Самолёт ULF-2

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Разницы не должно быть вообще. Нивелировочную карту делать не буду. Ну даже если найду кривое место фюзеляжа, что я другой фюзеляж строить буду? А вот расстояния от хвоста до концов крыльев должны быть одинаковы, пусть даже задний лонжерон будет несимметричным.
Вы зря отмахиваетесь: сделать нивелировочную схему совсем не трудно, а польза от нее большая; и проводимые время от времени, нивелировки явятся, фактически, единственным способом определения реального состояния аппарата.
Наоборот, разницу в расстояниях конца лонжерона до точки в хвосте, скорее всего, в полете вообще не удастся заметить - причин неполной симметрии даже перечислить невозможно; и действительно, при помощи отгибных пластинок на рулях, устранить тенденции к крену или рысканью легче легкого.
Поэтому в нивелировочных схемах на такие расстояния даются некоторые допуски - так, на Су-26, как помнится, допуск на Ваше расстояние составляет +...- 25 мм при размахе в 7.8 м.
 

ikono

Игорь, летающий строитель
Господин Лапшин, можно Вас попросить сфотографировать и выложить, как пример, нивелировочную схему самолета (не обязательно Вашего). Просто чтобы было понятно о чем речь, сколько и каких делать промеров, например. Какой еще инструмент нужен для нивелировки, кроме построителя плоскостей? Я думаю многим здесь это пригодится. Вообще тема нивелировки заслуживает отдельной ветки.
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Господин Лапшин, можно Вас попросить сфотографировать и выложить, как пример, нивелировочную схему самолета (не обязательно Вашего). Просто чтобы было понятно о чем речь, сколько и каких делать промеров, например. Какой еще инструмент нужен для нивелировки, кроме построителя плоскостей? Я думаю многим здесь это пригодится. Вообще тема нивелировки заслуживает отдельной ветки.
Хорошо - вернусь домой и постараюсь выложить нивелировочную схему Ларос-100, которой мы и пользуемся.
Пока же могу рассказать о принципах ее построения и выполниния нивелировки.
Для нивелировочной схемы берется чертеж общего вида в трех проекциях - на него наносятся необходимые реперные точки, которые на самолете надо будет обозначить в виде кружков с четко выраженным центром ( у нас это черно-желтый круг диаметром 20 мм в виде эмблемы БМВ.
Располагаются реперные точки в характерных местах силовых элементов самолета - в корне и на конце первого и второго лонжеронов крыла и оперения; на лонжеронах фермы фюзеляжа спереди и сзади; возможны и другие точки, отклонение которых от теории может дать информацию о деформации ( пардон - невольный каламбур) агрегатов самолета. Реперные точки наносятся на симметричные по теории места и обозначаются буквами по правой стороне без штриха, а по левой - те же буквы со штрихом. Кроме того, на схеме обозначают углы отклонения рулевых поверхностей в обе стороны - либо в градусах, либо линейные размеры перемещения задней кромки от нейтрали: эти величины также обозначают своими буквами. И, наконец, на схеме обозначают расстояния типа Вашего - от реперной точки на конце лонжерона до хвостовой реперной точки фюзеляжа; от реперной точки на конце киля до точки на конце стабилизатора и, при необходимости, другие.
     В нивелировочную таблицу заносят, взяв за базу точки на лонжероне фюзеляжа, превышения каждой из остальных реперных точек относительно плоскости, проходящей через базовую плоскость; теоретические величины отклонений рулей и расстояний между точками на концах лонжерона крыла и хвостовыми точками на фюзеляже и пр.
     Для проведения нивелировки необходим лазерный построитель плоскостей ( раньше пользовались оптическим нивелиром - но с лазером намного приятнее и быстрее), линейки с миллиметровой шкалой и рулетка.
Самолет устанавливают в линию полета так, чтобы реперные точки в передней и задней частях фюзеляжа находились в горизонтальной плоскости, образованной лазерным лучом,  (если конструктивная схема фюзеляжа не содержит горизонтальных силовых элементов - создают строительную горизонталь фюзеляжа, делая дополнительные реперные точки, теоретически совпадающие по высоте с другими, на другом конце фюзеляжа). После установки в линию полета, линейками измеряют превышение каждой из реперных точек относительно базовой плоскости ( строительной горизонтали); затем, изменение превышения задней кромки кажого из рулей при их максимальном отклонении в обе стороны (отклонение РН меряют относительно вертикальной плоскости построителя) и расстояния. Результаты заносят в таблицу, сравнивая значения с теоретическими и результатами предыдущих нивелировок.
Нивелировка дает полное представление о геометрии самолета: разница в превышении между концевыми и корневыми реперными точками определяет V-образность крыла; между передними и задними реперными точками в корне и на конце крыла - о его крутке и т.п.
 

ikono

Игорь, летающий строитель
Теперь я начинаю понимать: измеряется в каждой точке только один параметр - высота над плоскостью. А как реперные точки переживут очередную покраску? Я читал что в больших самолетах они засверливаются сверлом 2мм на глубину 0,5мм - там понятно.

Спасибо за подробный ответ!

Пока что заказал построитель плоскостей ;)
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Перед  покраской  булавки  с  ушком  или  шариком  воткните  в  репер  и  все. ;)
 

Lapshin

Делай, как дОлжно, и - будь, что будет
Откуда
Москва
Теперь я начинаю понимать: измеряется в каждой точке только один параметр - высота над плоскостью. А как реперные точки переживут очередную покраску? Я читал что в больших самолетах они засверливаются сверлом 2мм на глубину 0,5мм - там понятно.

Спасибо за подробный ответ!

Пока что заказал построитель плоскостей ;)
Вот обещанная нивелировочная схема Ларос-100.
Действительно, при нивелировке определяются высоты относительно СГФ; линейные размеры между соответствующими реперными точками дают их относительное расположение и в горизонтальной плоскости.
 

Вложения

  • 61,5 КБ Просмотры: 154

ikono

Игорь, летающий строитель
Господин Лапшин - спасибо!

И сегодня достигнуты 94% готовности. Небольшой - но праздник.
 

ikono

Игорь, летающий строитель
Спасибо nick, особенно полезная ссылка тем, что УТ-2 по концепции похож на Ульф, ну, крыло попроще, но все же.
 

Максимка

...и крылья в дали нас несут...
не переживайте сильно, как сказал мне один довольно опытный самодельщик и работник авиапрома  -идеально ровных самолётов не бывает, но если ты такой всё же нашел, поверь, он получился случайно : )
 

nick

Я люблю строить самолеты!
а также "занимательное" вступление к курсу "Проектирование самолета" от Карла Вуда http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbB/YaBB.pl?num=1344617008
 

ikono

Игорь, летающий строитель
Holzgrundlack Gelb, см выше по ветке.

ЗЫ. Нахожусь сейчас на чемпионате Европы по СЛА в Словакии. Поэтому пока в строительстве будет пауза.
 

Вложения

ikono

Игорь, летающий строитель
Ну вот, пауза для воспоминаний и снов закончена. После чемпионата, в котором я участвовал в качестве "замполита" украинской команды, осталось не только хорошее воспоминание, но и здоровенная дыра в графике постройки Ульфа. 11 дней наблюдения непрерывных полетов, вникания в суть сложных задач и переживания за команду на долгое время насытили мой интерес к авиации. Кроме того, я уже привыкаю к тому, что осенью в преддверии зимы строительство продвигается с меньшим воодушевлением, чем весной в преддверии лета.

Ну, да ближе к Ульфу. Строю нервюры центроплана. Мои знакомые ульфостроители жаловались, что в самом конце постройки приходится снова возвращаться к скучному давно пройденному этапу: строительству нервюр, причем в самом их нестандартном исполнении. Этот этап скрашивает параллельное изготовление APRS- трекера. На фото сверху видна схема возбудителя на 144,8 МГц а также плата микроконтроллера, самодельный аналог TinyTrak. По-хорошему, надо было заказать кварц на 48,266 Мгц и модулировать его варикапом, но мы же простых путей не ищем :) Стандартный кварцевый генератор на 36 МГц был удвоен и подан на смеситель на встречно-параллельных диодах вместе с модулированным по частоте 800кГц - сигналом. Чтобы подавить зеркальный канал, пришлось поставить двухзвенный фильтр на спиральных резонаторах. В результате побочные излучения подавлены на 20 дб, что для маломощного трекера достаточно. Правда, вот здесь оказалась засада - спиральные резонаторы в самом прамом смысле слова звенят от вибраций, приводя к межвитковым замыканиям. Так что не делайте такую схему никогда  ;)
 

Вложения

ikono

Игорь, летающий строитель
Краткий отчет по нивелировке по г. Лапшину. Сделал сие упражнение и не пожалел. Лазер с горизонтальным лучом ставил возле законцовки консоли, по трем условным точкам (2 в кабине и 1 на хвосте) выставлял фюзеляж отсчетной плоскостью параллельно лучу. Для нивелировки, на каждом крыле выбрал 4 пары точек на нервюрах 1, 4, 7 и 13. По их расстоянию до плоскости лазера определял локальный угол атаки и угол V. Если угол V с обоих сторон лежал в пределах  4-4,5 градуса, то с углом атаки меня ждал сюрприз. Углы слева: 1,82 1,36 2,32 2,09, справа:1,04 1,27 2,51 1,64. Для справки, номинальное значение 1 градус. Таким образом, средний угол атаки слева оказался больше чем на 0,3 градуса больше, чем справа.

Небольшое лирическое отступление. Из 2 Ульфов, о которых я знаю, оба имели после постройки более-менее серьезные проблемы с поперечной балансировкой. В одном из Ульфов помогло лишь спиливание у лонжерона задних частей нервюр :( Поэтому к поперечной балансировке я отношусь с большим вниманием. Угол 0,3 градуса удалось вчера скомпенсировать при рассверливании отверстий кронштейнов. Теперь все должно получиться хорошо.

На фото процесс рассверливания кронштейнов. Довольно страшно было их курочить.
 

Вложения

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Игорь разница  0,3  градуса,  это  просто  очень  неплохой  результат.  Компенсировать  это  можно  было  бы установкой  на  плоскостях  отгибного  триммера,  но  педантичность  все  же  взяла  верх.   ;)
 

ikono

Игорь, летающий строитель
По поляре получается, что разница в Су слева и справа при указанной погрешности получается 0,03. В горизонтальном полете это лишние 10 кг силы, приложенной в ц.д. одного из крыльев. Как если бы один 14л крыльевой бак был бы пуст, а другой залит полностью. Конечно, не смертельно, но очень заметно.
 

fan444

Авиация это моя жизнь
Откуда
коломна
Не стану  отговаривать  и  что  либо  ещё  советовать,  но  из  моего  опыта  скажу,  что  приходилось  достаточно  долго  летать  на мото планере  с видимым  перекосом  плоскости , повело  при  неправильном  хранении  и  от  времени,  так  все  было  практически  незаметно  для  управления  даже  в  какой  то  мере  компенсировало  разворачивающий  момент  от  винта.  Сильно  не  заморачивайся,  у  деревянных  самолетов  это  почти  норма. ;D
 
Вверх