Замечательно, что ОЮП выступает от ФЛА, начит жив курилка!
Прокомментируйте, пожалуйста, письмо отправленное Путину. Если он соберется ответить, то придется опять же обращаться в юридический отдел. Вам, пожалуй, быстрее это сделать. Вы же "в теме"!
" Владимир Владимирович!
Хочу быть пользователем воздушного пространства – другими словами научиться самостоятельно летать на своем самолете, попутешествовать на нем по европейской части России. Приобрел сбор-комплект двухместного самолета у Луховицкого авиазавода два года назад. Заканчиваю в гараже доработки, летом надеюсь опробовать его в воздухе.
Однако, при прочтении Воздушного кодекса, Федеральных правил использования воздушного пространства РФ (Постановление Правительства РФ №1084 от 22.09.1999г, кстати, Вами утвержденного), Пр. Мин.об.РФ №483 и Мин. Транспорта №163 от 30.10.2001г «Об утверждении инструкции по составлению формализованных заявок на использование воздушного пространства…» стало ясно, что я со своим самолетом там не учтен. Точнее, про нас частных пилотов там ничего толком не сказано.
Как говорят знакомые, Федерация любителей авиации (ФЛА) запрещена, руководитель Объединенной федерации сверхлегкой авиации (ОФ СЛА) заболел и некому стало вести организационную работу, РОСТО развалилось полностью. Хорошо, буду самостоятельно разбираться с ситуацией, с электронной почтой очень удобно общаться с чиновниками.
Если не будут отвечать, значит, мои желания столь мелки, что не заслуживают внимания, не столь опасны, как может казаться поначалу. Действительно, если бы это несло угрозу обществу - все было бы расписано, как в США. Пожалуй, у нас надо поступать по здравому смыслу: подальше от людей, не болтая лишнего… У большой авиации свои заморочки, у малой – свои. А хотелось бы, чтобы все было ясно и понятно. Как в США. Почитайте, что пишут бывшие соотечественники:
: Соглашения и умолчания
• Подразумевается, что читающий более-менее знает английский язык (в большинстве случаев перевод английских выражений и наименований даваться не будет)
• Под словом «страна» (и в местах, где «страна» подразумевается), понимается США
• Под словом «иностранное» понимается «вне США»
• 1 Обучение пилота-любителя
Обучиться на пилота-любителя и получить соответствующее удостоверение в США невозможно, потому что там вообще нет такого понятия, как пилот-любитель (это странная российская формулировка). Полный список возможных пилотских сертификатов США выглядит следующим образом:
• Recreational pilot
• Sport pilot
• Private pilot
• Commerce pilot
• ATP (airline transport pilot)
• • CFI (certified flight instructor)
Наиболее подходящим сертификатом для человека, желающего летать частным образом, для себя (в смысле, не зарабатывая при этом деньги) без ограничений, будет Private Pilot License – PPL. Таких людей будем называть дальше «частными пилотами».
Начиная с PPL и выше, нет никаких ограничений на тип воздушного судна, которым может управлять летчик. Естественно, это не означает, что, закончив обучение на двухместной Cessna 150, можно тут же садиться на Боинг. Просто в каждом пилотском свидетельстве указываются классы и категории воздушных судов, которыми имеет право управлять летчик. Полный список категорий и классов можно найти в FAR, примеры могут быть следующими:
• Самолет однодвигательный или многодвигательный, сухопутный или гидроплан
• Планер
• Вертолет
Самый распространенный вариант, когда человек проходит обучение на той же Cessna 150, после чего получает PPL airplane single engine, land. Это значит, что он имеет право летать на любом однодвигательном сухопутном самолете весом менее 12500 фунтов (около 5000 кг). Если самолет тяжелее, или же у него реактивный двигатель, то на каждый такой самолет нужно получать отдельный type rating. Кроме того, есть еще отдельный допуск complex, который нужен для управления самолетом с убираемым шасси и изменяемым шагом винта, и допуск high performance для самолетов с двигателем мощностью более 210 л.с.
Существует три основных варианта получения US PPL:
1. 1.1 Обучение для US PPL «c нуля»
Все требования к летному составу, авиационной технике, обучающим организациям и т.д. очень четко и подробно расписаны в FAR (Federal Aviation Regulations), которые можно найти на сайте FAA (Federal Aviation Administration) – государственной организации, регулирующей деятельность в области гражданской авиации. Сайт находится по адресу www.faa.gov и содержит колоссальное количество полезной и интересной информации (вплоть до полных версий различных авиационных учебников в формате pdf).
Требования к частным пилотам, а также их права, описаны в FAR 61.102 – 61.117. Основные моменты:
• Возраст – 17 лет (16 лет для планеров и воздушных шаров)
• Знание английского языка – средний бытовой уровень достаточен для начала обучения, формальных экзаменов нет
• Сдать теоретический экзамен (written test, подробнее далее)
• Пройти летное обучение (flight training), во время которого приобрести четко определенный набор навыков и умений (подробнее далее)
• Сдать практический экзамен (check ride, подробнее далее)
Главное в системе получения пилотских свидетельств – все очень четко регламентировано и «на местах» никаких проблем с местной интерпретацией законов и правил нет. Если ты сделаешь все четко по шагам, подробно расписанным в общедоступных документах, то результат гарантирован. Кроме того, FAA вступает в игру в самый последний момент – т.е. обучение, как теоретическое, так и практическое, не требует обязательных сертифицированных школ, учебных центров и т.д. FAA появляется только во время check ride в виде экзаменатора, чья деятельность проверяется и контролируется уже очень серьезно.
1. 1.1.1 Теоретический экзамен (written test)
Written test сдается в специальных авторизованных тестовых центрах, множество которых разбросано по всей стране так, что можно быть уверенным, что в радиусе 50 км от любой точки США найдется хотя бы один такой центр. Обычно эти центры располагаются в аэропортах в летных школах, при этом не нужно обучаться именно в данной школе, чтобы воспользоваться ее центром. Стоимость сдачи экзамена около 60 – 100 USD.
Экзамен сдается на компьютере и состоит из 60 вопросов, на каждый из которых даются 3 ответа, т.е. нужно просто выбрать правильный ответ. При этом сложность вопросов сильно отличается от одного к другому, вот два крайних примера:
1. 1. Что происходит с самолетом при отклонении руля высоты вверх:
• • Самолет начинает снижаться
• • Самолет начинает набирать высоту
• • Самолет начинает тормозить
2. 2. Какой запас топлива останется у самолета после полета по маршруту KVDF – KJAX на высоте 5000 футов ? Приложения – прогноз погоды с силой ветра по высотам, карта маршрута, таблицы из POH (Pilot Operation Handbook – руководство по летной эксплуатации).
• • 52 минуты
• • 1 час
• • 1 час 5 минут
Времени на сдачу экзамена дается 2:30, однако, как показывает практика, либо хватит максимум часа полтора, либо уже вообще не сдашь.
Экзамен считается сданным, если правильно ответил минимум на 70% всех вопросов (минимум 42 правильных ответа).
Готовиться к экзамену можно самостоятельно, можно на специальных относительно недорогих курсах (ground school). Вообще, если есть минимальные способности к самообучению, тратить время на курсах нет никакого смысла. Существует масса учебных пособий (в виде учебников, DVD, компьютерных программ), которые позволяют самостоятельно выучить весь необходимый материал часов за 40 чистого времени.
Кстати, вопросы для экзамена (всего их около 600) можно найти на сайте FAA. Кроме того, практически все компьютерные программы для подготовки к экзамену содержат полный набор этих вопросов, и даже эмулируют работу компьютера в центре тестирования, т.е. дома на компьютере можно тренироваться именно в том виде, как это будет при сдаче реального экзамена.
Теоретически, перед сдачей экзамена нужно еще получить запись от инструктора о том, что он тебя подготовил, проверил и решил, что ты готов к сдаче. Практически, если ты подготовился самостоятельно, то в центре просто дадут ответить в тестовом режиме на десяток вопросов, и если все нормально, то любой местный инструктор подпишет эту бумажку.
Готовиться к теоретическому экзамену стоит серьезно, не нужно уповать, что уж 70% правильных ответов легко получить. Во-первых, теоретические знания действительно нужны для полетов, особенно в США, где авиационная система очень насыщенная, но при этом летчик много чего должен решать самостоятельно. Во-вторых, если результаты экзамена будут хорошими (лучше 90%), то это, скорее всего, поможет при сдаче финального экзамена (check ride), так как человек, принимающий экзамен (designated examiner) будет меньше задавать вопросов на устной части check ride.
2. 1.1.2 Летное обучение (flight training)
Разделы FAR 61.107 и 61.109 очень четко и подробно расписывают, чему должен учиться студент во время обучения, например:
• • Подготовка самолета к вылету
• • Маневры относительно точки на земле
• • Аварийные ситуации и т.д.,
а также какой минимальный налет по категориям должен быть у студента перед сдачей check ride, например:
• • минимум 40 часов общего налета
• • минимум 10 часов самостоятельного налета
• • один полет по маршруту длиной минимум 100 nm (морских миль)
• • минимум 3 часа подготовки непосредственно к check ride, и т.д.
Не нужно концентрироваться на цифре 40 часов общего налета, пока не будет пройдено все, что указано в FAR, и инструктор не будет более-менее уверен в вашей способности пройти check ride, он просто вас к нему не допустит. Реальная цифра – ближе к 60 часам.