Затрудняюсь понять смысл обсуждаемого в теме...
Ибо вопрос про шимми - применительно к лёгкой авиации - кажется не актуальным.
Я не встречал это явление ни на мото технике ни на лёгких ЛА.
И никогда не слышал чтобы кто то из лётчиков любительской авиации жаловался что его достало возникновение шимми.
Чъя это проблема ? Покажите пострадавшего :
🙂
Для лёгких ЛА - проблема представляется сосанной из пальца. А для тяжёлой авиации все рецепты - вроде как придумал в своих трудах М. В. Келдыш, за что в 1946 году получил Сталинскую премию.
Очевидно Вы умнее Мстислава Всеволодовича ? И считаете - что можете внести нечто новое в вопрос о борьбе с шимми ?
Варианты возникновения нежелательных циклических ( затухающих или не затухающих ) колебаний при посторонних боковых механических возмущениях - ИМХО это не шимми.
К примеру если на мотоцикле с боковым прицепом - наехать колясочным колесом на кирпич - в следствии бокового рывка - может возникнуть колебание ( или серия колебаний ) переднего колеса и руля. Его довольно эффективно позволяет минимизировать и гасить демпфер руля. В простейшем случае - фрикционный. Более продвинутый вариант - вожет быть ( к примеру ) гидравлический...
Подобное может быть и с самолётом. Только это не шимми.
Что же такое шимми переднего колеса самолёта ?
Я знаю - что по ссылкам никто не ходит. Всем лень.
Вставлю текст - непосредственно в пост.
8.4. Автоколебания колес шасси типа «шимми»
«Шимми» –самовозбуждающиеся колебания носовой стойки шасси, которые могут возникнуть на определенной скорости движения самолета во время разбега или пробега. Эти колебания вызывают интенсивные вибрации носовой опоры и могут привести к ее разрушению.
Рассмотрим кинематическую картину «шимми».
Во время движения носовая стойка может поворачиваться, пневматик – получать боковую деформацию сдвига и закручиваться (рис. 8.5). Смещение отсчитывается от центра контактной площадки до срединной плоскости диска колеса. Угол закручивания пневматика равен углу между продольной осью симметрии контактной площадки и плоскостью колеса.
Наличие отмеченных трех степеней свободы и обуславливает характер колебаний. Особенность этих колебаний в том, что они имеют совместный изгибно-крутильный характер. Если катящееся колесо, например, получило боковую деформацию, то в следующий момент времени оно повернется на определенный угол. Для выяснения сущности явления рассмотрим перемещение точек, расположенных на беговой дорожке в плоскости симметрии колеса при его движении по грунту (рис. 8.6).
При боковой деформации колеса точка А, лежащая в контактной поверхности, сместится на определенную величину от плоскости симметрии, а точка В, лежащая выше контакта с грунтом, на меньшую величину. Следовательно, после того, как колесо совершит поворот, при котором точка колеса В войдет в контакт с грунтом, контактная поверхность повернется на некоторый угол, а затем и колесо повернется на этот же угол. Если начальный импульс вызвал поворот колеса на определенный угол (рис. 8.7), то в следующий момент контактная площадка сойдет с прямой, по которой движется ось стойки.
При этом за счет сил сцепления колеса с поверхностью грунта начнет накапливаться изгибная (боковая) деформация пневматика. С увеличением боковой деформации поворот колеса постепенно уменьшается и при достижении максимальной боковой деформации становится равным нулю. При дальнейшем движении угол поворота колеса возрастает, а боковая деформация уменьшается. Таким образом, колесо совершает колебательное движение, катясь по траектории переменной кривизны.
Если энергия, подводимая к стойке, больше энергии демпфирования, то амплитуда колебаний возрастает.
Критическая скорость «шимми» повышается с увеличением выноса колес. При выносе, большем радиуса колеса, явление «шимми» практически невозможно. Однако по конструктивным соображениям обычно вынос гораздо меньше радиуса колеса.
Повысить критическую скорость «шимми» можно, применяя спаренные колеса, жестко связанные между собой одной осью.
Для борьбы с «шимми» на современных самолетах применяют гидравлические гасители (демпферы) колебаний.
( Конструкция и основы эксплуатации летательных аппаратов. В.М. Корнеев )
Полный текст по ссылке :
http://kvs-vm.narod.ru/uchob/kvs-spas.html