Особые случаи полётов СЛА.

Не хватает ещё одного вывода. Если боковой ветер более 4 м/с, то после взлёта он обязательно повернёт аппарат против ветра. В данном случае - влево. Причина - обязательный сдвиг ветра по скорости в приземном слое. 
Почему только более 4х м/сек? При любом боковике будет разворот, пусть небольшой, но будет.
 

partizan09

Я люблю строить самолеты!
Откуда
Москва
Не хватает ещё одного вывода. Если боковой ветер более 4 м/с, то после взлёта он обязательно повернёт аппарат против ветра. В данном случае - влево. Причина - обязательный сдвиг ветра по скорости в приземном слое. 
Почему только более 4х м/сек? При любом боковике будет разворот, пусть небольшой, но будет. 
если сдвига ветра нет то аппарат просто снесет параллельно курсу
  а если есть то развернет
 

deltafregat

Я люблю строить самолеты!

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Сдвиг ветра у земли есть всегда. Я не помню случая, чтобы аппарат снесло параллельно курсу. Но я хорошо помню, что если ветер слабый, т.е. менее 4 м/с, то пилот не успевает заметить разворот аппарата. По крайней мере он происходит в пределах обычной болтанки на взлёте.
 

deltaniks.

Я люблю дельталёты!
...Если боковой ветер более 4 м/с, то после взлёта он обязательно повернёт аппарат против ветра... 
Да, всё правильно уважаемый mdp-shnik
Выводы уже сделал:
1. Пренебрёг показаниями колдуна, который показывал боковой, порывистый, нестабильный поток (пока выруливал колдун то почти повиснет, то подпрыгнет горизонтально).
2. Пренебрёг аэрологией местности, хотя знал, что с холма при ветерке катят роторы.
3. Пренебрёг препятствием (комбайн) считая что:
    а) комбайн стоит далеко в стороне от ВПП (30 м)
    б) по прямой до него далеко (130) м и взлететь всегда успею (положился на мощь двигателя).
4. Не прекратил взлёт, когда увело с намеченного направления взлёта, как же, поле то широкое, взлетай хоть вдоль хоть поперёк.
 

dmitri

Я люблю строить самолеты!
Откуда
кузнецк
Выводы уже сделал:
1. Пренебрёг показаниями колдуна, который показывал боковой, порывистый, нестабильный поток (пока выруливал колдун то почти повиснет, то подпрыгнет горизонтально).
2. Пренебрёг аэрологией местности, хотя знал, что с холма при ветерке катят роторы.
3. Пренебрёг препятствием (комбайн) считая что:
    а) комбайн стоит далеко в стороне от ВПП (30 м)
    б) по прямой до него далеко (130) м и взлететь всегда успею (положился на мощь двигателя).
4. Не прекратил взлёт, когда увело с намеченного направления взлёта, как же, поле то широкое, взлетай хоть вдоль хоть поперёк.
...действительно , это очень особый случай ! В чистом поле наткнуться на одинокий комбайн! И это Хонда и Атом , более ОСОБОГО случая даже и придумать не возможно ! Сдвиг и ротор (откомбайна ) ... Нет , ну ладно бы Маверик с Бураном (Фольксвагеном )! А тут такое  ;D , этож ни в какие ворота  ;D
 

urry_buh

Терпеть не могу строить самолеты!
есть случай: Штиль+БМВ1200+лесополоса шириной 50м,заканчивающаяся в 300м от полосы, направлена поперёк полосы+ втер вдоль неё (от неё на полосу) порядка 5м/с = 1 труп. (а перед этим у него было больше 1000 часов налёта на разных ДП). Так, для понимания "особости" случая.
 

dmitri

Я люблю строить самолеты!
Откуда
кузнецк
Так, для понимания "особости" случая.
Для понимания -- Атом и Хонда =значительно тяжелее , такому агрегату это веселые игрушки ...а если вдвоем , то и спутка своя , вообще ни о чем !
http://my.mail.ru/mail/dmitriy.avezov/video/_myvideo/20.html
 

mdp-shnik

Я люблю строить самолеты!
Не прекратил взлёт
Вы всё сделали правильно. Не было причин прекращать взлёт. Комбайн был достаточно далеко. Видно, что на подлёте к комбайну у Вас была высота не ниже лесополосы. Сам взлёт выглядит довольно безобидно. Конечно, мог быть случайный ротор, который Вас мог просадить до полного контакта с комбайном. В будущем подобные взлёты в подобных условиях нужно заранее продумывать. Этот простой урок Вам поможет.

Обратил внимание, что разбег длился 6 секунд. Думается, что для мощного мотора это долговато. Какова скороподъёмность аппарата? Может надо переставить винт на бОльший шаг? Чуть-чуть.
 

dmitri

Я люблю строить самолеты!
Откуда
кузнецк
есть случай: Штиль+БМВ1200+лесополоса шириной 50м,заканчивающаяся в 300м от полосы, направлена поперёк полосы+ втер вдоль неё (от неё на полосу) порядка 5м/с = 1 труп. (а перед этим у него было больше 1000 часов налёта на разных ДП). Так, для понимания "особости" случая
...ну или вот еще , для понимания . Улетели рано утром , все превосходно . Прилетели домой в обед , термичка в разгаре , посадка с боковичком 5-6 м\сек и в роторе . И все это не напряжно вообще ! Очень многое зависит от аппарата , и к ротору тоже привыкаешь , когда он всегда есть на моей полоске .

http://my.mail.ru/mail/dmitriy.avezov/video/_myvideo/8.html?related_deep=1
 

Eagle

Гражданин мира
Откуда
Беларусь
Работали как то на краю облачности, не ярко выраженной и размытой. Почти в штиль, глубоким вечером. Трындец, как обычно, пришел нежданно, и сотню метров набрать на взлете не успел. Стою ровно против шквалистого ветра и ни нифига на первом повернуть не могу. Заливая эфир матерными словами пытаюсь блинчиком градусов по десять крен добавлять (между горками и амплитудами по крену градусов по тридцать-сорок, природного происхождения) - в итоге автоматом руки крен выправляют и ничего путного не получается. Добрал таки до пары сотен, прыгая одной рукой от ручки до тангенты (остальных предупредить) и полуспиралью на обратный курс. Помянув нехорошим словом теорию наших гуру "про муху в банке" воспользовался методикой движения аквабайка на морских волнах. По нагрузке на пятую точку "вершины волн" "рассматривал". Тормознутый вариометр был практически бесполезен.
Так и посадку рассчитывал: как на волне к песчаному берегу.
На земле в это время по трое аппараты держали ... .
Пассажиру (далеко не новичку в авиации), в выходе из судна после успешного приземления пришлось оказывать помощь ..  ))
 

aeroerik

Чукотка, амфибии.
Вспомнил свой случай, аппарат Поиск-06 с 582-м двигателем. Возвращался с маршрута 2,5 часа, время вечер, солнце зашло начинаются сумерки, погода миллион на миллион, плюс 15 градусов, облака два-три балла высокие перистые, болтанки нет вообще. Подлетаю к городу, до посадочной площадки на дороге примерно пять километров, ветер на высоте слева сзади попутно-боковой метров пять в секунду остался после дневных 7-8 метров. Лечу на высоте 400 метров вровень с горой Михаила на которой возле Анадыря стояли антенны тропосферной связи. Сама гора остается слева сзади и я плавно вхожу в ее вихревой след, в приницпе я и ожидал небольшую спокойную вечернюю болтаночку, но то что произошло для меня не уложилось ни в какие схемы, рамки и понятия.

Аппарат начинает слегка потряхивать, по ощущению на ручке скорость начинает уменьшаться и появляется кренение сначала вправо, потом влево и вдруг неожиданно воздух как будто выключается и дельталет просто начинает проваливаться к земле как будто попал в безвоздушное пространство. При этом шума ветра в шлеме нет, ручка резиновая и без усилия плывет в любую сторону, краем глаза вижу как вариометр начинает падать в минус (-2, -3, -4...) на земле вижу точку в которую сыпется дельталет, от неё земля начинает расширятся в разные стороны, газ сначала падения сбросил почти полностью, ручку взял на себя, но пространственное положение аппарата не меняется и скорость судя по усилиям на ручке не растет, начинаю плавно выводить обороты, причем понимаю, что резкая дача оборотов в "безвоздушном постранстве" может просто привести к кувырку (ручка взята полностью).

Земля уже начинает нестись навстречу, скорость не растет, нос дельталета опустился вниз, обороты двигателя по звуку средние... Но скорости нет. Земля еще ближе, точка в которую я падаю стала центром мира, понимаю что я падаю и нужно выводить, но скорости по пежнему нет и я продолжаю удерживать ручку полностью взятой на себя. Начинаю понимать, что если я сечас дам полный газ, то на выводе если подойдет встречный порыв ветра я поломаю крыло от перегрузки на больших углах, газ пока отставляю средний и продолжаю сыпаться к земле дальше, мысль подсказывает, что земля не друшлак и падающий вместе со мной вниз воздух должен где-то перед землей остановиться и у меня будет шанс успеть разогнать крыло и вывести его в горизонт, одновременно думаю, что если не получится так, то метров за тридцать перед землей оттолкну ручку ногами в пилон и перед ударом о землю сгруппируюсь, а там как повезет...

В общем на высоте метров семьдесят вдруг рывком возникла скорость и шум потока в шлеме, даже не добавив газа на перегрузке примерно две единицы я вывел аппарат в горизонт на высоте 40-50 метров над дорогой которая ведет на вертолетку... , недолго думая развернулся влево, сбросил газ и как можно быстрее сел на дорогу... После пробега сразу выключил двигатель.. Тишина... В груди какой-то ком и слегка подрагивают пальцы рук...

Посидел немного, отстегнулся, вылез из сиденья, осмотрел крыло, внешне всё полностью в порядке. Завел движок и поехал по дороге к себе на базу возле "Орбиты", взлетать с перепугу не решился, так и рулил по дороге больше трех километров..

Вот такой случай был, а помню ощущения как будто сегодня всё произошло...


А кстати, могу добавить еще, что когда попадал много позже в аналогичные ситуации на самолете, то могу сказать, что самолет таких ощущений не дает.. Подумаешь ну срыв, ну провалился вниз, да и ладно, даешь газ ручку от себя, педалями крены и скольжение убираешь если нужно, скорость разогнал и плавненько вывел.. Никакого удовольствия.. даже в памяти не остается, тем более что в горах при ветре такое или похожее часто происходит, надо просто страх иметь и не лезть на рожон. Самолет конечно позволяет гораздо больше чем дельта ;)
 

aeroerik

Чукотка, амфибии.
Да, ощущения не из приятных...
А почему вы думаете, что:
резкая дача оборотов в "безвоздушном постранстве" может просто привести к кувырку (ручка взята полностью). 
?
В тот момент я только начал совершенно для себя неожиданно проваливаться вниз, задница потеряла ощущение сиденья, тогда как крыло не изменило положения относительно горизонта, а воздушная скорость по ощущениям на ручке, по шуму воздуха, по одежде обнулилась, вот тут я и побоялся полной тягой винта в 180 кило создать момент вращения крыла по тангажу вверх, кроме того для меня было актуально на тот момент чтобы возникла тенденция именно на пикирование и опускание носа, поэтому сидел задавив ручку в грудь и выжидал... Жутко неприятное ощущение, хочется сделать еще что нибудь, а в голове больше нет умных мыслей..  :eek: Думаю что я правильно сделал что не газанул, ведь попал в сильный нисходящий поток повидимому с попутным роторным закручиванием воздуха... как фантик на ветру...  :(
 

СергейБелорецкий

Люблю летать во сне и на яву!
Откуда
Южный Урал
А я сегодня в дождь летал... Не специально, но получилось так  и если честно, забздел когда начали появляться капли на ветровом стекле- думал щас начнётся провал в высоте и скорости  и что ждать дальше можно только предполагать. Но ничего особого не произошло, только промок слегла. Крыло вело себя совершенно спокойно, двигун тоже не подвёл(боялся отказа кокой-нибудь из свечей), даже стало интересно и я пару раз сел и взлетел прямо в дождь. Нормально, только холодно ногам и рукам  становится. Крыло "Апогей-16М ДэЛюкс", ветер 3-4 м/с.   А , тахометр показывал всякую хрень- 7860, 8933 об/мин и т.п. (на посадке смущает, если смотришь)- похоже наведённое напряжение сказалось. Кто в дождь летал ?
 

d_v

Откуда
Москва
вот тут я и побоялся полной тягой винта в 180 кило создать момент вращения крыла по тангажу вверх, кроме того для меня было актуально на тот момент чтобы возникла тенденция именно на пикирование и опускание носа,
Кувырок у дельты происходит вперед, т.е. именно сброс газа и взятие трапеции на себя в вашей ситуации и могло спровоцировать кувырок.
С некоторыми оговорками, теорию можно порекомендовать почитать тут: http://www.aviajournal.com/arhiv/1999/599/st6_599.html

Ну и чисто на пальцах: если вы попали в зону нисходящего потока, то угол атаки резко уменьшился. Взяв трапецию на себя, вы еще сильнее его уменьшили, оставшись почти с нулевыми углом атаки и подъемной силой.
 

aeroerik

Чукотка, амфибии.
вот тут я и побоялся полной тягой винта в 180 кило создать момент вращения крыла по тангажу вверх, кроме того для меня было актуально на тот момент чтобы возникла тенденция именно на пикирование и опускание носа,
Кувырок у дельты происходит вперед, т.е. именно сброс газа и взятие трапеции на себя в вашей ситуации и могло спровоцировать кувырок.
С некоторыми оговорками, теорию можно порекомендовать почитать тут: http://www.aviajournal.com/arhiv/1999/599/st6_599.html

Ну и чисто на пальцах: если вы попали в зону нисходящего потока, то угол атаки резко уменьшился. Взяв трапецию на себя, вы еще сильнее его уменьшили, оставшись почти с нулевыми углом атаки и подъемной силой. 

Может быть и так. Хотя возможно что правы мы оба, как говорил один старый еврей из анекдота. Бесхвостки с большим углом стреловидности при вершине с вариациями кувыркаются в обе стороны за милую душу, исход зависит больше от начальных условий кувырка. А я когда-то полетал и на безмоторных крыльях и застал те времена когда дельтаклубы понесли первые потери от голландского шага и от кувырка, помню первые жаркие дискуссии, да и сам был хозяином весьма неоднозначного "Тайфуна" от Мкртыча Титояна, а "Атлас" и Славутич УТ были для нас еще новенькими  крыльями. Но спорить на пальцах не стану.. Просто добавлю, что в приведенной ссылке движения безмоторного крыла, не рассматриваются вопросы взаимодействия момента вращения крыла с моментом тяги двигателя и точки приложения этих сил. Заодно еще раз напомню, что в моем случае срыва, крыло находилось в горизонтальном полете, не меняло угол тангажа и до и после срыва не имело тенденций к вращению ни в какую сторону и я после этого случая общаюсь с вами :) Возможно мне действительно просто повезло..
 

d_v

Откуда
Москва
Да я сам не уверен, что внезапно оказавшись в такой же ситуации, решился бы дать трапецию от себя и полный газ :)
Это когда разбираешь все потом лежа на диване, то можно как-то анализировать. Наверное, поступил бы так же как и вы, тем более что запас высоты был хороший, а чем ниже к земле - тем горизонтальнее поток (как совершенно справедливо замечено - земля не дуршлаг).
Справедливости ради, надо еще заметить, что в вашем случае срыва (т.е. увеличения угла атаки выше критического) не было. Было, наоборот, резкое уменьшение угла атаки.
Однако, как говорится: летчик жив - полет удался! :)
Спасибо, что поделились интересным и редким опытом.
 
Вверх