Можно считать, что с "ближайшими соседями" БАЗОВОГО отверстия (Ф18мм) разобрались...Теперь о втором базовом отверстии.
Если речь идёт о пилоне дельталётной тележки, то, от того, насколько ровно в продольной плоскости тележки собран пилон ( точнее узел подцепки крыла ) зависит, получим ли мы "криволёт" или приятный в управлении аппарат... Второе базовое отверстие - это отверстие нижнего крепления трубы пилона. Расстояние между отверстием оси шарнира узла подцепки ( Ф18мм) и нижним отверстием может быть +/- 2 мм. А вот, угловой размер должен быть выдержан довольно точно - 90 или 0 градусов (+/-30'). Т.е. оси этих отверстий должны быть перпендикулярны, либо лежать в одной плоскости.
Конечно же, подразумевается, что конструкция узлов тележки к которым присоединяется пилон, так же, достаточно ровные.
Как разметить, выставить и засверлить второе базовое отверстие в трубе, каждому придётся выбирать из своих возможностей. Можно выставлять по "световой щели" или подкладкам и засверливать в станке. Можно размечать продольную плоскость трубы на плоскости по направляющей или по двум параллельным трубам. Сверлить отверстие "на выход" ( в станке с жёсткой фиксацией трубы ) или по разметке полоской бумаги, в ручную - с двух сторон. И т.п...
В любом случае, это всё будет на глаз. Поскольку, до сих пор, никакая синтетическая оптическая система и программное обеспечение не позволяет выполнить весь цикл разнообразных операций, с точностью, которую позволяет человеческий глаз и рука. ( Возможно, потому, что эти системы создаются ...)
Теперь, необходимо засверлить прочие отверстия в трубе пилона. Эти отверстия относятся к узлам крепления конструкции тележки и они взаимосвязаны расстояниями более жёстко, чем расстояние до отверстия Ф18. Потому и потребовалось второе базовое отверстие. От него откладываются линейные размеры до отверстий узлов. Эти отверстия, как правило выполняются предварительным диаметром меньше номинального на 2-4 мм. При сборке, они рассверливаются СОВМЕСТНО ( в трубе пилона и в пластинах узла ). При очень хорошо отработанной технологии и конструкции, можно предварительно рассверливать отверстия в деталях узла и трубе пилона диаметром под развёртку и совместно разворачивать их.
Если вместо отверстий под развёртку, выполнять отверстия "примерно Ф8 мм", а затем, при сборке несовпадающих отверстий узла, "рассверливать" их совместно дрелью сверлом Ф8, то в деталях получатся "неваляшки". Так я называю двойные ( восьмёркообразные ) или овальные отверстия. Ни о какой жёсткости на кручение такой конструкции говорить не приходится. Вся работа по "вылизыванию" первого БАЗОВОГО отверстия (Ф18мм) и плотной посадке оси будет испорчена такой сборкой.
Часто, в конструкции тележек можно встретить не только "совместно раздрелленые" отверстия, но и не соответствующие плотной посадке диаметры отверстий и болтов. Об этот "Кунь-Луньский камень" разбилась не одна конструкция... Болт, обычно покупается из автомобильного ассортимента. Эти "метизы" имеют диаметр на 0,08 - 0,05 мм меньше номинального размера. Это позволяет их легко вставлять в отверстия, полученные простым сверлением. В основном, в таких соединениях, болты работают на растяжение, а не на передачу нагрузки в плоскости перпендикулярной телу болта. В наших ( условно авиационных или безусловно авиационных ) конструкциях, такая работа болтов приводит к быстрому увеличению зазоров в соединении и большим люфтам узла при нагружении кручением.
Есть способ несколько улучшить ситуацию при использовании покупных автомобильных метизов. Для этого берётся сверло диаметром меньше номинального на 0,1-0,15 мм. И, соответствующие развёртки. Однако, раздобыть такие свёрла не просто, а самостоятельно доводить номинальное сверло - требует достаточной "усидчивости".*
*( Это возможно в принципе, но очень трудоёмко. Когда-то, при переделывании узлов автомата перекоса лёгкого вертолёта американского производства, потребовалось совместить отверстия оригинальных узлов с отверстиями в изготовленных заменяемых деталях. Дюймовые размеры отверстий и болтов соответствовали Ф6,35 мм. Пришлось перетачивать инструмент вручную, на плоских абразивных камнях, плите и алмазными надфилями. Развёртка была переточена из Ф6,5. )
Какой выход из такой не простой ситуации, когда отверстия в узле уже просверлены номинальным диаметром ( допустим Ф8 мм ), а в узел нужно установить трубу ?( допустим, при ремонте с заменой трубы пилона )?
В этом случае, удобно только разметить на трубе центры этих отверстий , а сверлить их на месте и "по месту". Разметку можно сделать кернением центров будущих отверстий, без засверливания, или просто разметить центр пересечением линий. Это потребуется для того, чтобы выставить примерное положение трубы, ориентируясь на положение пересечений рисок в отверстиях узла и зафиксировать её на месте струбциной или как-либо иначе. Нужно постараться, чтобы при дальнейшем сверлении, труба не смещалась относительно пластин узла.
Теперь, потребуется подобрать или изготовить трубки-кондукторы. Это короткие ( 25- 40 мм ) отрезки из стали или даже твёрдого алюминия, с наружным диаметром, соответствующим отверстию в узле ( Ф8 мм ) и внутренним отверстием, соответствующим диаметру сверла, которым будем производить предварительное засверливание в трубе. Вставив сверло ( пусть Ф2,5 мм ) в трубку-кондуктор, сдвигаем трубку, чтобы сверло не выступало за торец. Затем, вставляем трубку в отверстие в пластине и засверливаем центровочное отверстие в трубе. Приходится периодически вынимать кондуктор для удаления стружки. Можно использовать набор трубок-кондукторов или, после первого диаметра, сразу сверлить номинальным сверлом ( Ф8мм ). В первое просверленное отверстие, полезно вставить отрезок плотно подходящей алюминиевой трубки, чтобы при сверлении с обратной стороны трубы отверстия на "разбежались". Так же поступают при сверлении нескольких отверстий в одном узле.
При ремонте сильно изношенных отверстий в узле и трубе, приходилось совместно рассверливать пластины с трубой на больший диаметр и вытачивать ремонтные болты. Их диаметр на 0,5 или 1,0 мм больше номинального. Или, как временный вариант, вставлять трубку из стали с плотной посадкой в отверстия и болта в неё.
Полагаю, что достаточно полно изложил информацию по вопросу сверления на глаз отверстий в трубах при изготовлении и ремонте дельталёта.