СЛА "Чибис".

КВА

Я люблю строить самолеты!
Чибис сделали из ящика Кузнечика (на СЛА -87 голубой ящик). Хорошая 3мм фанера и рейки без единого сучка. Напилили еще пучок 5м реек 10*20,20*20 и принесли с родного компрессорного на плечах в клуб. Начали строить в сентябре 88, выкатили первый раз на пруд 17 марта, но сломали на рыбацкой лунке пластиковую переднюю стойку, быстро сделали пневмогидравлическую, еще кое что доработали и взлетели 11 мая 89г. В первоначальном варианте с одним лобовым стеклом и одной 10-ти литровой канистрой взлетный вес был 396 кг. Потом сделали остекление кабин (15 кг), вторую канистру (10 кг), радиостанцию Бриз (3 кг), аккумулятор (6 кг), ну вобщем доползли до 430 кг. Урал милицейский 55 кг, с редуктором, стартером - 70 кг, с выпуклыми поршнями если давал 38, то только пока не перегревался. Потом обороты с 4800 падали до 4700, тяга со 120 до 105 на винте 1700*1,25 с редуктором 2,77 из одной ступени планетарки возд.ст.НК-8. Фюз. - ящик из реек 20*20,   на фанерных 3мм косынках, кабина снаружи  фанера 3 мм, дальше  тряпка. ЦПГО - пластиковая труба, выклеенная на слегка конусной трубе-валу из Д16Т с вставленным в нее деревянной тоже слегка конусной круглой палке, носки и хвосты нервюр из трехслоек приклеены к трубе, пер.кромка из трех слоев ст.ткани, обшивка - перкаль 50-ка. Вес одной половинки стаба чуть больше 1кг. Крыло, Р-15а, лонжерон коробка со стенками 3мм фанеры, слои вертикально, с полками склееными из четырех 20*20 реек, нижняя прорезана для выхода 4мм проушины. Вырез усилен вокруг фанерой и ст.тканью. Пер.кромка из 1,5мм фанеры вымененной в Тавде на литые заготовки постов упраления от Кузнечика. В районе узла подкоса наклеен доп.слой фанеры и все обклеено ст.тканью ЭЗ 0,15мм. Носки нервюр из 3мм фанеры, хвосты из реек 5*5 и 10*5 усил. на косынках из 1,5мм фанеры. На полки нервюр (и в стабе, и в элеронах, и в РН) наклеены 15мм полоски из одного слоя ст.ткани для приклейки лавсановой пленки-обшивки. Незакрашенная стоит одно лето, потом от УФ и щелка пальцем лопается как стекло. Срывало в полете несколько секций верхней обшивки за лонжероном, и на стабе тоже, даже не заметили. А когда весной на передней кромке замерзали капельки воды на взлете качался и норовил свалиться. Р-15а с хордой 1м - чувствительный даже к росе. Но зимой ночью на Орлане полностью обросший как ежик инеем - летел как ни вчем не бывало. Аэродинамика, однако! Дальше. Крыло размах 10м - 40 кг + по 2кг подкосы 40*1,5, обтекатели не успели. Рессора, основа - фанерная коробка, обклеенная множеством слоев ст.ткани ЭЗ с прослойками направленного жгута. Колеса с ленточными тормозами, на полном газу не держали. Разбег длинный, отрыв, посадка - 70-60, скороподъемность - 1,5-2, зимой немного больше. Крейсер - 90-100. Расход бензина 12-15. Что еще, спрашивайте. Эскизы не совпадают. Рисовал до изготовления. Крылья до сих пор лежат. Запускали им Кузнечика с пацанами, потом Мухой сначала с Уралом, затем с Субарой ЕА-71. На Кузнечике пацаны от 12-14 лет сделали 2500 полетов по прямой, некоторые до высоты 20-30м. Без АП. Ломали ледчики СУ-7 и сами. Взлетел без подготовки и сразу по кругам ветеран  Домаков Алексей Иванович, начинавший войну на И-16.
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Дальше, что помню. Летали с 89-го до пожара в клубе 2.04.93. Налет, вроде, 67 часов, полетов много, штук 700 в основном с пацанами по прямой, иногда по кругу и Кузнечик таскали. Ирбитский "эксклюзивный" движок показал, что на режимах 4700-5200 жизнь его - считанные часы (прости БОМЖ, что хаим продукцию твоего родного завода). Все что в нем крутится и дергается неминуемо ломается, а потом и самолет и наши косточки. Все коленвалы вместе с запасными полопались по дурацким отверстиям для крепления маслосборника в самом нагруженном месте. Удачно, на взлетах. Потом Саня съездил в музей ИМЗ и купил (не на свои, заводские, СССР еще был) там два литровых кроссовых тоже "эксклюзивных" и Фолькс фашистких времен 4-х цил. 1,2л с клапаночками чуть больше головки гвоздя, по справочнику 22 лс. Мы его форсировали сил до 40, но это другая песня. Поставили новый Урал на Чибис. Развивали они по тяге сил 45 на оборотах 4200 (нам сказали - 56 будет на оборотах 5000-5500), но ревели красиво, на всю тысячу, а ломались еще успешнее. Летали балбесы даже над тогда еще Свердловском по случаю каких-то соревнований и согласованию с КГБ , в случае чего посадка на Исеть, захлебнулись бы дерьмом точно. Только прошли вдоль Ленина и вышли на Шарташ в движке что-то ойкнуло. Это был сигнал о начале конца. Переломались оба во многих местах и коленвалы. Начертил я новый, Саня достал сталюгу 38ХМЮА и сделал новый цельный коленвал. Полюбовались и сделали маленькую маслоподающую дырочку в полой шейке, как оказалось роковую. Полетели фотать родной завод для книги к юбилею. Только Саня щелкнул, движок без предупреждения стал колом. Внизу сосны, ЛЭПы, на дороге машины. Увидел я слева на территории птицефабрики распаханное небольшое поле и нырнул туда. Не рассчитал, с перелетом, а впереди лужи куриного "напалма". Не тонуть же в них. Отдал ручку. Передняя стойка утонула в мягкой как пух пахоте с сухим куриным перегноем. Резкая боль в ноге, очнулся кверхтормашки, ноги мои утащила передняя стойка с педалями и с дурацкими лямками от парашюта, проломили вдоль все фанерное дно фюза и послужили лыжами пока не закопались носом. Через месяц нога сраслась, Чибис восстановили, пленку чтобы не старела на солнце закрасили голубой краской, снова поставили милицейский движок и еще немного полетали до пожара в клубе. Конструкция простая, дешевая, с хорошим движком летал бы до сих пор.
 
КВА,огромное спасибо за рассказ о Ваших приключениях!Очень познавательно и интересно!
Накопилось несколько вопросов по ВМУ на базе Урала:
1)что нибудь делали с родным маховиком кроме установки стартерного венца?Или маховика не было совсем?
2)генератор использовали родной?
3)маслосистему переделывали?
4)между двигателем и редуктором был демпфер?
4)какое использовали зажигание?
Много времени прошло,это понятно,но всё таки может что нибудь вспомните.

Сзаранее спасибо!
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Маховик делали свой с 6-ю отверстиями под резиновые или полиуретановые шайбы демпфера, в которые входили пальцы на входном фланце редуктора.
Стартер ставили самодельный на крутых магнитах с двухступенчатой планетаркой и фрикционной муфтой с зацеплением с торца вала через храповик. Но сняли на доработку и заводили за винт.
Масолосистему не переделывали, только поставили магнитную пробку и термометр масла (кажись).
Поставили второе зажигание: на простом Урале батарейное от второго кулачка на 180 град. от стоявшего, с одновременной подачей искры каждый оборот последовательно на свечки врезанные в головку снизу напротив верхних. На литровом Урале второе зажигание от двухискрового магнето на передней крышке.
Генератор был свой в редукторе на пост. мгнитах, без регулятора.
 

Авиационный инженер

Я люблю строить самолеты!
Уважаемый КВА спасибо за информациюю. Надо полагать самолет сгорел при пожаре в клубе? Интересна информация по эксплуатации Урала, поясните где находились отвертия, по которым ломался коленвал. Спасибо.
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
Большинство самодельщиков в 80-90-е начинали с автомотодвигателей и пришли в соответствии со своими и открывшимися возможностями к более надежным и мощным автоконверсиям, Ротаксам и чисто авиационным двигателям. Мы, не исключение. Сей час используем приобретенные на обмен и почти дареные ВМ-6,  М332А, М337А, R-912, ЕА-71. За тридцать лет попробовали строить  деревянные, пластиковые, металлические и смешанные конструкции самолетов. Собственных, с нуля, полетевших, вроде шесть, а всего через клуб прошло с ремонтами, переделками и пр. больше тридцати. В данный момент в разваливающемся, под снос (поэтому не ремонтируется) клубе, в страшном бардаке, без отопления (печками), на его трех ярусах в 2400 кв.м строятся, начаты, не закончены - десять, все - разные. Выдам всех: металлопластиковый А-20 без подкосов, деревянная реплика 20-х г., цельнометаллический похожий на Текнам, двухместный вариант Виража с М337А, гидро-тандем Скайтрахер-2 с М332А и др.
Пожар в 93-м на 90% - поджог. Под утро загорелся М14Б, лежавший под окном, а от него фюзеляж Чибиса (интересно, что пары бензина в баках не бахнули, а бензин закипел и струи его пара так горели, что алюминиевая плитка на стенах расплавилась и от ламп стеклянные сосульки повисли) потушили быстро, но сажу со стен месяц счищали и потом белили.
Коленвалы Уралов ломались по щеке со стороны маховика по 2-ум отв. М6 под винты крепления маслосборника, подающего масло в полую шатунную шейку на смазку роликового шатунного подшипника.               
 

сергей567

Я люблю строить самолеты!
КВА здравствуйте!  Очень интересно ваш опыт с двигателями урал...  Интересует причина поломки колен вала, одна я так понял, это ослабление щеки вала отверстием м6. Если использовать двигатель на прямую без редуктора. может вал и выдерживал? как вы думаете?
а днепровские двигатели использовали? интересуют их недостатки с вашей точки зрения.
Спасибо!
 

КВА

Я люблю строить самолеты!
На прямую без редуктора для винта слишком большие обороты, винт тогда - не больше 1м по окружной скорости, например, многолопастной к кольцевом канале для аппарата на воздушной подушке. Напрямую тяга маленькая будет и нужен переходный вал с дополнительными опорами, так как конусный конец коленвала короткий, а поддон картера выступает. Щека вала все равно нагружаться будет и лопнет. Днепровскими не занимались. Сломанная нога начинает ныть как вспоминаю эти двигатели, но в то время тащились от них, других не было. Вру, были АШ-82Т, АШ-62ИР новенькие в ящиках под пленкой несколько десятков выброшенных за забор окружного склада. Жаль некуда их было перетащить. Часть увезли на металлолом, часть зарыли в землю.
 
Вверх