Когда-то, в середине 90-х годов прошлого века....
В клубе СЛА МАИ, компания дельтаплпнеристов, испытывала образцы различной парусной "дакроновой" ткани и ново появившийся, недорогой материал "Пауэр-ЛЛ".
Выяснилось любопытное свойство этого материала, отличавшее его от других. Он накапливал остаточную деформацию, при приложении одной и той же величины нагрузки.
Точных значений нагрузки и величин деформации я не помню, но примерное поведение выглядит таким образом:
При нагружении растяжением полоски шириной 50 мм и длиной примерно 300-400 мм силой, возьмём 25 кг, полоска удлинялась на 1,5 см. После снятия нагрузки, остаточное удлинение было 3 мм. Повторное нагружение силой в 25 кг, вызывало удлинение на те же 1,5 см и остаточное удлинение 3+3 мм. Третье приложение нагрузки в 25 кг, приводило к остаточному удлинению 3+3+3 мм. И так, до разрыва образца.
Ткани "классических" плетений, аналогичной плотности, вели себя, как положено. Остаточная деформация была пропорциональна нагрузке. И не накапливалась при повторяющемся приложении фиксированной величины растягивающей силы.
Меня, тогда, заинтересовали свойства разных тканей. Чтобы получить их характеристики при нагружении в различных направлениях и выбрать ткань, наиболее соответствующую нашим ( дельтапланерным ) потребностям, я отправил два запроса, ведущим мировым производителям этих тканей - в Германию и в Америку.
Немцы прислали ответ на удивление быстро. Через несколько дней, подробно ответили, примерно следующее:
"Наши замечательные ткани... Богатый опыт... Для удовлетворения самых высоких потребностей... Каждая партия проходит испытания и снабжается сертификатом... Укажите, для каких применений Вам требуется наша продукция и мы подберем наиболее соответствующую по характеристикам ткань из регулярно выпускаемого ассортимента. ( широкого применения ).
Для военных и аэрокосмических приложений, мы так же разрабатываем и производим специальные ткани. Вы можете их заказать по специальной цене, под Ваши потребности.
С уважением, ...( руководитель какого-то технического отдела, Такой-То...)."
ОТвет из Америки пришёл недели через три. Был он, примерно, следующим:
" Пожалуйста, укажите, подробно, для какого применения Вам необходима ткань.
С наилучшими пожеланиями: ( Секретарь, Такая-то...).
Вот, такие интересные характеристики тканей "получились".
Из моего опыта эксплуатации дельталетных крыльев, из практически всех, ввезенных на территорию России парусных тканей, предпочтение отдаю старому, "классическому" дакрону, плетеному в гладкое полотно. Он наиболее стоек к нагрузкам и стабилен в эксплуатации.
Крыло "Атом" шили в разное время из разных тканей, разные производители парусов. И летные характеристики таких крыльев, так же, получались очень разными.
Каким, в результате, будет крыло, зависит в равной степени, как от применяемого материала паруса, так и от швейного мастера.