"""От имени Верхнехавского Атск члена альянса ФПС РФ мы рады приветствовать вас на борту комфортабельного лайнера-Бланера...""" у меня так начинается отпуск - ну почти что "ол инклюзив"...
В прошлом сентябре отлетав программу первого года за 14 дней уже начал парить и пытаться летать маршруты.
На этот год план был фантастическим- за 10 дней закончить маршрутную подготовку и вылететь на "белой птице"...
Надежда успеть это сделать была, но в основном вся надежда была на команду АТСК, так как чтобы решать такие задачи надо "летать, летать и летать" как завещал нам...
Сегодня пожалуй только команда ВерхнеХавского АТСК может обеспечить такие полеты. Были дни когда полёты организовывались со мной одним. Для сегодняшней ситуации, когда курсанты платят за полёты и ограничены во времени самое главное это как говорили командиры: "каждый день и полёт положить в копилочку".
К сожалению не получаются "полёты выходного дня" - нет ни выходных, нет желания и возможности пробиваться сквозь пробки в ближнее подмосковье.
Проще съездить на полёты в хороший клуб где за короткий отпуск "рвануть" методом погружения. Погода тут тоже один главных факторов. Ну и воздушное пространство...
И за такими размышлениями выходит что Усмань опять-таки выгодно отличается от всех остальных.
Скажу что выполнить план программы 3 КУЛП "маршрутная подготовка" да ещё вылететь на Янтаре и всё за 10 дней это почти нереально, но однако ... ТА-ДАМ...всё получилось.
По опыту прошлой жизни в гостинице сразу решил жить на аэродроме. Красиво, тихо, комфортно и бесплатно.
10-15 тыс потраченные на гостиницу и еду это больше 10 часов полётов. Мне как парапланеристу привычно жить на выездах в палатке (я так несколько лет живу во всех отпусках) , а тем более что едешь на машине и возможно взять всё что надо и сделать себе комфорт 5*****.
Тем, кто соберется жить в палатке могу сказать что вода на аэродроме есть, дровишки есть, в 10 минутах город с магазинами вполне современный- всё есть.
Места много, воздух свежий - отдохнуть от города и людской толкучки полезно любому горожанину.
Дорога до Усмани пожалуй проще чем во многие другие места. Трасса М4 летит, много платных участков с разрешенной скоростью до 130 и пустой дорогой - пусть это выходит в 200-300 рублей но зато ехать и свободно и приятно.
Кто поедет внимательно посмотрите дорогу - в Хлевном есть поворот с М4 на Усмань и выходит на въезд в Усмань прямо возле аэродрома. Так возможно сэкономить прилично времени - только желательно проехать днём так и дорога красивая и ночью будет страшновато, а так дорога хорошая и машин нет.
С утра следующего дня начали полёты - один день на ввод в строй и уже пошел по программе.
Из старогопредстояло вспомнить как садиться на площадку из нового научиться летать маршруты.
Посадка на площадку оказалась действительно необходимым навыком так как для планериста это просто спасение. Сделал несколько посадок на различные площадки в контрольных и тренировочных и не ожидал, что это пригодится.
У меня две "боевых площадки".
В следующем полете после самостоятельного полета с посадкой на площадку я конечно собирался "долго, красиво и высоко" парить. Но произошло как говорит буксировщик Алексей "падение Протона".
Отцепился в потоке причем на втором вираже через поток в наборе +4+5 вместе с самолетом и на высоте 750м. Отцепился, закрутил но что-то как-то не очень - начал ходить ведь поток он вот здесь, его место совершенно очевидно отмечено на земле. Однако потока нет а есть минус и минус не шутя давит к земле и попытки что-то найти приводят к "обработке минусов". Есть второй вариант - вернуться в другой поток, что заметил на проходе. Но нет высоты 600-500м, а минус -2-3 везде там где были потоки...
400-300 нет ничего рядом а дальше уже не улететь. Оказавшись в такой ситуации сразу оценил что почти подо мной площадка которая проверена уже тремя посадками. Практически на 4-ом развороте площадки осмотрел еще несколько вариантов и нашел только минус. "Сливает" просто безжалостно... а-а-а... выпускаю закрылки-интерцепторы - сажусь. Полет занял 5 минут !!!
Видимо это был довольно большой пузырь, который поднялся, а ниже оказался обширный слив. Так как это было в начале дня на малой высоте еще не было сформированных потоков а было перемешивание -\+.
Садился ещё на площадку в Верхней Хаве - пришел туда случайно - хотел "перевисеть" погоду на солнечной стороне когда Усмань накрыло облаком. Висел над лесом на высоте 1200 довольно долго в нулях на солнечной стороне облака. Потом решил пойти на поля так как их довольно долго грело. Но там ничего не оказалось. Дрейфовал к Хаве в надежде на элеватор и "указатель потока" дым от маслозавода. Но слив из-под облака и пелена убила термичку. Пришел на асфальтовую полосу и долго выживал над полями в створе полосы. Когда есть ВПП то кувыркаться возможно до предельных высот.
Сел на ВПП - оказалось что на асфальте Бланик не тормозит и я обьезжая выбоины в асфальте прокатился половину полосы.
Приехал Антон АНТ44 - он в окно офиса видел пилотаж на малой высоте.
Набежали местные дети - мы осмотрели полосы, оттолкали планер. Буксировщик сел на грунт - грунт только что обработан до состояния газона на гольфполе, выглажен и засеян и поэтому я не смог его опознать как ВПП, а решил что это поле.
Взлетели с асфальта - так быстро я еще не взлетал наверное и 100 метров не пробежали.
Хорошо иметь проверенные полосы тем более что размеры 20х400 метров вполне приличного асфальта.
Сложно было проникнуться идеей полета на планере по маршруту. Полёт на параплане несколько отличается и первоначально пришлось привыкать к широким возможностям и иной тактике.
Спасибо Александру за науку. Придется еще много учиться, но некоторые моменты стали понятны и дело пошло.
Хоть у меня еще не было разрешения летать маршруты я летал до 40 км от аэродрома с обязательством иметь высоту для долёта из любой точки. Конечно помогла погода- база 2600, 2800 метров и потоки +3+5.
Фактически я несколько дней летал маршруты до 80-100 км и даже начал летать на скорость получая неплохую среднюю скорость.
В день зачетного полёта погода поменялась - база 1000-1200, рабочая высота 800-1200 и маршрут 120 км треугольник по ветру. Летелось сложно, не хотелось рисковать но и зависать не хотелось получилось больше 2 часов. Иногда получалось лететь под облаками, иногда облака строили мосты в направлении маршрута.
Приехали выигравшие всё что возможно на соревнованиях в Орле "акскалы", привезли мне "белую птицу".
ЯНтарь мне очень понравился сразу - красавец, простой и понятный. Собрали, я познакомился.
Выполнил 3 зачетные круга на Бланере - не очень удачно так как привык и научился садиться на минимальной скорости с крутой глиссады, а надо привыкать по пологой на высокой скорости.
Выпустили на Янтаре. Погода сложная резкий порывистый ветер на высоте до очень сильный.
Взлёт и посадка пока не очень понятно тем более что колбасило на буксире так, что я раньше такого не видел. Взлёты и посадки постепенно стали немного лучше после зоны и трех кругов, но я решил что задача выполнена и пока хватит пугать себя.
Янтарь очень понравился- летать на нем (если нес считать взлёта-посадки) проще чем на Бланере. Пока непонятно как летать в потоках - надо привыкать к ощущению планера, к его поведению.
Очень запомнилось частое выживание на малой высоте - волнительные моменты когда приходится собрать смелость и волю и терпеливо нащупывать выход.
Много раз случалось так что по рассчёту до определённой критической высоты (когда надо поворачивать на базу) оставалось 100-50 метров и вот по рассчету здесь должен быть поток. Вот здесь, вот сейчас...ааа... НЕ-Е-Е-ЕТ!!!! ...
а, фу, слава богу...
Постепенно чутье работает всё лучше и уже позволяет приходить с малым запасом и попадать точнее.
Но всё равно сохраняется интрига, на малой высоте нужен "волшебный пендель", помогают птицы, костры, горящие мусорки и пашущие трактора.
Летал с орлами парителями и ласточками, посмотрел как они летают в потоках узнал много нового птичей из жизни.
И просто красивые полёты - были "голубые дни", дни с мощными потоками и высокой базой, ветренные и рваные низкие потоки, дождевые облака и пережидание развития погоды в воздухе.
В среднем получалось набирать до 3-4 часов налета в день.
Воздушное пространство вокруг Усмани позволяет летать почти свободно. На юго-восток и северо-запад пространство открыто. Есть несколько запреток и зон С аэродромов, но в общем хоть облетайся.
На Орел пожалуйста лети и на юг всё свободно.
Долетался что надо внимательно смотреть куда лететь и узнавать активность зон. Стало тесно в районе аэродрома.
Однажды кружась над Завальным на 1500 м и намереваясь лететь в ВерхнююХаву обнаружили довольно близко в 5 км ниже на 300-500 Су-24м на трехминутном интервале по маршруту с полигона. Обычно мы там летаем, а это были выходные и проводились учения "Авиадартс" и ВВС носилась по всем направлениям. Впрочем в те дни нам это не мешало летать - старались просто не прибижаться к границам запретных зон.
В итоге я налетал 28.30 часов 24 часов парения. Пройдено маршрутов 440 км, на самом деле как минимум в два раза больше.
2 разряд !!! 120 км маршрут.
Потрачено 72 тыс, расходы на дорогу-проживание-питание удалось значительно уменьшить.
Конечно не всё получается. Разладились спирали- полетел на Бланике без ниточки и стал пилотировать по "шарику". Как с сороконожкой которая задумалась - начал скользить не туда и инструктор только вздыхал.
Хорошо что есть к чему стремиться, чему учиться есть цель дальше совершенствоваться...