Добрый день строителям!
Согласен, книга Москалева прекрасный источник по исследованию У-2.
Судя по книге - весной, летом он защитил диплом в университете, встал на биржу труда и к осени 1928 г. начал работать (рассчитывать радиаторы на И-2 Григоровича). К моменту поступления, как пишет Москалев ему не хватало технического образования. Не представлял как надо о конструкции машин и механизмов! И только начинал осваивать с помощью О.Н.Розанова прикладные методы расчета (прочность, аэродинамика).
В конце 1931 г. он был направлен на Воронежский авиазавод
Интересно что Москалев иронически пишет о Николае Густововиче Михельсоне. Москалев пишет, что Михельсон имел 4 класса образования реального училища.
По статье В.П.Иванова [Серийные модификации самолета У-2//восьмые междунар. чтен. Сикорского/СПбГУ ГА, 2006] Н.Г.Михельсон родился 23 ноября 1895 г. в городе Белостоке (ныне на территории Польши). После окончания в Санкт-Петербурге Технического училища принца Ольденбургского в 1912-1913 гг. работал на петроградской телефонной фабрике Эриксона, затем в 1913-1914 гг. в Екатеринославе на телефонной фирме Симменс и Гальенс. В начале 1914 года вернулся в Санкт-Петербург, где после непродолжительной работы на Всеобщей компании электричества, перешел чертежником на первый русский авиационный завод С.С. Щетинина. Когда в 1917 году Д.П. Григорович образовал свой собственный Опытный авиационный завод, Михельсон стал работать у него до марта 1918 г. После ликвидации этого предприятия был направлен Биржей труда на Алтай. Будучи мобилизованным в Сибирскую армию Колчака, служил в гидроавиационных отрядах в Красноярске и Бийске. В 1920 году, после развала колчаковской армии, служил в Красной армии электротехником в 5-м корпусном авиационном отряде. В 1920 г. отряд передислоцировали в Москву. Михельсона направили на Таганрогский авиационный завод, где он исполнял должность заведующего техническим отделом и совместно с В.Л. Корвиным (Кербером) спроектировал первый советский истребитель МК[ch65533]1 «Рыбка». В конце 1921 года Николай Густовович перевелся в Петроград на авиационный завод №3 «Красный летчик». Там он сначала работал чертежником-конструктором. В 1925 г. его назначили заведующим чертежно-конструкторским бюро Отдела морского опытного самолетостроения. 30 мая 1930 года приказом директора авиационного завода №23 Савельева Михельсон был назначен заведующим конструкторским бюро. После ареста некоторое время работал в «седьмом ангаре» московского завода №39 вместе с другими заключенными конструкторами – Н.Н. Поликарповым, Д.П. Григоровичем, И.М. Косткиным, В.Л. Корвиным и др., но вскоре его выпустили и Николай Густовович продолжал работать главным конструктором ленинградского авиационного завода №23. В 1937 г. его вновь арестовали и расстреляли.
В 1995 году, по результатам бесед с В.П.Ивановым, который кстати лично был знаком с Москалевым, и работал сидя за его рабочим столом (кажется в Академии Можайского в 1970-е годы) (Кстати В.П.Иванов пожимал руку Москалеву, а руку Иванова может любой пожать на заседаниях нашей секции истории авиации, каждый третий вторник месяца, правда в этот вторник, завтра 23 ноября 2010 г. будет четвертый вторник - совместная конференция с институтом истории в здании Академии наук, пленарное в 10.00 Иванов расскажет об истории ОСТЕХБЮРО...) я скопировал один сохранившийся расчет, выполненный Москалевым аэродинамического сопротивления У-2 ВС. Только что отсканировал то, что сам от руки переписал - даже в 1995 ксерокс в Архивах был очень дорогой... Прошу прощения за корявый подчерк. По данным можно Поляру самолета построить! Но поляру профиля до сих пор достоверную не нашел.
В бывшем ЦГАОРе в Петербурге (в 1995 он назывался Центральный государственный архив Санкт-Петербурга Архивного управления Мэрии СПб и Администрации области). я заказал фонд 1629, оп.№8, дело 25/31 (даты декабрь 1928-февраль 1929 г.) Технические расчеты самолета У-2.- в этом деле Завод 23 боялся что элерон отвалится в штопоре, но сам Поликарпов расчет представил (там его подлинная подпись) и показал, что все нормально. Это дело не переписал. надо бы его скопировать - важнейший документ по прочности!
Второе дело 12/2 Аэродинамический расчет и чертежи (синька) самолета ВС-М11 (даты февраль 1932- август 1932 г.) - это и есть то дело, переписанные каракули которого выкладываю.За подписью Александра Сергеевича Москалева - странная датировка дела - ведь в конце 1931 он в Воронеж уехал по его воспоминаниям!
Надо бы работку проделать - сравнить все профили. В конце 2008 года, зимой когда я приехал в Харьков Виктор Иванович Тимошенко (из команды Геннадия Григорьевича Хмыза) чертил интересный график - в масштабе 1:1 сравнивал координаты таблицы, которую скопировали из интернета Алексей Кретов и Сергей Шевко с профилем из описания По-2 1936 г.
По словам В.П.Иванова первоначальный профиль ЦКБ ОСС№2 (точно не помню, кажется) в 1936 году модернизировали, назвали ЦАГИ 541. ПО Шаврову Профиль По-2 проектировал Владимир Михайлович Ольховский, помощник Н.Н.Поликарпова, в прошлом капитан царской армии.
Интересно найти "мухи", отличия ЦКБ ОСС№2 от ЦАГИ 541. Понятно для постройки и практики это не имеет смысла, но интересно! Это как бы духовный оригинал...
Что я сейчас имею: 1 - желтую таблицу из данного форума; 2 - таблицу Алексея Кретова; 3 - шаблон скопированный у Михаила Маслова в Москве по шаблону О.Ю.Лейко (координат Михаил Александрович не нашел) 4. Книгу техописания У-2 классику, например 1941 г. надо бы с доступной точностью для истории сравнить. Все что делается сейчас - это тоже ведь потрясающая история! Михельсон с Поликарповым, Москалевым наверное в гробу переворачиваются от того как сейчас строят У-2!!!
Также выкладываю свою не точную и не особо содержательную (пока на уровне идеи) таблицу самолетов с соответствующими заводскими номерами, в основном по материалам В.П.Иванова.Надеюсь, что ее кто-нибудь когда-нибудь дополнит и выложит. важно вписать современные По-2, кто построил - это вообще полезно для обмена информацией, если не смогли сохранить что раньше (хотя многое и сохранили!!!), так сохраним то, что сейчас...
Вот Расчеты Москалева, переписанные мной, 19 Мб http://narod.ru/disk/179515001/moskal1932.zip.html
Попытка начать описывать таблично все По-2 http://narod.ru/disk/179598001/ser_nom_po_2.doc.html