Любое дело, которым занимаешься продолжительное время, должно иметь логическое завершение. И теперь хочется подвести черту под проектом, явившимся реализацией моей детской мечты. Не могу сказать, что строительство шло в каком-то порыве, как раз наоборот, неспешно и достаточно размеренно. Были моменты, когда по месяцу – полтора не заходил в мастерскую. Иногда приезжали друзья помочь и поставить пару своих именных заклепок, иногда ребята из Цетус Аэро, что сразу придавало ускорение. В строительстве приняла участие вся семья. Жена помогала и словом и делом, а когда и чай с плюшками в гараж приносила. Старший сын тоже, так просто мимо не проходил, по его разумению все это было круто, даже слишком, хотя не очень укладывалось в стратегии компьютерных игр. Однако, самый большой интерес к строительству проявился у младшенького сынишки Максимки, которого из гаража вытащить по доброй воле нереально. Полагаю, не каждый мальчишка в два с половиной годика вам покажет где у самолета элерончики, где закрылышки , хвостик и моторчик, и как включаются навигационные огонечки. Любимое занятие - забраться в кабину, включить оборудование и слушать, как дяди в самолетах разговаривают. « Москва-контроль» и «Внуково - круг» для него это как Степашка с Хрюшей. Вот это наш Человек!
В процессе работы над самолетом я не раз задавался вопросами:
- Какие косяки есть в конструкции планера?
Читая инфу по китам для сборки в интернете, у меня сложилось впечатление, что многие из них сырые и требуют значительной доработки. Конструкция RV, несмотря на свою сложность, и достаточно высокие требования к квалификации сборщика не выявила каких-либо ошибок в чертежах и деталях, кроме одной. Упоры крайних положений руля направления пришлось сделать нечертежной формы, для того чтобы они нормально выполняли свое назначение. В объеме всей конструкции это фигня. Не зря Van’s практически ежегодно вносит мелкие изменения в чертежи планера, тем самым, годами вылизывая конструкцию. Все изменения, соответственно, перечислены в чертежах. Мо-лод-дцы!
- Изменил бы я что-нибудь в конструкции самолета?
Это такой своеобразный взгляд инженера - бауманца. Практически ничего кроме, ... поменял бы систему крепления консолей крыла к центральной секции лонжерона, а именно вынес бы весь крепеж наружу фюзеляжа. Собственно, так это было сделано на RV-10, а теперь и на RV-14. Тогда нет необходимости разбирать весь салон и корячится в нем как Квазимодо для того, чтобы пристыковать/отстыковать крыло к фюзеляжу. Увеличился бы зазор между краем обшивки крыла и фюзеляжем, а это плюс в обслуживании коммуникаций крыла.
- Что бы я сделал по-другому, если заказывал бы 9-ку и строил бы ее снова?
1. Меньше читал бы отчеты американских строителей RV (это также справедливо для этой темы на Форуме) и больше оригинальную инструкцию по сборке;
2. Сначала заказал бы у Van’s Practice Kit и научился бы правильно клепать; http://www.vansaircraft.com/cgi-bin/store.cgi?ident=1347012929-124-204&browse=misc&product=toolbox или
http://www.vansaircraft.com/cgi-bin/store.cgi?ident=1347012929-124-204&browse=misc&product=training-project
Результатом такого моего самоуверенного пренебрежения явились дефекты и ошибки на начальных этапах сборки и клепки. Как истинный перфекционист, я заказывал новые детали и переделывал, неся временные и денежные потери.
3. Заказал бы вариант с хвостовым колесом, чтобы более уверенно заходить на грунтовые аэродромы. Однако, это спорно.
4. Не грунтовал бы листовые детали и много чего еще (только не надо здесь вновь обсуждать тему грунтовки, это всего лишь личное мнение без обязательств).
5. Сделал бы несколько иную систему разводки проводов, хотя разводка на приборной панели выполнена по принципу, plug-and-play всю панель целиком, что в итоге оказалось неплохо, но и не самым оптимальным вариантом. Поставил бы систему Vertical Power вместо морально устаревших АЗСов; http://verticalpower.com/
6. Отказался бы от применения стрелочных и прочих электромеханических приборов в пользу полностью дублированной Dynon Sky View. Цена была бы примерно такая же если не дешевле.
7. Был бы значительно аккуратнее с контролем веса самолета. Моя RV-шка оказалась примерно на 45 кг тяжелее, чем указано производителем кита. Исходя из этого, изменил бы технологию окраски самолета, используя краску без применения финишного лака. Экономия - 10-12 кг веса и немного денег. Впрочем, все килограммы я нашел. Здесь принцип оказался такой: либо ты делаешь рабоче-крестьянский вариант комплектации самолета, включая винт постоянного шага, и укладываешься в заводские параметры, либо делаешь дорогую игрушку и получаешь перевес. Однако, разумный компромисс это не наш метод. Все-таки мудрость приходит с опытом, а опыт в процессе труда – над собой надо еще поработать.
- А на фига мне все это надо было?
«Дорогой, не проще ли нам купить новый самолет?» - первый вопрос моей благоверной, когда она узнала, что я заказал кит RV. Спустя четыре года, я так и не дал внятного ответа ни себе, ни ей на эти два вопроса. В течении этого времени были определенные порывы прикупить что-нибудь готовое и каждый раз, я мысленно бил себя по рукам - начатые проекты надо завершать и желательно, в ограниченный срок, а не разбазаривать семейный бюджет на всякий металлолом. Сейчас периодически борюсь с желанием заказать кит RV-10 - силу воли в себе вырабатываю, однако. Хотя ……., если бы он был с убирающимися шасси …., то шла бы эта воля … лесом! Думаю, для начала надо полетать на своей девятке, а потом, возможно, ответы появятся сами. Наверное, эти ответы будут моей отдельной темой на Форуме.
Альбомы фотографий, относящиеся к строительству моей птички здесь:
https://plus.google.com/photos/103553491525204477189/albums/5748968118491942769?authkey=CJXAkMzcmf-9Xw
https://plus.google.com/photos/103553491525204477189/albums/5748222190596499761?authkey=CLz-uJXWzvrRvwE
https://plus.google.com/photos/103553491525204477189/albums/5619138943769577905?authkey=CKWX1pbmyP6T8AE
https://plus.google.com/photos/103553491525204477189/albums/5748225495836575217?authkey=CIijyYvx7NKX1gE
https://plus.google.com/photos/103553491525204477189/albums/5751995244312204817?authkey=COHJypui__zshQE
https://plus.google.com/photos/103553491525204477189/albums/5782440335680525937?authkey=CNqv6azi76fwvgE