а потом была втулка несущего винта Бреге Дюран....
Теперь взглянем на устройство и работу механизма тянущих винтов, благодаря которому обеспечивается устойчивость и поступательное движение геликоптера Бреге-Доран и осуществляется управление им. Заметим, что на этом устройстве влияние автожира весьма заметно, чего, впрочем, не отрицает и сам Бреге.
Каждая лопасть (каждого из двух винтов) присоединена к втулке посредством кардана, состоящего из двух шарниров — горизонтального и вертикального. Упрощенная перспективная схема карданного соединения лопасти со втулкой дана на фиг. 165. Мы видим, что лопасть может свободно подниматься и опускаться, вращаясь вокруг оси ХУ, т. е. оси горизонтального шарнира (ось вертикального шарнира ради простоты схемы не показана). Кроме того, лопасть может поворачиваться около своей продольной оси (лонжерона), вращаясь в муфте М, изменяя таким образом свой угол атаки. Посредством выступа В и стержня АВ лопасть соединена с точкой А (допустим сначала, что точка А неподвижна).
Фиг. 165. Упрощенная схема карданного соединения лопасти со втулкой у геликоптера Бреге-Доран
Предположим, что лопасть в полете оказалась под действием случайного восходящего потока. При этом подъемная сила лопасти увеличится, и лопасть, повернувшись около оси ХУ, несколько поднимется, как это и показано на нашей схеме. Нетрудно понять, что благодаря рычагу АВ (точка В — шарнир) лопасть, вращаясь в муфте М, несколько повернется около своего лонжерона и угол атаки лопасти соответственно уменьшится. Тем самым будет уменьшена и подъемная сила лопасти, и, следовательно, действие восходящего потока будет парализовано.
Наоборот, если под действием случайного атмосферного возмущения подъемная сила лопасти уменьшится, то лопасть опустится; нетрудно увидеть, что при этом угол атаки ее увеличится, а следовательно, увеличится и подъемная сила.
Итак, даже при неспокойной атмосфере (рему, порывистый ветер) подъемная сила лопастей (обоих винтов) автоматически регулируется и остается все время более или менее постоянной. Заметим, что благодаря карданному соединению лопастей с втулкой последняя не испытывает изгибающих моментов (т. е. вредных напряжений).
Таким образом, описанное устройство представляет собой не что иное, как автоматический регулятор углов атаки лопастей.