Raptor project

Thread moderators: А.Веггер

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
Дорогие Коллеги - здесь действительно ребята продвинулись очень далеко и я решил сначала опубликовать текущий непереведенный сюжет. Я обязательно постараюсь перевести его еще до того как уеду в Висконсин. Но пока - просто посмотрите на то что получилось - на мой взгляд очень инетересное решение и прогресс действительно налицо.

[media]https://www.youtube.com/watch?v=7MVJqCDOiQc[/media]

And now with Russian Subtitles:

[media]https://www.youtube.com/watch?v=7cynYo1CS-g[/media]

::) ::) ::)

Королева в восхищении ©2016
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
эти фотки хоть напрямую и не связаны с проектом Раптор - а только косвенно - но я все равно их продемонстрирую именно здесь. Итак - как я уже писал - мы строим здесь в Ошкоше два самолета. Ну не совсем мы - а две команды разбитые по каким то мне неведомым признакам. Один самолетик - это интересная идея Джефа Керло - и именно он и есть ниточка - веревочка к проекту Раптор, а другой самолетик вполне обыкновенный. Но - делается из Углеволокна. Две команды - два самолетика - один канард - другой простецкий ... ну давайте сейчас пока покажу что же там происходит. Под палящим июльским солнцем висконсина установлен тент. Под ним четыре корыта - два черных слева и два красных справа. Две команды - как я уже сказал - одна из одних материуалов делает канард (и я покажу эти материалы) Другая из других материалов делает простой самолетик.
 

Вложения

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
То что здесь строят нечто из реального XXI века я не сомневаюсь. Рассказывает обо всем этом инженер химик который разработал эту технологию для Боинга и 22 года там с этим всем возился и строил Стелс (ну или как там это у них называлось) Во всяком случае его опыт не до конца можно отнести к самодельщикам. И может когда нибудь мы освоим эту технологию. Он показал нам бутерброд из: двух слоев тончайшего углеволокна - внутри которого пропитана пенопластовая прокладка. Я ее называю в переводе "база" потому что в оригинале по-английски этот паролон-пенопласт называют core. Инетерсная особенность этого бутерброда в том что пенопласт-паролон "база" при всей своей пористости кроме того имеет "проколы" насвозь пробитые с частотой ~ 2 см. Резина или эпоксидка, попадая в эти "пробоины" намерво связывает обе карбоновые обшивки этой самой "базы" смотрите что получается
 

Вложения

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
Я приехал в Ошкош в этом году специально посмотреть на работу двух команд - одна из них это команда Джеффа Керло - и мне даже посчастливилось поработать с ним. Другая команда - это команда Питера Мюллера. Я познакомился с обоими. Очень интересные и трудолюбивые ребята. Пока что только замечу это и вечером постараюсь рассказать поболее а пока доложусь что инфьюжн ь это очень чистый и вполне безопасный процесс
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
как я уже писал - мы строим здесь в Ошкоше два самолета. Ну не совсем мы - а две команды разбитые по каким то мне неведомым признакам.
Очень надеюсь мр. Веггер, что вы в этом процессе реально участвовали, от момента подготовки матрицы, до герметизации мешка и постановки под вакуум!  Тогда уже с вами можно будет обсуждать Процессы изготовления пластиковых самолётов из кит-наборов! ;)
То что здесь строят нечто из реального XXI века я не сомневаюсь. Рассказывает обо всем этом инженер химик который разработал эту технологию для Боинга и 22 года там с этим всем возился и строил Стелс (ну или как там это у них называлось) Во всяком случае его опыт не до конца можно отнести к самодельщикам. И может когда нибудь мы освоим эту технологию. Он показал нам бутерброд из: двух слоев тончайшего углеволокна - внутри которого пропитана пенопластовая прокладка. Я ее называю в переводе "база" потому что в оригинале по-английски этот паролон-пенопласт называют core.
Представляете, мр. Веггер, многие читатели и пейсатели данного форума 3-х слойные панели с пенопластовым заполнителем клеили уже лет 30 назад, используя пенопласты ПС IV или ПВХ-80.  А углеткани такие, конечно попробовали недавно- всего лет 5-10 назад. Но некоторые продвинутые читатели и писатели уже поклеили из них 3-х слойные панели с сотовым заполнителем. :)
Эти факты конечно не опровергают "продвинутость" команды Керло.
Я приехал в Ошкош в этом году специально посмотреть на работу двух команд - одна из них это команда Джеффа Керло - и мне даже посчастливилось поработать с ним.
Вот про "поработать" подробнее напишите! Будет сподручнее обсуждать пластиковые кит-наборы. ;)
И вот что получилось сегодня к концу презентации. 
Практически-ничего! Ткани накроили и в матрицу положили.
Это за 1 день?
Подготовительная стадия выклейки. Длится несколько дней. Ещё предстоит заполнитель выкраивать и подгонять. Основной секас впереди! :)
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
[...Очень надеюсь мр. Веггер, что вы в этом процессе реально участвовали, от момента подготовки матрицы, до герметизации мешка и постановки под вакуум!  Тогда уже с вами можно будет обсуждать Процессы изготовления пластиковых самолётов из кит-наборов!...
У меня скорее всего наверное получится отдельный репортаж именно с этой презентации. Кажется ко всему меня снимали он-лайн и заинтересованные в этой технологии люди меня видели. Если Вам интересно найти меня - полистайте фото вот отсюда
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
Дело в том что я снимал ( и конечно же участвовал сам там где менй ане просили) все что мне было вновь. А меня снимала вот эта девчушка. Может быть меня там особо и нет потому как я не был в форме участников забега. Но помагал я на абсолютно всех этапах. И если меня присоединить к аудитории зрителя, то например сегодня я оттуда не ушел пока в мою матрицу (которую я собрал вдвоем с Джефом Керло не стал поступать пластик. Я заснял первые может 10 минут из 22 (это сколько времени нужно чтобы заполнить вот этой вот системой весь мешок вакуумный для пропитки смолой. Представьте себе и подумайте внимательно - в течении 22 минут - одно крыло готово. В течение других 22 минут - пол фюзеляжа, еще через 22 минуты другое крыло и еще 22 еще пол фюзеляжа. Сколько получилось? Верно - если убрать всю говорильню весь эпатаж а просто нам вдвоем с Джефом закладывать в матрицу материал подготовить к прогону и сесть покурить - заняло бы не более 8 часов на целый самолет. И ВСЕ

::) ::)
 

Вложения

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
Сегодня была презентация в Ошкоше самого Питера Мюллера - очень интересный товарисч. Вот он Я у него официально спросил разрешение и прилюдно его получил на транскрипцию передач из его ангара на русском языке. Вполне вменяемый и веселый парень. Больше всего мне понравилась моя фраза его устами в переводе звучащая так: "Я просто мечтаю чтобы кто нибудь украл у менй амою идею и мне не надо было бы все делать самому. Заплатил бы любые деньги чтобы полетать на самолете котрорый я же и изобретаю, не делая при этом всего того что я сейчас делаю"
 

Вложения

KAA

Ненавижу Солидворкс!
заснял первые может 10 минут из 22 (это сколько времени нужно чтобы заполнить вот этой вот системой весь мешок вакуумный для пропитки смолой. Представьте себе и подумайте внимательно - в течении 22 минут - одно крыло готово. В течение других 22 минут - пол фюзеляжа, еще через 22 минуты другое крыло и еще 22 еще пол фюзеляжа.
Мр. Веггер, 22 мин ушло конкретно на что?
Накроить ткань и уложить в матрицу?
Закачать смолу?
Какое кол-во людей работало на 1-й матрице?
По моим понятиям, 22 минуты уйдёт чтобы нанести жидкий разделитель на матрицу и высушить.
К вашему сведению, мр.Веггер, 1 слой 3-х слойки-это далеко не вся деталь! Там ещё пенопластовый заполнитель 21-го в., который также нужно раскроить, подогнать по месту и приклеить. Ну и ещё внутренний слой ткани. ;)
Дело в том что я снимал ( и конечно же участвовал сам там где менй ане просили) все что мне было вновь.
Держали край ткани или плёнки?
"Можно бесконечно смотреть на огонь, воду, и как работают другие." (с) :)
 

Olearius

Я люблю строить самолеты!
Мр. Веггер, 22 мин ушло конкретно на что?
Накроить ткань и уложить в матрицу?
Закачать смолу?
Какое кол-во людей работало на 1-й матрице?
КАА, Вы мне испортили вечер грёз.  :mad: Может здесь, у нас, на иододефиците, оно и делается чуть дольше. А у ...там, всё доведено до автоматизма. Вместо того, что бы перенимать отработанные технологии, мы сомневаемся. Коллега Веггер присутствовал лично, снимал видюху, а Вы сомневаетесь. Вот не надо наше понимание равнять по ихним возможностям  ::) Пусть будет 22 минуты. Дайте мне спокойно подумать один вечер о хорошем.  :) 
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
Вот видите дорогире мои Коллеги -у вас уже появился интерес. Мои ребята (моя команда) вместе со мной все это смотрят он лайн - изучают конспектируют прикалываются с меня что я там "сплю" и ничего не делаю. В реальности - две команды которые представлены на этом участке Ошкоша - состоят из :
1. Расс Манниес + Джефф = оба из Иннегры
2. Джефф Керло - профессиональный самодельщик.

Все остальные так же как и я участвовали в прошлом году в такой презентации и сделали что то сами за этот год. Вчера к примеру - команда (не наша) забыла загермитизировать шланг подачи резины (смолы) - и если бы не Расс - вся работа пошла бы на смарку. Мы с Джеффом в это время паковали крышку самолетика (нашего канарда)

Что там "архи сложного" ? Аж ничего. Имея матрицы (а мы же знаем что матрицы - это собственность производителя китов и сдается в аренду по времени) простой самодельщик выкраивает сам (или просто укладывает уже сделанные изготовителем) ласкутки из карбоноволокна в некоей пронумерованной последовательности. В ОДИНОЧКУ. Выкраивает сам (или просто укладывает уже выкроенные изготовителем) кусочки базы из сотового (или пористого) заполнителя (интересное название - пусть будет такое) . ОПЯТЬ В ОДИНОЧКУ. Устанавливает в определенной последовательности герметик. Разворачивает материалы покрытия в последовательности указанной в инструкции: Ватинчик, сеточка, Пил Плай (где нужна не глянцевая поверхность а места соединений со следующими деталями) . Прокладывает трубчатую систему подачи резины (смолы). В ОДИНОЧКУ. Закрывает это все полиэтиленом одновременно проверяя герметичность соединений пластика с : Матрицой , Подводкой разводкой трубочек, выхода воздуха . Подсоединяет вакуумный насос (тоже взятый в прокат или купленный за 20USD - дело вкуса) . Расходные материалы на одну закладку (которые или моижно самому купить или заказать вместе с матрицей) ~ $30. И включает его первый раз - чтобы убедиться что мешок установлен без подсосов и запакован герметично. Когда все утечки (в данном случае подсосы) устранены и мешок полностью герметически укрывает весь бутерброд на матрице - а проверка предельно простая : закрыл все входы выходы трубопроводов и если через 10 мин не можешь отодрать мешок пластиковый от матрицы - значит все сделал правильно. И вот тут включаешь опять насос но на вход подаешь смолу. И ждешь 22 минуты чтобы перекрыть подачу , запаковать все до завтрашнего дня - начала сборки. Все эти "доводки" сборочные деталюшки - зачистки - конечно будут нужны - но это ... фан на свежем воздухе - когда все остальное уже каменноугольное.
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
Q: Мр. Веггер, 22 мин ушло конкретно на что?
A: На полное удовлетворение вакуумно-герметизированного бутерброда из композитного набора структурной части Авиаизделия (туда же можно залепить все что угодно: Лодки, каяки, обшивку мото и авто изделий - что хотите) смолой
Q: Накроить ткань и уложить в матрицу?
A: Раскрой ткани и укладка - дело самодельщика - сама ткань в матрицу упрямо ложиться не хочет.
Q: Закачать смолу?
A: Именно
Q: Какое кол-во людей работало на 1-й матрице?
A: КВалифицированно это делал один человек - я стоял на подхвате учился и помогал
Q: По моим понятиям, 22 минуты уйдёт чтобы нанести жидкий разделитель на матрицу и высушить.
A: Нет - это было завершение целого процесса (может быть часового может итого меньше) подготовки матрицы к заполнению смолой
Q: К вашему сведению, мр.Веггер, 1 слой 3-х слойки-это далеко не вся деталь! Там ещё пенопластовый заполнитель 21-го в., который также нужно раскроить, подогнать по месту и приклеить. Ну и ещё внутренний слой ткани
А: Весь "бутерброд" от матрицы до вакуумного мешка состоит из:

  • [*]1. Стекловолокно отделяющее матрицу от готового изделия - внешняя "красивая" часть детали
    [*]2. Углеволокно шведской фирмы Textreme в двух исполнениях: а) С тканью Innegra б) Без нее
    [*]3. Пенопластовый сотовый наполнитель который я называю "база" толщиной 8 мм
    [*]4. Внутренний слой Углеволокна - тяжелое много целевое углесила
    [*]5. Пил Плай - для соединения с другими деталями изделия эта поверхность (внутренняя) должан быть шероховатой - не глянцевой - для этого используется Пил Плай - это в общем то нейлон
    [*]6. легкая синтетическая ткань прокладка
    [*]7. Сеточка разделитель в которую продеты трубочки разводки резины
И все это запаковано в герметический мешок для вакуумной формовки (сначала) - имеет смысл дать устаканиться под давлением вакуума часик другой этому бутерброду пока собираешь следующий - крыло к примеру. То есть если у менй аесть 5 матриц - я упаковал первую, включил проверил вакуум - делаю вторую, и так далее пока не упаковал все пять - на это уйдет времени - до обеда. Пошел пожевал че нибудь - замешал смолу, подключил банку к первой , посмотрел что сосет, замешал вторую банку - подключил ко второй , посмотрел что сосет, .... не забываю следить за заполнением первой матрицы... подключил третью четвертую ... выключил первую... выключил вторую... выключил пятую. Выключил свет пошел спать. Наутро начинаю вынимать все из матриц... Это конечно непросто - но с опытом получится.
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
Серъёзную проблему в создании композитных изделий делает погода. Вернее непогода. Когда вчера мы заложили все в бутербродный мешочек , выкачали из него воздух - я ушел раньше как только дождался заполнения моего мешочка - демонстраторы же сидели до 11 вечера пока не доделали самый последний мешок. Н езавидная доля у ребят. Но... к утру стало ясно - что многое пошло не так как ожидалось. Ведь мы все делали на открытом воздухе, под дождем, в повышенной влажности и при пониженной температурке. В общем не все прошло так как ожидалось. Поэтому и был у меня изначально вариант - идея создания передвижной климатически контрольной лаборатории скажем в контейнере. в котором будут находиться все матрицы материал, химикаты и так далее  По требованию контейнер будет доставлен заказчику а после использования - отправлен на склад.

[media]https://www.youtube.com/watch?v=7-ktf1pRYDQ[/media]
 

KAA

Ненавижу Солидворкс!
1. Стекловолокно отделяющее матрицу от готового изделия - внешняя "красивая" часть детали
О! Это говорит о том, что изготовители самолёта знают об необходимости защищать внешние угольные слои стеклом или кевларом! Респект!:)
То есть если у менй а есть 5 матриц - я упаковал первую, включил проверил вакуум - делаю вторую, и так далее пока не упаковал все пять - на это уйдет времени - до обеда. Пошел пожевал че нибудь - замешал смолу, подключил банку к первой , посмотрел что сосет, замешал вторую банку - подключил ко второй , посмотрел что сосет, .... не забываю следить за заполнением первой матрицы... подключил третью четвертую ... выключил первую... выключил вторую... выключил пятую. Выключил свет пошел спать. Наутро начинаю вынимать все из матриц... Это конечно непросто - но с опытом получится. 
ПЦ! Лёгкость в мыслях необычайная!
Что там "архи сложного" ? Аж ничего. Имея матрицы (а мы же знаем что матрицы - это собственность производителя китов и сдается в аренду по времени) простой самодельщик выкраивает сам (или просто укладывает уже сделанные изготовителем) ласкутки из карбоноволокна в некоей пронумерованной последовательности. В ОДИНОЧКУ. Выкраивает сам (или просто укладывает уже выкроенные изготовителем) кусочки базы из сотового (или пористого) заполнителя (интересное название - пусть будет такое) . ОПЯТЬ В ОДИНОЧКУ. Устанавливает в определенной последовательности герметик. Разворачивает материалы покрытия в последовательности указанной в инструкции: Ватинчик, сеточка, Пил Плай (где нужна не глянцевая поверхность а места соединений со следующими деталями) . Прокладывает трубчатую систему подачи резины (смолы). В ОДИНОЧКУ. Закрывает это все полиэтиленом одновременно проверяя герметичность соединений пластика с : Матрицой , Подводкой разводкой трубочек, выхода воздуха . Подсоединяет вакуумный насос (тоже взятый в прокат или купленный за 20USD - дело вкуса) .
(У нас эти насосы стоят 300-400$).
Эти операции по раскрою ткани, укладке её в 1 (одну) матрицу (типа пол-фюзеляжа), подгонке и укладке заполнителя (фаски по кромкам не забудьте), подготовке мешка и инфузионной системы займут полные 3 рабочих дня и всю неделю,если по вечерам.
А потом уже-22 мин.!
Вы этим не занимались мр. Веггер! Всё-таки очень рекомендую поучаствовать в процессе "от и до"! ;)
И ещё, коли взлялись за благородное дело  перевода Ваших учебных Процессов для Нас-дикарей, осваивайте и нашу тех. терминологию. В части композитов она бывает точнее англоязычной.
Так "волокно" (угле или стекло) у нас-однонаправленный материал,применямый обычно  намоткой на болван в разных направлениях. Также для формовки прутков пултрузией. Есть также рубленое спресованное  волокно-"мат", применяемое для изготовления мусорных урн, стадионных сидений и прогулочных судов. 
А есть "ткани"- где волокна или нити сплетены между собой в 2-х осную структуру с равной либо различной прочностью по осям. Есть практически однонаправленные ткани, где волокна основы лишь соединяются утком от распадания на отдельные волокна. А есть нетканые полонища,где волокна 2-х и более направлений соединены прошивкой капроновой ниткой в многоосную структуру-"мультиаксиалки".
Вот не надо наше понимание равнять по ихним возможностям
О как вы правы! (Я ныче шкурил изделие из высокомодульной стеклоткани,она очень колючая,подшкуру залазит очень здорово,что портит характер...)
"...Парррус, порвали паррус"
Каюсь,каюсь,каюсь!..." (с) :-[
 

А.Веггер

БЛОГ Андрея Веггера: vtaircraft.com
....Подсоединяет вакуумный насос (тоже взятый в прокат или купленный за 20USD - дело вкуса) .
(У нас эти насосы стоят 300-400$)....
Коллега КАА - Если мы говорим о передвижной мастерской - идее которую я описал в своей параллельной веточке  - то там вакуумный насос со всеми прибамбасами для закладки в мешок и работе с матрицей - резидентом этого контейнера-мастерской - уже встроен и является частью процесса. Ежели мы говорим просто о домашнем исполнении насосов - то тратить на него 300 400 - даже я не буду. А сделаю что нибудь такое  или такое

[media]https://www.youtube.com/watch?v=oGb-UwAXicI[/media]
 

леха (magnum)

Aeropract.ru
Откуда
Жуковский
Сможете узнать как они после инфузии качество пластика проверяют ?

Как он там внутри пропитался непонятно, может же быть непроклеи ?
 
Вверх