Всем привет!
Значит так. Ротор 7,4м завернули в тряпочку и положили на полочку, с ним всё в порядке. А вот дальше было очень интересно. Сделали ротор 9,1м, причем облегчили его максимально, на грани допустимого. Толщина обкладок лопастей всего 0,5 мм. Ясно, что жесткости на кручение ему явно не хватит, но посмотреть на поведение хотелось.
Всё получилось так, как и должно было быть: при пробежках ротор очень быстро набирал обороты (аж до 400 об/мин), но лететь не желал, даже разгрузка шасси не очень-то чувствовалась. Подъёмная сили лопастей лимитировалась исключительно их упругостью. При увеличении нагрузки задняя кромка сплющивалась и уходила наверх.
Интересно, что в самом начале, когда еще не убрали несоконусность лопастей, во время раскрутки лопасти несколько раз "фыркали", попадая в резонанс с механизмом раскрутки. Когда соконусность настроили, "фырканье" исчезло. Вибрации не ощущалось ни при раскрутке, ни при пробежках, даже на высоких оборотах. Это порадовало. И еще интересное наблюдение: на высоких оборотах (в районе 400) сохранялась соконусность, что на самом деле удивительно. Ведь получается, что скручивались лопасти совершенно одинаково. Теперь мы знаем, что наша технология обладает вполне сносной повторяемостью. Тоже приятно.
На следующем шаге мы запенили пространство в лопастях в районе задней кромки, примерно 25-30 мм и для восстановления балансировки добавили в носок профиля груз. Вес ротора увеличился примерно на 800 г.
Результат: при 250 об/мин явственно ощущалась зазгрузка шасси, аппарат начинал прыгать с кочки на кочку, вот-вот взлетит, но при взятии ручки на себя ротор резко увеличивал обороты, еще круче, чем раньше, до 470, но подъёмная сила оставалась неизменной - чуть меньше веса аппарата.
Картина ясна: лопасти всё же скрутило, но с бОльшим усилием. Потому и подъёмная сила и обороты возросли.
Дальнейшие действия вроде бы тоже понятны. Запенивать всё свободное пространство лопастей смысла нет: вес зашкалит, а толку будет мало. Если поначалу жесткости и хватит, то со временем пену всё равно разобьёт. Оболочка лопасти должна быть самодостаточной, а пена лишь должна помогать гасить высокочастотные вибрации.
Нижняя плоскость лопасти работает на растяжение и толщины дюраля 0,5 мм вполне достаточно, а вот верхняя - на сжатие. Придётся увеличить толщину обкладки до 0,8 мм. Правда тут мы столкнулись с неприятным припятствием снабженчиского характера. Оказалось, что достать лист дюраля 0,8 мм толщиной и длиной 4 метра не так-то просто.
То сплав не тот (нужен Д16АТ), то длина не та, то цена заоблачная, то минимальная отгрузка полтонны. Словом - беда! В будущем мы и полтонны сможем взять, но для этого надо убедиться, что мы на правильном пути.
Проблему с клеями решить удалось. Нашли все какие нужны и в любом количестве. Список получился такой:
- Волоконный композит ЭПОСМ-ПРО
- Вклейка лонжерона в лобик ВК-25
- Приклейка обкладок к профилю ВК-51
- Задняя кромка ВК-50
- Пена ВКВ-3
- Накладки ЦМК-12
- Законцовки вспененный ЦМК-12 с пенополиуретаном.
- Хаббар БФ-2.
Так что пожар идёт по плану
По поводу дюралевого листа есть просьба: если кто знает источник - подскажите пожалуйста, нужно-то всего пару листов! 4 метра, толщина 0,8, сплав Д16АТ (но не АМ!). Ширина любая.