Вакуумная инфузия

В Эпитале циклоалифатические отвердители брал с КДА, жидко и 8часов живет
 
Какие связующие, доступные в России, имеют аэро сертификаты?
Кроме связующим ВИАМ.

Я ничего не говорил про смолы с сертификатами для авиационного применения. Практически все самодельные ЛА(включая КИТы ЛА) изготавливаются и собираются с использованием НЕ сертифицированных материалов и оборудования. Поэтому все эти ЛА могут иметь Airworthiness Certificate(СЛГ) только как Experimental Amateur-Built (E - AB) category(эквивалент российскому ЕЭВС).
Смола с "Aero" сертификатом нужна только если она используется для изготовления/ремонта ЛА с Сертификатом Типа(Type Certificate).
 
В Эпитале циклоалифатические отвердители брал с КДА, жидко и 8часов живет

Обязательно надо проверять прочность таких изделий.
как то тоже взял теплую смолу, сама смола отличная, долго живет, не греется, прям отлично всё.
Сделали образцы, а прочность меньше в 2 раза, смола в нить не попала, между собой склеила, а внутрь не затекла.
при этом стеклоткань с прямым замасливателем да ещё отожжённая (сухая) на эд-22 прочность соответственно нормальная получилась.

ещё есть одна характеристика, это межслоевой сдвиг, слои между собой отдирают, специально пленочку закладывают меж двух слоев не на всю площадь, а потом пытаются за эти концы потянуть, и там нагрузка на отдир и измеряется в кг/мм (без квадрата). И этот параметр мне кажется очень важный, про него все забывают.
И он сильно зависит от процента оставшийся смолы. и он же связан с прочностью на сжатие и прочность на отдир от пенопласта.

так же количество пластификатора на это влияет, может быть очень прочная смола, но хрупкая, и при изгибе начинает трещать.
Все эти испытания сделать очень сложно, поэтому приходится пользоваться проверенными смолами.



Ещё очень интересная тема склейка композитов, и там тоже много вопросов.

Malish держите в курсе испытаний образцов.
разрывную машинку (с приспособой для испытаний на сжатие и сдвиг) простенькую купите обязательно.
 
Ещё очень интересная тема склейка композитов, и там тоже много вопросов.

С этим "за бугром" вопросов нет, всё уже давно решено и проверено в деле. Вот выдержка из мануала по сборке очень популярного самолёта-набора Lancair Legacy - приклейка верхней обшивки консолей крыла:
 

Вложения

Обязательно надо проверять прочность таких изделий.
как то тоже взял теплую смолу, сама смола отличная, долго живет, не греется, прям отлично всё.
Сделали образцы, а прочность меньше в 2 раза, смола в нить не попала, между собой склеила, а внутрь не затекла.
при этом стеклоткань с прямым замасливателем да ещё отожжённая (сухая) на эд-22 прочность соответственно нормальная получилась.

Вот поэтому мы используем только проверенную(в мировой самодельной авиации) для изготовления структурных композитов смолу и "нормальную" ткань которую не нужно отжигать.
Пытаться экономить на стоимости и качестве материалов в нашем деле - только себе дороже выйдет...
 
Я ничего не говорил про смолы с сертификатами для авиационного применения. Практически все самодельные ЛА(включая КИТы ЛА) изготавливаются и собираются с использованием НЕ сертифицированных материалов и оборудования. Поэтому все эти ЛА могут иметь Airworthiness Certificate(СЛГ) только как Experimental Amateur-Built (E - AB) category(эквивалент российскому ЕЭВС).
Смола с "Aero" сертификатом нужна только если она используется для изготовления/ремонта ЛА с Сертификатом Типа(Type Certificate).
Използую их www.hp-textiles.com продукты.Смолы для всего,инфузии тоже.

2c065e80-efa1-4af3-8267-2882a18ab412.jpg
 
Спасибо всем за информацию и советы!
Судя по вашим постам здесь и на англоязычном(международном) форуме Самодельного Самолётостроения(Home Build Airplanes) - в каждой стране люди предпочитают пользоваться разными производителями связующих(смол) в зависимости от того что доступно(продаётся) или производится там. Но есть некоторые "бренды" которые популярны почти у всех авиа "самодельщиков" в мире. А в связи с тем что большинство самодельного самолётостроения приходится на северо-американский континент(70% всех интересующихся нашим самолётом из США), то нам желательно применять в производстве те связующие, которые используются там.
 
Спасибо всем за информацию и советы!
Судя по вашим постам здесь и на англоязычном(международном) форуме Самодельного Самолётостроения(Home Build Airplanes) - в каждой стране люди предпочитают пользоваться разными производителями связующих(смол) в зависимости от того что доступно(продаётся) или производится там. Но есть некоторые "бренды" которые популярны почти у всех авиа "самодельщиков" в мире. А в связи с тем что большинство самодельного самолётостроения приходится на северо-американский континент(70% всех интересующихся нашим самолётом из США), то нам желательно применять в производстве те связующие, которые используются там.
Качество немецкой смолы наверно неуступает американской.И Валтер Экстра тоже наверно использует отечественные материалы но его самолеты летает по всему миру.
Но Ваш подход тоже верный.
 
Качество немецкой смолы наверно неуступает американской.И Валтер Экстра тоже наверно использует отечественные материалы но его самолеты летает по всему миру.

Я не знаю какую смолу используют в изготовлении Экстра, но немецкую MGS американцы знают и используют, в прочем как и в России используют MGS L285.
 
Как мне посоветовали на форуме самодельного самолётостроения(Home build airplanes):

"but this said I would recommend that whatever resins you use for assembly there, have mechanical properties similar to resins available elsewhere, such as MGS, PTM&W, West Systems, etc. This will allow best possible results on variants of your design constructed elsewhere, to say nothing about the potential for sales. Compatibility is key!"

при формовке деталей нашего КИТа самолёта нужно использовать смолу которая по своим качествам и свойствам будет соответствовать смолам, клею и другим материалам, которые строители(клиенты) самолётов-наборов в других странах обычно используют. А эти материалы для сборки композитного самолёта-набора они обычно покупают в компании Aircraft Spruce & Co., магазины/представительства которой находятся почти во всех странах мира с развитым самодельным самолётостроением:
 
Ближе к топику этой ветки...
Кто у нас здесь(в России) использовал вакуумную инфузию для формовки?
 
mcarbo (Minsk, + podmoskovije )

Генрих, меня не интересуют производители композитных изделий, тем более в Белоруссии, меня интересуют "самоделкины" кто работает с этой технологией...
 
Я работал. Инфузия имеет смысл при сложных или крупных изделиях, когда ручная формовка или не прокатывает по времени жизни смолы, или очень трудоемко и напряженно.
Или если ткани очень рыхлые из комплексных крученых нитей, такие ткани имеют большую упругость в толщину и заставляют при ручной укладке добавлять слишком много смолы. Положишь меньше, будет завоздушенность, которую потом не уберешь ничем, ни вакуумом, ни прокаткой. В этом случае лучше потом лишнюю смолу выгнать или отсосать. Есть ткани из микроровинга (не крученые), вот те очень удобны при ручной формовке.
Лучше использовать специальную технологическую оснастку (пленки, сетки, трубки и т.д.) Особенно пленка, про полиэтилен забудьте если хотите результат. Во первых полиэтилен пропускает воздух через себя, особенно при повышенных температурах, во-вторых, она очень не прочная, а прочная (толстая) создает грубые складки по которым потом обходными путями идет смола и блокирует островки непропитки.

Следите за тем, чтобы не было пустот в сложных местах (углах и т.д.) под вакуумом т.е. весь объем должен быть заполнен тканями и проч. Как это не странно, но такие пустоты смола не заполнит, даже не надейтесь, там так и останутся крупные пузыри. Все должно быть тщательно прожато механическим способом, вакуум в углах сам не прожимает укладку.
И самое главное, вы должны понимать как распределяются давления при движении смолы. В местах входа смолы давление в смоле почти выравнивается с атмосферным, поэтому если в таких местах укладка имеет упругость, то она разожмется и затянет туда много лишней смолы. Поэтому делают каскадную пропитку, а после еще можно и отсасывать лишнюю смолу подсоединив вакуум к трубкам подачи. Правда это редко практикуют. Тут много от свойств смолы зависит. И вот как раз здесь опасны складки, в них тоже давление быстро выравнивается и они стихийно расширяются и еще больше пропускают смолы.

Из своих наблюдений пришел к выводу, что стремиться к очень "сухому" ламинату с минимально возможным количеством смолы делает композит хуже. Немного лишней смолы веса добавляет не много, поскольку смола очень легкая, прочность не уменьшает вообще, а жесткость композиту добавляет существенно, и прочность на раздир так же увеличивается.
 
Тут ведь еще какое дело. Часто ручную пропитку потом все равно укладывают под вакуум, и по сути все мероприятия приходиться проводить как и при инфузии, только теперь уже время критично. Поэтому инфузией, я считаю, стоит заниматься. Но результат сильно зависит от качеств материалов, как это не банально.
У меня на лопасть вертолета при инфузии уходил день, а при ручной укладке 3 дня. И это очень тяжелая работа - ручная укладка. И главное вредное, особенно для рук, как не защищайся.

Тут говорили, что инфузия хороша для толстых слоев. Ничего подобного, и один слой прекрасно пропитывается.
Вот с сетками не работал, возможно поэтому и воевал с проблемами.
 
Последнее редактирование:
Я работал. Инфузия имеет смысл при сложных или крупных изделиях, когда ручная формовка или не прокатывает по времени жизни смолы, или очень трудоемко и напряженно.
Или если ткани очень рыхлые из комплексных крученых нитей, такие ткани имеют большую упругость в толщину и заставляют при ручной укладке добавлять слишком много смолы. Положишь меньше, будет завоздушенность, которую потом не уберешь ничем, ни вакуумом, ни прокаткой. В этом случае лучше потом лишнюю смолу выгнать или отсосать. Есть ткани из микроровинга (не крученые), вот те очень удобны при ручной формовке.
Лучше использовать специальную технологическую оснастку (пленки, сетки, трубки и т.д.) Особенно пленка, про полиэтилен забудьте если хотите результат. Во первых полиэтилен пропускает воздух через себя, особенно при повышенных температурах, во-вторых, она очень не прочная, а прочная (толстая) создает грубые складки по которым потом обходными путями идет смола и блокирует островки непропитки.

Следите за тем, чтобы не было пустот в сложных местах (углах и т.д.) под вакуумом т.е. весь объем должен быть заполнен тканями и проч. Как это не странно, но такие пустоты смола не заполнит, даже не надейтесь, там так и останутся крупные пузыри. Все должно быть тщательно прожато механическим способом, вакуум в углах сам не прожимает укладку.
И самое главное, вы должны понимать как распределяются давления при движении смолы. В местах входа смолы давление в смоле почти выравнивается с атмосферным, поэтому если в таких местах укладка имеет упругость, то она разожмется и затянет туда много лишней смолы. Поэтому делают каскадную пропитку, а после еще можно и отсасывать лишнюю смолу подсоединив вакуум к трубкам подачи. Правда это редко практикуют. Тут много от свойств смолы зависит. И вот как раз здесь опасны складки, в них тоже давление быстро выравнивается и они стихийно расширяются и еще больше пропускают смолы.

Из своих наблюдений пришел к выводу, что стремиться к очень "сухому" ламинату с минимально возможным количеством смолы делает композит хуже. Немного лишней смолы веса добавляет не много, поскольку смола очень легкая, прочность не уменьшает вообще, а жесткость композиту добавляет существенно, и прочность на раздир так же увеличивается.

Тут ведь еще какое дело. Часто ручную пропитку потом все равно укладывают под вакуум, и по сути все мероприятия приходиться проводить как и при инфузии, только теперь уже время критично. Поэтому инфузией, я считаю, стоит заниматься. Но результат сильно зависит от качеств материалов, как это не банально.
У меня на лопасть вертолета при инфузии уходил день, а при ручной укладке 3 дня. И это очень тяжелая работа - ручная укладка. И главное вредное, особенно для рук, как не защищайся.

Тут говорили, что инфузия хороша для толстых слоев. Ничего подобного, и один слой прекрасно пропитывается.
Вот с сетками не работал, возможно поэтому и воевал с проблемами.

Спасибо, очень полезная информация!
Если не секрет, какой смолой пользовались?
 
Если не секрет, какой смолой пользовались?
ЭД-20 с ТЭАТ-1 при температуре 80 град. Вся лопасть укладывалась, помещалась в автоклав, нагревалась и лишь через 4 часа после запечатки подавалась смола. Вся сложность была в том, что я никогда не видел как там что пропитывается, что происходит, поэтому долго делал одни и те же ошибки.
В самом начале пробовал жидкую смолу, толи Sin-20, толи Sin-19, уже не помню, но лопасти с этой смолой у меня провисли на автожире. Поэтому больше не экспериментировал с жидкими смолами.

Ну и в лопасти невозможно было сделать полноценную структуру инфузии, а именно: Укладка на поверхность матрицы, поверх укладки отдирашка (она предназначена пропускать воздух, но не смолу), дальше жертвенный слой или специальная дышащая сетка, и только потом вакуумная пленка. Такой пирог внутри лонжерона вместе с оправкой не помещался. С самолетами, конечно, все намного проще.

И еще один маленький секретик. Как известно, уже отвержденная смола плохо склеивается свежей смолой. Но если добавить в смолу гипс от 50 до 100% по массе, то адгезия увеличивается в разы. По крайней мере с отвердителями ПЭПА, ТЭТА работает хорошо и в сочетании с пластификаторами. Гипс, как я понял, не просто является наполнителем, а вступает в химическую реакцию со смолой, немного ее разжижает и вначале идет небольшое пенообразование и нагрев (если в больших количествах). Но возможно прочность, текучесть в твердом виде смолы будет снижена. Поэтому применять чисто как клей, тонким слоем, и проводить собственные испытания обязательно.
 
Следите за тем, чтобы не было пустот в сложных местах
Немного уточню.
Чтобы лучше понимать, что пропитается под вакуумом, а что нет, надо просто представить, что укладка пропитывается чисто капиллярным эффектом. Т.е. если где-то не плотно, то там обязательно будут пустоты или непроклей. Мнение о том, что смола заполняет вакуум, весь объем что под пленкой - не работает.
 
Назад
Вверх