Собираюсь в будущем приобрести Текнам для обучения студентов, вот всё думаю... а стоит ли?
Те кто проходил обучение на Текнаме, отзовитесь! Как вам самолёт?
Здравствуйте.
Я получал PPL на самолете производства фирмы Текнам и в настоящее время с удовольствием на нем летаю, поэтому на ваши вопросы могу ответить подробно и без предвзятости. e-mail напишу в личку.
Я заранее хочу отметить что данный форум мне крайне неудобен технически, косяков и неудобностей много, поэтому если хотите серьёзно пообщаться спишемся.
Что могу сказать в общих чертах: я буду говорить о низкопланах, т.к. мне они больше нравятся в управлении, естественно и учился я с детства на них и привык к ним.
Низкопланы Текнам это Р2002 JF с неубирающимися шасси и фиксированным шагом винта (можете видеть фото со мной в главной роли на полосе Мячково выше - это JF) и Р2002 RG с убирающимися шасси и ВИШ. Хорошей доработкой этого года от ЧелАвиа считаю дополнительный датчик ткмпературы воздуха на входе в карбюратор. Очень помогает контролировать обледенение карбюратора. При повышенной влажности в Риге это особенно актуально.
Люблю от души оба этих модели Р2002.
Я рекомендую для первоначального обучения самолет Р2002 Сьерра JF и RG.
Почему: Самолет конструктивно (аэродинамически) хорошо сбалансирован и не требует постоянного вмешательства лётчика для удержания траектории как в спокойном воздухе, так и в турбулентной атмосфере. Самолет сам возвращается в стабилизированное положение. Нагрузки на РУС минимальные, управляется подушечками пальцев. Все необходимые органы управления в руках. СПУ работает автоматически, для выхода в эфир кнопка на передней стенке РУС. Удобно. Качество - 13.
Имитацию отказа двигателя сам неоднократно делал с высоты 500м с 3-го разворота спокойненько с запасом на полосу усадишь.
Триммер РВ на верхней плоскости РУС, индикатор триммера на панели прямо перед глазами. Панель интуитивно понятна и соответствует эргономическим стандартам ИКАО (то же что и на Цессне). Две ручки РУД слева у каждого летчика. Т.е. У левого летчика слева (в левом углу панели), у правого лётчика слева (в центре панели), таким образом и курсант и инструктор без затруднений имеют доступ каждый к своим органам управления, которые естественно работают синхронно. Педали закреплены и не регулируемые по продольной оси. Тормоза нажимного действия как на Ил-76, Ту-154 или Як-40 или Як-42. При взлете как учили - пятки в пол и вперед. На торможении носочки на педальки и порой тормозами пользуешься если только очень надо. Обычно применяю динамическое торможение. Ручку на пробеге держу на себя до упора пока передняя стойка сама не опустится. А там глядишь и тормозить уже не надо. По-моему на Цессне также. Сиденье регулируется по продольной оси с хорошим диапазоном. Удобно. Ремни поясные и плечевые а-ля Як-18 только покрасивше ))) фиксируют лётчика полностью. В виражах и разворотах практически не пользуешься педалями благодаря конструкции планера. Шарик в центре. (В отличие от верхнепланов). Двигатель Ротакс 98-ми сильный 4х цилиндровый на 95м бензине. в каждое полукрыло по 50 литров. Итого 100 л. Из них 4 литра невырабатываемый остаток. Расход на максимале 20л в час. В среднем в полете расход 16-18 л. Межремонтный ресурс по-моему 1500 часов, но это надо у ЧелАвиа уточнить, я сейчас не помню. Но точно не меньше. То же самое и по эксплуатационным расходам они подскажут точные цифры.
Оборудование: УКВ станция, Garmin 430й+ответчик+ радиокомпас, короче я уже не помню их фирменные наименования - полный фарш, + к тому же по запросу устанавливается автопилот.
Может устанавливаться спас-система - эти нюансы тоже лучше у ЧелАвиа уточнить. У нас на некоторых бортах стоит.
Самолет очень послушный и устойчивый. Даже когда датчик срыва орет, ты знаешь что запас ещё есть (##помер тоже работает
🙂 ). Так что свалить его конечно можно.
🙂 ... тут как говорится с дуру можно и болт сломать
🙂.
При срыве в штопор выводится классически через 1 - 1,5 витка практически сам. Ручку нейтрально и чуть вперед, ножку против вращения, при этом потеря высоты 150-200м - зависит от: .... различных факторов (от слова "фак"). Ветер, давление, температура ну итд.....
Посадки на грунт мне всегда кажутся приятнее чем на асфальт.
🙂 Резину не насилуешь и мягше
🙂
Из недостатков: Лёгкий и летучий. В зависимости от веса нужно планировать посадочную дистанцию. Особенно на JF. C неубирающимся шасси. Если нужно уместиться на 200м, то лучше с хорошим встречным и выравнивать его за 50 м от точки приземления. Можно конечно и на 100м уместиться, но мы же говорим об учебных полетах... Сядет и на 100 метровую полосу. Но тут надо иметь опыт вождения как грицца. Летуч самолёт.
Что касается RG - версии (с ВИШ и убирающимся шасси) - это моя любовь. Ласточка. Устойчивый на глиссаде до невозможности. Поставил ему режим и прёт как утюг. Если у JF сильный боковой ветер (12 м/с) вызывает лёгкий мандраж типа как бы мне с полосы не слететь на пробеге, то RG прет с учетом угла сноса и только перед касанием его поставил на углы и на ось, на ветер прикрылся и аллес. Удовольствие выше крыши.
По мне так лучше Р2002 RG для первоначального обучения нету. Пару полетов на JF для понимания летания и дальше на RG. Чтобы курсант понимал как работает двигатель и винт (силовая установка), чтобы знал и мог пользоваться в полете руками, а не держался за РУС как за спасательный круг. Да и приятнее в конце концов знать что ты управляешь самолетом, а не самолет управляет твоими страхами ))).
Почту напишу в личку. Если что готов ответить.
Рига - любовь моя! Спилве - родной учебный аэродром )))