Всем кто строит, или будет строить вертолёт

Те кто пытается изготавливать лопасти несущего винта самостоятельно часто интересуются,
каким образом добиться нужной центровки профиля не изготавливая многочисленные опытные образцы.
Сам по себе процесс этот довольно трудоёмкий и отнимает очень много времени, но существует другой
метод, для этого необходимо лишь освоить любую компьютерную программу по созданию объёмных объектов.
Наиболее используемые это AutoCad, Компас, Solid Edge и другие.
Метод основан на том, что мы создаём по координатам профиль лопасти и затем вписываем в него все
её основные элементы - лонжерон, противофлаттерный груз, пенопластовый заполнитель, хвостовой стрингер
и обшивку. После этого каждому элементу придаётся объём, то есть каждый элемент лопасти выдавливается
на высоту пропорциональную удельному весу материала из которого он состоит.
К примеру сосновый лонжерон выдавливается на высоту 0,52 мм. а пенопластовый заполнитель на высоту 0,08 мм.
свинцовый грузик на высоту 11,34 мм. и так далее. Делается это для того, что бы выдаваемые компьютером
цифровые значения объёма не приходилось перемножать на удельный вес материала, их можно сразу использовать
для вычисления момента создаваемого каждым элементом относительно указанного центра тяжести.
В объёме профиль лопасти принимает вид указанный на последней картинке.
 

Вложения

  • 1q.JPG
    1q.JPG
    37,4 КБ · Просмотры: 113
  • 1z.JPG
    1z.JPG
    38,5 КБ · Просмотры: 128
  • 3z.JPG
    3z.JPG
    64,8 КБ · Просмотры: 113
В каждой компьютерной программе для моделирования, имеется функция определения основных характеристик
указанного тела, то есть она выдаёт значение площади сечения, объём, расположение центра тяжести по
всем трём осям, моменты инерции и прочие характеристики. Нас интересуют лишь два значения, это объём
и расстояние до центра тяжести по оси Х. Поскольку у нас все элементы профиля имеют объём пропорциональный
удельному весу материала, то мы просто перемножаем значение объёма на расстояние по оси Х и получаем
момент. Проведя вычисление для всех элементов мы сравниваем значение моментов спереди и сзади от требуемого
центра масс профиля. Эти значения должны быть равны, либо чуть больше в передней части, что гарантирует
расположение центра тяжести в указанной точке. Для примера показаны данные для противофлаттерного грузика,
массу этого элемента = 881 умножаем на плечо по оси Х = 41,59мм. и получаем момент который он создаёт - 36640 у/е.
Сумма моментов всех остальных элементов профиля должна быть равна, или чуть меньше этого значения.
 

Вложения

  • 2z.JPG
    2z.JPG
    95 КБ · Просмотры: 110
Я упустил одну тонкость, на объёмном рисунке профиля высота противофлаттерного грузика указана 7,59 мм.
хотя удельный вес свинца равен 11,34. Дело в том, что грузик из свинца никогда не используется целиком на всей
длине профиля, это сложно и неудобно технологически. Обычно свинец разделяется на участки длиной 100-200мм.
с разделителем упором из текстолита, или твёрдых пород дерева. Участки эти чередуются до половины размаха лопасти
с концевой её части и удельный вес их представляет среднеарефметическое значение удельного веса свинца и удельного
веса текстолита. В моём случае это пять частей свинца 11,34гр/см. и три части текстолита 1,35гр/см. что в итоге и даёт
7,59 гр/см. Это удобно при подгонке, нет нужды каждый раз изменять и перерисовывать размеры сечения профиля,
достаточно изменять относительный удельный вес, меняя длину свинца и длину текстолита.
 

Вложения

  • 65_008.JPG
    65_008.JPG
    136,7 КБ · Просмотры: 108
Я упустил одну тонкость,

Дима, человечество уже почти 30 лет использует САПР, а ты нам рассказываешь как правильно проектировать лопасть.
 


Причём тут человечество?

На этом форуме больше восьмидесяти процентов в авиации нивзубногой.
 
На этом форуме больше восьмидесяти процентов в авиации нивзубногой.

Да бесят некоторые люди,
которые только вчера  открыли
для себя зубило и молоток,
а сегодня начинают этому учить других.

Я заметил, что за последние
пару- тройку лет, народ здесь
здорово подтянулся в плане
образованности, и не только
грамматической, но и технически.

Наверно сказалось доступность
интернета.

Зря ты так, Славик, меня радует
знание  народом Авиации на этом форуме.
 
Да бесят некоторые люди,
которые только вчера  открыли
для себя зубило и молоток,
а сегодня начинают этому учить других.
А Вы выложите тоже что нибудь полезное,зачем ерничать? Мне интересно то, что делает Дмитрий. Он один из тех, кто реально что-то делает не только на "клаве".
 
У меня есть такой вопрос к собравшейся публике: От чего подобрать шестерни для редуктора ХВ? Передаваемая мощность не более 5л.с., передаточное 1:1. Всем хороши шестерни от японских лодочных моторов, но у них i=2 и более. На заказ делать, так у нас в лучшем случае на зубофрезерном нарежут и закалят, ни о какой шлифовке поверхностей зубьев и речи нет. Помогайте.
 
а от лодочного мотора не подойдёт? На современных и муфта обгонная есть... он, правда, понижает...
 
  От МП "Урал", правда i=1,6, но редуктор хорош, до 9...10 л.с. пропускает уверено.
 
У меня есть такой вопрос к собравшейся публике: От чего подобрать шестерни для редуктора ХВ?

Серьёзные шестерёнки можно здесь заказать: http://www.giden.ru/shesterni
Не знаю только какая цена на них сейчас, лет семь назад я обращался к ним по поводу стоимости
и мне пришел ответ, где была указана цена за пару 19700 руб. Это быстро охладило мой пыл.
Но попытаться стоит, дело в том, что в те жирные для власти времена существовала целая армия посредников,
они безбожно накручивали цены, причём посредничество было многоступенчатым.
Сейчас же, несмотря на падение курса рубля, цены на импортные комплектующие стали ниже из за отсутствия
многочисленный "паразитов", я сужу об этом по ценам на шарнирные головки и сферические подшипники скольжения.
В сравнении с теми далёкими годами их цена стала почти втрое меньше.

Так возьмите одинаковые шестерни от двух редукторов и будет аж два комплекта 1:1. 

К сожалению так сделать не получится, дело в том, что шестерни имеющие передаточное число отличное от 1
имеют разные углы зацепления и даже если шестерня имеет прямой зуб, угла 90 градусов между ними уже не будет.
Шестерёнки с круговым зубом вообще не войдут друг в друга, ведь у одинаковых шестерёнок зубья будут перекрещиваться.
Я когда то пытался изготовить редуктор на базе шестерней от лодочного "Вихря" остались до сих пор наброски.
Там видно, как отличаются углы на ведомой и ведущей шестерёнках.
 

Вложения

  • SHesterni_Vihr_2.JPG
    SHesterni_Vihr_2.JPG
    93,1 КБ · Просмотры: 129
  • SHesterni_Vihr_.JPG
    SHesterni_Vihr_.JPG
    148,5 КБ · Просмотры: 138
  • Foto0416G.jpg
    Foto0416G.jpg
    104,1 КБ · Просмотры: 130
Вчера обработал и подогнал торцы лопастей под крепление законцовок, законцовки
выполнены из сосны и взяты от этих же лопастей в семиметровом их варианте.
 

Вложения

  • Lopast_3.jpg
    Lopast_3.jpg
    171,4 КБ · Просмотры: 108
  • SG202467G.jpg
    SG202467G.jpg
    196,2 КБ · Просмотры: 114
  • SG202471G.jpg
    SG202471G.jpg
    146,6 КБ · Просмотры: 136
Здравствуйте Дмитрий!
Расскажите, а если можно покажите, с помощью чего Вы балансируете лопасть, что бы расчётные 24% сохранялись на обеих лопастях.
С уважением.
 

Вложения

  • 1z_001.JPG
    1z_001.JPG
    40,2 КБ · Просмотры: 108
От собравшейся публики прошу конструктивной критики на проектируемый мною вертолёт. Одноместный, классической НВ+ХВ компоновки. СУ ротакс 582, трансмиссия двухступенчатая i=12, ремённая и конический редуктор, НВ 6,5м. В качестве главного редуктора планирую применить редуктор переднего моста от а/м Сузуки Джимни. Он идеально подходит по мощности, имеет ал. корпус, отменное японское качество, большой выбор передаточных чисел шестерён. Втулка НВ Exec 162 с пропорциональным уменьшением некоторых размеров. Рама частично из труб 30ХГСА, частично из Д16Т. Как то так.
 
От собравшейся публики прошу конструктивной критики на проектируемый мною вертолёт. Одноместный, классической НВ+ХВ компоновки. СУ ротакс 582, трансмиссия двухступенчатая i=12, ремённая и конический редуктор, НВ 6,5м. В качестве главного редуктора планирую применить редуктор переднего моста от а/м Сузуки Джимни. Он идеально подходит по мощности, имеет ал. корпус, отменное японское качество, большой выбор передаточных чисел шестерён. Втулка НВ Exec 162 с пропорциональным уменьшением некоторых размеров. Рама частично из труб 30ХГСА, частично из Д16Т. Как то так.

Для начала, откройте свою собственную ветку.

И будет Вам критика.
 
Расскажите, а если можно покажите, с помощью чего Вы балансируете лопасть, что бы расчётные 24% сохранялись на обеих лопастях.

Вероятно меня не очень поняли.
Смысл компьютерного моделирования в том и состоит, что создав модель с нужной точкой балансировки
вам нужно лишь изготовить лопасть с полученными размерами всех её составных частей, если размеры
будут выдержаны, то центровка будет находиться именно в той точке которую вы рассчитали.
Если лопасти изготавливаются одновременно, то расхождения между ними мизерные и их можно не учитывать.
Из практики лишь могу добавить, что компьютерная модель и реальный объект это всё таки разные вещи
и при изготовлении центровка как правило стремится уйти назад, а потому следует рассчитывать центровку
не на 24 процента, а на 23, или даже 22 процента. Вперёд она никогда не уходит.
Свои лопасти я считал на 23 процента, а получились они на 24.
Отрезанный кусок хорошо это показывает.
 

Вложения

  • Lopast_.jpg
    Lopast_.jpg
    194,1 КБ · Просмотры: 109
Когда взялся за приклеивание законцовок выяснилось, что эпоксидка которой я клеил лопасти пришла
в полную негодность и стала напоминать по внешнему виду и консистенции парафин.
Хранилась она около трёх лет, на заводе у меня стоит банка с ЭД-20 которой уже второй десяток пошел
и она до сих пор работоспособна. Может быть разные марки.
Пришлось срочно бежать в магазин за клеем.
Так как упор для свинцового грузика на лопасти был отрезан, то для его дополнительной фиксации пришлось ввернуть
ещё винт, а законцовки крепятся теперь не только на клею, но и дополнительным мощным саморезом.
 

Вложения

  • Lopast_2_001.jpg
    Lopast_2_001.jpg
    203,1 КБ · Просмотры: 131
  • SG209162G.jpg
    SG209162G.jpg
    156,8 КБ · Просмотры: 133
Добрый день Дмитрий и коллеги. Дмитрий, а не проще все таки было сделать груз отдельно, на кронштейне, вынесенный вперед лопасти? Да, еще вопрос не по теме: а собачка другая?
 
Мне кажется выносной груз применяют лишь на автожирных лопастях, там нагрузки меньше гораздо.
Я лично и в этом варианте не вижу никаких проблем и сложностей.
Собачки в гости пришли гаражные, наверху жарко было, а внизу прохлада.
А свою да, похоронил прошлой весной и операция не помогла, через десять дней умерла.
Одиннадцать лет ей было.
 

Вложения

  • 12hg.jpg
    12hg.jpg
    182,5 КБ · Просмотры: 104
Назад
Вверх