Самолет "Наська" Евгения Сутормина.

Очередной слет в Тушино.
Знакомство с "Пилигримом" и его командой.
Классно потусовались.
Там сбылась моя мечта - Я сам полетал на аэродроме в Тушино!!
Место историческое.Жаль, теперь его нет.
Конечно, только после осмотра самолета техкомиссией в лице Виктора Хрибкова и испытательного полета Келазьева Бориса Павловича.
Кстати, ему самолет очень понравился.
Чой-то я совсем захвалился... 😉
 

Вложения

  • 32_032.jpg
    32_032.jpg
    54,7 КБ · Просмотры: 204
  • 57_014.jpg
    57_014.jpg
    63 КБ · Просмотры: 185
  • 33_049.jpg
    33_049.jpg
    61,6 КБ · Просмотры: 187
Пройдемся по крылу.
Повторю, вкратце.

С самого начала крыло имело двустороннюю обшивку.
Сначала из ткани "Яхта" (колондрированый лавсан), которая натягивалась каркасом и латами.
Т.е. обшивка шилась в виде наволочки  открытой со стороны фюзеляжа. С трудом одевалась, потом через отверстия вставлялись трубчатые латы в лат карманы. Они создавали профиль и натягивали обшивку в поперечном направлении. При установке крыльев на самолет обшивка правой и левой консоли шнуровалась между собой, тем самым осуществлялось натяжение обшивки в продольном направлении.
Латы вначале были сверху и снизу из дюралевой трубки 12х1. Шаг лат - 500 мм. Опирались на лонжероны. Специальным замком из проволочной петли задние части верхних лат цеплялись за нижние.
Каркас крыла - рама из труб Д16Т.
Передний лонжерон - ф 65х1,5 мм.
Задний лонжерон, две поперечины и законцовка - ф50х1,5мм.
Узлы крепления крыла - фрезерованные из Д16Т с ШС-8 в месте стыка с фюзеляжем.
Лонжероны состоят из двух частей, состыкованных через точеные бужи из Д16Т в районе поперечины, ближайшей к фюзеляжу.
Бужи имеются в местах стыка второй поперечины и в местах узлов подвески элеронов и закрылков.
Внутри крыла имеется труба (30х2) управления элеронами, работающая на кручение.
Качалки управления - из нержавеющей стали с ШС-6 в месте шарниров.
Сначала эта труба опиралась на фюзеляж. Позднее установили еще одну поперечину у фюзеляжа из такой же трубы.
Профиль крыла примерно 11,5% - гнутый на коленке.
 

Вложения

  • 01_078.jpg
    01_078.jpg
    74,6 КБ · Просмотры: 207
  • 02_058.jpg
    02_058.jpg
    77,1 КБ · Просмотры: 217
Элероны, закрылки и рули поначалу были обтянуты х/б тряпкой на эмалите.
Со временем обшивка начала продуваться. А надо отметить, что ткань "Яхта" изначально не была воздухонепроницаемой.
И с ней самолет имел скороподъемность не более 2х м/с. Некоторое время помогала пропитка обшивки эмалитом. Он затыкал поры, но держался не более одного сезона.
Также усугубляли дело большое количество отверстий в обшивке в местах крепления лат и большие щели между элеронами/закрылками и крылом.
Закрылки были сделаны для пробы и для идентичности конструкции крыла по размаху. Пробовались один раз. Ничего не дали и были зафиксированы. Что и следовало ожидать при нагрузке на крыло 18 кг/м2
Конструкция элеронов/ закрылков - обычная из Д16Т. Не разборная.
Лонжерон - труба ф 30х1,5 мм.
Задняя кромка - труба ф 14х 1 мм.
Нервюры - из листа Амг - 6  1,5 мм приклепаны с шагом 500 мм.
Узлы навески из нержавеющей стали с ШС-6.
Качалки - лист 5мм Д16Т.
Вес консоли в сборе получился относительно небольшой - 22 кг.
Благодаря большому радиусу носка профиля, прямому крылу и центровке 28% самолет получился устойчивым к срыву при потере скорости.
 
В общем подошло время менять обшивку.
Изучая опыт других "тряпкопланов", у самолета "Марафон" я подсмотрел решение по шнуровке обшивки, как на рулях, так и на крыле.
Решение было до гениальности простое.
Кромка обшивки загибалась, в нее вставлялась проволока ( у меня нержавеющаяя присадочная проволока ф1,9 мм).
Острым паяльником прожигались отверстия (у меня шаг 5-10мм) и через них обшивка шнуровалась (у меня сначала толстой леской, теперь толстой капроновой ниткой).
Эта технология позволила натянуть как барабан обшивку на любой не разборный каркас.
Благодаря  этому,я поменял конструкцию и форму стабилизатора и заменил проэмаличенную обшивку на рулях на шнуруемую.(см.фото выше)
Второе решение (подсмотренное там-же) способ закрытия щели между крылом и элероном.
Оно тоже было очень простое. Наподобие конструкции "мягких" петель на рулях авиамоделей.
К верхней части обшивки крыла пришивалась "халявка" .
Она пропускалась в щель между элероном и крылом и на "репейнике" крепилась к нижней обшивке элерона.
Новая обшивка крыла была пошита из отечественного "дакрона".
Лавсановая ткань пропитанная полиэфирной смолой и прокатанная в горячих вальцах.
Она не продувалась. Крыло шнуровалось по задней кромке. Неизменной осталась шнуровка обшивки консолей между собой в направлении размаха с помощью резинового жгута.
Были ликвидированы все отверстия в обшивке крыла и закрыты щели между крылом и элероном/закрылком, которые тоже стали шнуроваться. Появился на передней части обшивки карман, в который была вложена лавсановая пленка (как делают у дельтапланов). Итог - увеличение аэродинамического качества. Возросла скороподъемность.
Одновременно я решил поэкспериментировать с адаптивностью профиля крыла.
Верхние латы остались прежними, т.е. опирались на лонжероны и распирались в "закрытых" латкарманах.
А нижние были изготовлены из стеклоплпатикого плоского профиля, опирались только на задний лонжерон и не доходили до переднего примерно на 1/4 хорды крыла.
По моим задумкам, при увеличении угла атаки, профиль должен был менять кривизну своей нижней части (спереди - больше,сзади - меньше) приближаясь к вогнуто выпуклому "птичьему" профилю.
В общем, так и получилось.
Эта обшивка прослужила достаточно долго. Потом - похоже испортилась. Что выразилось в исчезновении явления "подхвата" у земли.
Раньше самолет вставал на "подушку" и летел, летел...В течении крайнего года это явление пропало. Берешь ручку у земли на себя, самолет меняет тангаж и "проваливается"...
В итоге, нынче шьем ему третью обшивку из современных материалов. Конструкцию менять не планируем.
Так, если только по технологической необходимости.
 

Вложения

  • Bezymjannyj_022_001_001.png
    Bezymjannyj_022_001_001.png
    1,8 КБ · Просмотры: 193
  • Bezymjannyj01_001_001.png
    Bezymjannyj01_001_001.png
    1,4 КБ · Просмотры: 205
  • naska_20.jpg
    naska_20.jpg
    70,4 КБ · Просмотры: 193
Другие фото каркаса крыла.
- стыковой узел лонжерона к фюзеляжу.
- поперечина с валом управления элероном.
- стык поперечины и лонжерона.
 

Вложения

  • 33_050.jpg
    33_050.jpg
    34,1 КБ · Просмотры: 189
  • 35_029.jpg
    35_029.jpg
    34,7 КБ · Просмотры: 192
  • 32_033.jpg
    32_033.jpg
    34,9 КБ · Просмотры: 194
Поместил имеющиеся видео полетов:
http://www.youtube.com/watch?v=pQsX7pzz7YE&feature=context&context=C39ea360ADOEgsToPDskJ9Oup5C8-TiflOXO2INAjs
 

Вложения

  • DSC07893-1.JPG
    DSC07893-1.JPG
    42,6 КБ · Просмотры: 166
Оперение.
ГО размах 3 м.
Половинка стабилизатора.
Три основные детали:
- задний лонжерон - труба ф30х2,
- передняя гнутая труба ф25х2. Образует переднюю кромку, корневую и концевую нервюры.
- распорка труба ф 14х1. Просто вставлена своими "пипочками" в отверстия передней и задней труб.
 

Вложения

  • 37_023.jpg
    37_023.jpg
    63,5 КБ · Просмотры: 183
  • 40_024.jpg
    40_024.jpg
    35,9 КБ · Просмотры: 187
Стабилизатор - складной.
Вот его корневые узлы.
В зоне переднего стыкового узла в загнутую часть вставлен буж - трубка ф20х2.
С нею и гнули.
 

Вложения

  • 38_018.jpg
    38_018.jpg
    44 КБ · Просмотры: 152
  • 39_027.jpg
    39_027.jpg
    34,4 КБ · Просмотры: 177
Руль высоты и руль направления - аналогичны по конструкции.
Рули имеют хорду 700мм.
Передний лонжерон у них труба ф30х1,5.
Задняя кромка - труба ф 14х1.
Нервюры гнутые из листа Амг - 1,5мм.
Корневые - П-образные.
Средние - Z-образные.
В РВ - по одной средней нервюре.
В РН - две. На нижней крепится качалка из Д16Т -5мм.
 

Вложения

  • 03_036.jpg
    03_036.jpg
    54,8 КБ · Просмотры: 185
  • 08_022.jpg
    08_022.jpg
    32,7 КБ · Просмотры: 177
  • 04_032.jpg
    04_032.jpg
    36,9 КБ · Просмотры: 181
Качалка РВ - стальная сварная.
 

Вложения

  • 07_027.jpg
    07_027.jpg
    26,9 КБ · Просмотры: 174
  • 06_033.jpg
    06_033.jpg
    31,5 КБ · Просмотры: 176
  • 05_029.jpg
    05_029.jpg
    32,2 КБ · Просмотры: 160
Киль состоит из 3х труб ф 30х1,5.
Снизу имеет рессорку.
Лонжерон киля крепиться к хвостовой балке на два винта м6 к токарно-фрезерованному узлу.
В верхнем треугольнике киля - такая же распорка, как в стабилизаторе.
 

Вложения

  • 10_114.jpg
    10_114.jpg
    81,3 КБ · Просмотры: 156
  • 14_080.jpg
    14_080.jpg
    42,1 КБ · Просмотры: 176
  • 15_083.jpg
    15_083.jpg
    63,1 КБ · Просмотры: 164
Это ролики для тросов управления.
 

Вложения

  • 11_144.jpg
    11_144.jpg
    75,1 КБ · Просмотры: 159
  • 12_120.jpg
    12_120.jpg
    43 КБ · Просмотры: 176
Рули, элероны и закрылки имеют по два шарнира навески вилка - ухо с ШС-6.
Элероны и закрылки аналогичны по конструкции рулям:
Лонжерон - труба ф30х1,5.
Задняя кромка - ф 14х1.
Нервюры имеют шаг - 500мм.
Хорда их конечно маловата. На предсрывных углах теряется эффективность элеронов.
Но спасают начало срыва у корня и бо-ольшое оперение.
РН из-за наличия перекрестных связей неплохо справляется с кренами при любых малых скоростях.
 
Хорда их конечно маловата. На предсрывных углах теряется эффективность элеронов.
Посмотрел и не смог найти значение хорды элеронов. Маловато - это сколько?
И так, вопрос для общего развития. Как часто приходилось разбирать киль, рули и элероны на трубки? Раз в пятилетку для замены обшивки или чаще?
 
Хорда их конечно маловата. На предсрывных углах теряется эффективность элеронов.
Посмотрел и не смог найти значение хорды элеронов. Маловато - это сколько?
И так, вопрос для общего развития. Как часто приходилось разбирать киль, рули и элероны на трубки? Раз в пятилетку для замены обшивки или чаще?

Хорда элеронов 280мм - это порядка 18,5% от хорды крыла.
Т.к. они нещелевые, то на больших углах затеняются и теряют эффективность.
Дедушка Юнкерс тоже использовал узкие элероны, но подвесил их под крылом., тем самым обеспечив их эффективность на всех углах атаки.
На счет разборки "тряпкопланов" до трубочек.
Я прищел к выводу, что это не нужно. "Наську" тоже можно разобрать до трубочек, а потом собрать. Но, на это уйдет не менее суток.
Конструкция "тряпкоплана" хороша не тем, что разбирается, а тем, что позволяет наладить производство без больших вложений в оснастку, без стапелей. Нарезал трубки, заготовил узлы, заказал пошив тряпки в ателье...
Опять же плюс потребителю-сборщику. Не возишься с эмалитом и краской. Мало человекочасов на отверточную сборку без стапелей. Обшивка износилась - купил у производителя новую. Трубку погнул - выкинул, заменил и в полет.
А аэродинамическое качество и удельная масса "тряпочного" крыла - не хуже крыла Пайпера.
Посмотрите на самолеты фирмы RANS.
Или, тот же "Скайрэйнджер".Очень достойный самолет, за адекватные деньги. :IMHO
Единственно вопрос, прилагаемо к нашей стране - будет ли востребован одноместный самолет?
Расклад по ценам может быть таким:
Набор "Скайрэйнджера" у нас стоит 10000 Евро. Без двигателя и приборов.
Набор "Одноместника" - допустим 8000 Евро. Также без двигателя и приборов.На материалах сильно не сэкономишь.
Винтомоторка на "Скайрэйнджер" - ( Минимум Ротакс 582 + пропеллер) 7000 Евро.
Винтомоторка на "одноместник" - (РМЗ-500 + пропеллер+редуктор) - 2000 Евро.
В итоге по-минимому готовый самолет:
Двухместный "Скайрэйнджер" - 17 000 Евро.
"Одноместник" - 10 000 Евро.
Ну, приборы - по вкусу.
Много или мало?
Если уложиться в 115 кг пустого будет дополнительный "бонус" для "Одноместника" - упрощение полетов.
Но многим ли нужен (у нас в стране) "Одноместник"? Вопрос.
Вот, такие мысли.
 
Одноместники по логике нужны по причине - очень многим надо научиться уверенно летать без риска угробить еще кого-либо в качестве пассажира. Пока 400-800 часов не налетаешь. Ни при каком соблазне не посадишь:  ни родственника, ни друга. ни клиента.
Вопросы безопасности, управления рисками при гуманном мировозрении становятся первостепенными. Затем идут экономические и прочие.
 
А аэродинамическое качество и удельная масса "тряпочного" крыла - не хуже крыла Пайпера.
Посмотрите на самолеты фирмы RANS. 
Тут желательно посмотреть внимательно.
В процессе эволюции на RANS-е таки пришли к жесткому носку крыла и тряпочной "эмаличенной" обшивке. 😉
 
процессе эволюции на RANS-е таки пришли к жесткому носку крыла и тряпочной "эмаличенной" обшивке

Что-ж. Растут ребята. 😉
Выпустив большое разнообразие конструкций "тряпкопланов" (вплоть до пилотажек) - двинулись дальше, в большую авиацию.
Их крылья по технологии натяжки, да и по конструкции мне очень нравятся.
На тех же каркасах они предлагают и натяжную с латкарманами и "проэмаличенную" обшивки.
На разный вкус.
 
Как я уже говорил пробовали вешать обтекатель от "Авиатики".
Нам его презентовали в клубе "Чайка".
 

Вложения

  • naska_07.jpg
    naska_07.jpg
    69,9 КБ · Просмотры: 176
  • naska_06_001.jpg
    naska_06_001.jpg
    55,6 КБ · Просмотры: 181
  • naska_08_001.jpg
    naska_08_001.jpg
    17,9 КБ · Просмотры: 168
Так происходит заправка.
 

Вложения

  • 04_033.jpg
    04_033.jpg
    59,7 КБ · Просмотры: 173
  • 05_030.jpg
    05_030.jpg
    62,3 КБ · Просмотры: 173
  • 06_034.jpg
    06_034.jpg
    112,4 КБ · Просмотры: 198
Назад
Вверх