не попадя! 🤣
Обработанная древесина - это сейчас "стабилизированная".
 
А без обработки никак. Вы знаете что древесина может пролежать в оптимально сухом месте без прямого воздействия ультрафиолета и при наличии воздуха(кислорода ) сотни лет? И под водой уже без воздуха( кислорода) тоже сотни лет . А вот доска на улице гниет за считанные года. Вывод? Древесину портит не воздух и не влага, а частая и значительная по величине смена влажности и сухости. Поэтому обработка поверхности , в меру, важна
 
Ведь вся эта защита, как раз, и делается для того, чтобы оно перестало "дышать" и не поглощало влагу из окружающей среды. Вот я про что.
Оно не перестанет "дышать". Что перестанет поглощать влагу, это иллюзия.
Глухая защита только для винта, его состояние всегда под контролем и то нужно постоянно следить чтобы не было нарушения ЛКП. Если с винтом начнётся что-то с влагопоглощением, уйдёт его балансировка задолго до того, как там начнётся гниение или другое биоразрушение.
Совсем без защиты дерево слишком интенсивно "дышит", что тоже не хорошо; коробится, трещит, плесневеет и даже гниёт. Берёза, липа начинают гнить уже при 12-14% влажности. Сосна, ёлка более стойкие, но тоже лучше защищать. Алкидный лак с биодобавками вроде антисептиков разбавленный растворителями в один слой - самое то. Разбавленный он глубже проникает, не создаёт сплошную плёнку, чтобы дерево "дышало". Дерево реагирует на перемены влажности не так интенсивно, как не защищённое и не аккумулирует в себе влагу, как со сплошным покрытием. Надо помнить, что "вода всегда дырочку найдёт" и конструкция должна иметь (поверхность) возможность сохнуть.
Массивные деревянные конструкции, как их не покрывай, в какой-то момент окажутся плохо защищёнными. Пара сезонов и в районе стыков, клеевых швов появятся микротрещины на ЛКП, а если вода туда каким-то образом затечёт, то обязательно быстро впитается, а сохнуть будет ну ооочень медленно - годами. Поэтому плохое сочетание дерева с металлом, с пластиком, с пенопластом (там, где дереву нет возможности сохнуть) - это всё места возможного загнивания со временем.
Правильно организованное вентилирование полостей и пр внутренних пустот - гарантия долгой эксплуатации. Ну и закрывать надо от затекания. Даже очень пористая алкидная плёнка не дереве защищает от текущей воды; вода скатывается шариками, а не размазывается по поверхности впитываясь через поры..

Перкалевая обшивка со временем, даже имея ещё достаточную прочность, начинает пропускать воду, протекать. В основе к тому же целюлоза, которая склонна впитывать влагу в процессе старения эмалита. Синтетика в этом отношении надёжней.
 
если дерево "стабилизированно" то ни "дышать" ни впитывать влагу оно не будет. Стабилизация (то что подразумевают под этим словам сегодня) это пропитка древесины двхкомпонентным акрилом, (в чехии есть эпоксидный состав для стабилизации) акрил пропитывает дерево насквозь и потом термообработка, после которой акрил полимезируется . Получается композит где акрил связующее а древесные волокна - армирующее
 
Все уже украдено до нас... (с).

Все способы уже давно опробованы и есть стандартные технологии по защите дерева в авиации. Я видел много деревянных планеров и самолетов 40-х и 50-х годов в нормальном летающем сосстоянии. В наших краях существует специальный документ по допустимым методам и технологиям для ремонта сертифицированых самолетов. Есть там информация и по дереву. Я выкладывал его сюда уже не раз и он должен быть в файловом архиве.

В домашнем самолетостроении это тоже давно пройденный этап и во всех руководствах по постройке наборов и книгах по самодельному самолетостроительству все это есть. А сейчас в интернете все это ищется за пять минут.

Я думаю, что здесь происходит подмена понятий между "дышать" и "вентиляция". Где-то кто-то чего-то не допонял и начал выдавать свои мысли, как факты. Вот и получилось, что дерево у него "должно дышать".

Не должно оно "дышать". Оно должно быть сначала высушено до требуемой кондиции (тоже указано до какой в соответствующей литературе), потом строительство должно производиться при минимально возможной влажности, а потом оно должно быть правильно защищено, чтобы максимально уменьшить возможность проникновения в него влаги.

А вот с вентиляцией все наоборот, чем больше тем лучше.
 
Все уже украдено до нас... (с).

Все способы уже давно опробованы и есть стандартные технологии по защите дерева в авиации. Я видел много деревянных планеров и самолетов 40-х и 50-х годов в нормальном летающем сосстоянии. В наших краях существует специальный документ по допустимым методам и технологиям для ремонта сертифицированых самолетов. Есть там информация и по дереву. Я выкладывал его сюда уже не раз и он должен быть в файловом архиве.

В домашнем самолетостроении это тоже давно пройденный этап и во всех руководствах по постройке наборов и книгах по самодельному самолетостроительству все это есть. А сейчас в интернете все это ищется за пять минут.

Я думаю, что здесь происходит подмена понятий между "дышать" и "вентиляция". Где-то кто-то чего-то не допонял и начал выдавать свои мысли, как факты. Вот и получилось, что дерево у него "должно дышать".

Не должно оно "дышать". Оно должно быть сначала высушено до требуемой кондиции (тоже указано до какой в соответствующей литературе), потом строительство должно производиться при минимально возможной влажности, а потом оно должно быть правильно защищено, чтобы максимально уменьшить возможность проникновения в него влаги.

А вот с вентиляцией все наоборот, чем больше тем лучше
Видели как дерево гниет под стеклопластиком? Уму непостижимо да, толстенный слой эпоксидки и ткани. А гниет. А все пооому что вода проникает,, а обратно не выходит. Единственное верное в вашем тексте-что защитой покрывать надо высушенное дерево. Если замуровать влажную древесину - быстрее сгниет
 
Назад
Вверх