ВЗЛЕТ
Убедившись, что впереди ничего не мешает взлету, перевести рычаг тормоза ротора в положение РАСТОРМОЖЕН, ручку управления автожиром отдать вперед на 2/3 хода, рукояткой сцепления плавно включить раскрутку ротора. Контролировать увеличение оборотов ротора, постепенно прибавляя обороты двигателя.
обороты ротора обороты двигателя
0…80 1200…1500
80…120 1500…2500
120…180 2500…3500
При достижении оборотов ротора 100 – взять ручку управления автожиром полностью «на себя». Достигнув оборотов ротора 170…180, растормозить автожир, отпустить рукоятку сцепления и, плавно увеличивая обороты двигателя до номинальных, сдвинуть автожир с места и начать разбег. При этом обороты ротора незначительно упадут.
В начале разбега ручку управления держите взятой «на себя», после достижения оборотов ротора 170..180, плавно увеличить обороты двигателя до максимальных. Убедитесь, что двигатель вышел на взлетный режим. Увеличение скорости и оборотов ротора сопровождается поднятием носа автожира (V=50 км/ч), плавной дачей ручки "от себя" удерживайте нос автожира во взлетном положении и выдерживайте его до отрыва. Направление разбега выдерживайте отклонениями руля направления.
Отрыв автожира произойдет на V=65 км/ч. После отрыва, выдержите автожир над землей на высоте 1 - 2 м до достижения V=80 - 85 км/ч, после чего переведите автожир в режим набора высоты. Автожир хорошо сохраняет прямолинейность при разбеге.
При взлете необходимо учитывать скорость встречного ветра. При встречном ветре от 5 до 10 м/cек и более, ротор более интенсивно набирает полетные обороты, разбег и взлетная дистанция существенно уменьшаются.
ВЗЛЕТ С БОКОВЫМ ВЕТРОМ
Взлет с боковым ветром под углом 90 град. разрешается при скорости ветра не более 6 м/сек.
Взлет с боковым ветром обязательно выполняйте таким образом, чтобы ветер дул слева, на отступающую лопасть ротора.. При взлете автожир имеет тенденцию к развороту против ветра, поэтому с самого начала разбега ручку управления необходимо отклонить в сторону откуда дует ветер. Это делается в целях сохранения равномерной нагрузки на основные колеса шасси, предупреждения образования крена и разворота автожира против ветра.
По мере нарастания скорости, ручку управления постепенно возвращайте ближе к нейтральному положению, с тем, чтобы не допустить отрыва автожира от земли с одного колеса.
В случае возникновения на разбеге разворота необходимо парировать его отклонением руля направления (дачей педали) в противоположную сторону разворота.
После отрыва автожира, чтобы не допустить сноса, необходимо удерживать ручку управления отклоненной против сноса (сохранять крен для парирования сноса), а стремление автожира к развороту парировать отклонением педали, обратной крену.
При взлете с боковым ветром скорость отрыва должна быть на 5-10 км/ч больше чем при взлете со встречным ветром.
ВЗЛЕТ АВТОЖИРА С БОКОВЫМ ВЕТРОМ СПРАВА В СЕКТОРЕ ОТ 90 до 180 град. – ЗАПРЕЩЕН!