Применение заклепок

КВА

Я люблю строить самолеты!
Самоделки не сверхзвуковые, но иногда нагружаются до потемнения и давления в глазах, надо представлять, где и как заклепки нагружаются и клепать соответственно, как для себя.
 

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
в первом варианте печатное издание,во втором в ручную на печатной машинке.Думаю нужно руководствоваться первым вариантом,оглядываясь на второй.
Я привел выдержку из ПИ-1.2.255-83. Желающие могут найти ее на этом форуме. Это документ, разработанный совместно ВИАМ, ВИЛС и НИАТ обязателен к исполнению на любом авиастроительном или авиаремотном предприятии.
Что касается приведенного выше издания "Клепальные работы" автор Ю.Б.Горюнов, то это пособие для инж.-техн. состава войсковых авиаремонтных мастерских ВВС. У них задачи совсем другие - в случаи получения ЛА повреждений за минимальные сроки и минимальными усилиями вернуть матчасть в строй и как то дотянуть до ближайшего капремонта, который в свою очередь производится предприятием . Т.е все что временно "наклепали" в ТЭЧ будет разобрано, проверено и сделано заново с соблюдением всех необходимых технологий (включая и приведенные выше инструкции по срокам термообработки заклепок).
 

Daos

От модели к планеру!
Откуда
Москва
Мы что, истребитель сверхзвуковой клепаем? В самоделках и не очень... нагрузки на заклёпочное соединение достигают расчетных ( максимальных для заклёпки ) в очень не многих узлах. В большинстве случаев, достаточно вытяжных ( для односторонней клёпки ) как их называют, "строительных" - из сплавов АМг-3,5 или АМг-2,5.
Своеобразный подход к самолетостроению... Русская рулетка:) На самом деле заклепке совершенно безразлично где она установлена - на самодельном пепелаце , на сверзвуковом истребителе или на сковородке. Ее задача воспринимать заданные нагрузки определенное количество циклов. И они это гарантированно будет делать если соблюдены все требования по ее монтажу. Если вы что то упустили или сделали не так, то велика вероятность разрушения заклепочного соединения и ручка вашей сковородки отвалится в самый неподходящий момент.

PS По строительным заклепкам. Да можно если они держат расчетные нагрузки, но надо учитывать, что такое соединение будет с очень низким ресурсом.
 
  • Мне нравится!
Reactions: KBA

Иванов

Мне нравится этот форум!
Откуда
Москва
К такой военной беллетристике надо относиться очень осторожно, Производственные инструкции трактуют ситуация по другому
Посмотреть вложение 455812
Вы знаете, производственные инструкции с размытыми формулировками "...могут иметь...", "...может привести...", " ...рекомендуется..." ( но не обязательно к исполнению ) чаще всего пишутся для того, чтобы снять с себя ответственность.
Причины тому разные: - неграмотность "специалистов" производственников; - отсутствие однозначных гарантий производителя комплектующих ( есть сомнения по составу материала полуфабриката или соблюдению технологии производства ); - отсутствие гарантии соответствия качества комплектующих от поставщика ( отсутствие сертификатов, неизвестный источник происхождения...). Я регулярно сталкиваюсь с этим по работе, так или иначе имеющей отношение к аэрокосмической отрасли...

PS По строительным заклепкам. Да можно если они держат расчетные нагрузки, но надо учитывать, что такое соединение будет с очень низким ресурсом.
Поясню свой личный взгляд на вопрос:
"Очень низким" ресурсом для самодельного самолётика может быть и 15 - 20 лет полётов по выходным дням. По крайней мере, ресурс планера и мотора сопоставимы по часам наработки / налёта. Для самоделок, большего, часто и не требуется.
В коммерческой авиации нагрузки на конструкцию значительно больше, потому и применяют полнотелые заклёпки.
В самолётах взлётной массой менее 1000 кг , за исключением нескольких ответственных мест ( лонжерон, узлы навески оперения, крепления стоек - несколько сотен заклёпок ) нет нагрузок на конструкцию, требующих установки полнотелых заклёпок. В остальном, достаточно алюминиевых односторонних Ф3,2 и Ф4.0 мм. Это примерно 8 - 9 тысяч заклёпок.
Полагаю, что удобство и простота работы ( практичность использования ) вытяжных заклёпок достаточно очевидна. Потому, конструкция большого количества самолётиков любительской постройки и различных наборов адаптированы именно под вытяжные алюминиевые... Про конструктивное удобство применения вытяжных заклёпок можно сказать, что это стало революцией в "Кит-о строении", как и использование цельной сварной конструкции фермы фюзеляжа из прямоугольного ( квадратного ) стального профиля.
 
Последнее редактирование:

t116

Строю самолеты
Откуда
Урал
АГА обрадовались!!! А дальше идет изменение в этой инструкции которое привел Daos
1609932658552.png
 

t116

Строю самолеты
Откуда
Урал
Поясню свой личный взгляд на вопрос:
"Очень низким" ресурсом для самодельного самолётика может быть и 15 - 20 лет полётов по выходным дням. По крайней мере, ресурс планера и мотора сопоставимы по часам наработки / налёта. Для самоделок, большего, часто и не требуется.
В коммерческой авиации нагрузки на конструкцию значительно больше, потому и применяют полнотелые заклёпки.
В самолётах взлётной массой менее 1000 кг , за исключением нескольких ответственных мест ( лонжерон, узлы навески оперения, крепления стоек - несколько сотен заклёпок ) нет нагрузок на конструкцию, требующих установки полнотелых заклёпок. В остальном, достаточно алюминиевых односторонних Ф3,2 и Ф4.0 мм. Это примерно 8 - 9 тысяч заклёпок.
Полагаю, что удобство и простота работы ( практичность использования ) вытяжных заклёпок достаточно очевидна. Потому, конструкция большого количества самолётиков любительской постройки и различных наборов адаптированы именно под вытяжные алюминиевые... Про конструктивное удобство применения вытяжных заклёпок можно сказать, что это стало революцией в "Кит-о строении", как и использование цельной сварной конструкции фермы фюзеляжа из прямоугольного ( квадратного ) стального профиля.
Присоединяюсь. Ни одна строительная заклепка не выпала и не ослабла.

IMG-20200517-WA0001.jpg
 

t116

Строю самолеты
Откуда
Урал
Да сам жду.... интересно. Но там кроме клепки еще и швы проклеены.
 
Народ - подскажите при каком усилии клепается заклепка ф6мм (берем самый крепкий вариант из алюминиевого сплава) у нас ведь больше 6-ки не используются... поэтому такой диаметр интересует. СкоКа тонн нужно? Искал , но точных данных нет 2-3т но нужно точнее
 

iae

Я люблю строить самолеты!
Может быть эта картинка вам поможет?
Усилия при клёпке.jpg
 
Последнее редактирование:
Если есть у кого - можете скинуть "Производственные инструкции (ПИ)" по клепальным переносным прессам" лучше гидравлические. Тут на сайте видел эти "ПИ" и там прямо подробные чертежи были - правда по зенкерам с микроподачей для дрелей. Очень хотелось бы глянуть по прессам гидравлическим.
 

samodelkinn

Хочу в африку!
Откуда
Подмосковье
Если есть у кого - можете скинуть "Производственные инструкции (ПИ)" по клепальным переносным прессам" лучше гидравлические. Тут на сайте видел эти "ПИ" и там прямо подробные чертежи были - правда по зенкерам с микроподачей для дрелей. Очень хотелось бы глянуть по прессам гидравлическим.


Обычно прессы рычажные и пневматические. Гидравлическому, станция нужна, а вручную устанешь качать.
 
Вверх