Без расследования 27.05.2023 Катастрофа дельталета в Комсомольске-на-Амуре

Глупо отрицать влияние гироскопического и реактивного момента от винта, тем более на аппарате с балансирным управлением.
На мой взгляд основная причина кирдыков - не правильная работа плавающей поперечины. Этот узел был призван облегчить управление по крену для безмоторных дельтапланов и там он в целом работал корректно (кроме буксировки). Но на моторном аппарате появились силы которые могут отклонить поперечину (а точнее килевую) в том случае когда это не требуется - когда вираж не планируется. Далее аппарат получается сбалансирован по крену противодействием аэродинамического управления и балансирного. А затем выход системы из неустойчивого равновесия дело случая.

Не так важно от чего появляются эти боковые силы на килевой. От реактивного момента или от искривления подвеса телеги. Важно что ход поперечины слишком велик и свободен что не дает возможности пересилить балансирным способом возникший неправильный аэродинамический момент от разности в купольности половинок крыла.
А именно у Атлета его система СПИК при неполной загрузке дает слишком легкий ход поперечины (точнее килевой) за счет ослабления натяжения обшивки этим СПИКом.
 
Последнее редактирование:
На мой взгляд основная причина кирдыков - не правильная работа плавающей поперечины. Этот узел был призван облегчить управление по крену для безмоторных дельтапланов и там он в целом работал корректно (кроме буксировки). Но на моторном аппарате появились силы которые могут отклонить поперечину (а точнее килевую) в том случае когда это не требуется - когда вираж не планируется. Далее аппарат получается сбалансирован по крену противодействием аэродинамического управления и балансирного. А затем выход системы из неустойчивого равновесия дело случая.

Не так важно от чего появляются эти боковые силы на килевой. От реактивного момента или от искривления подвеса телеги. Важно что ход поперечины слишком велик и свободен что не дает возможности пересилить балансирным способом возникший неправильный аэродинамический момент от разности в купольности половинок крыла.
А именно у Атлета его система СПИК при неполной загрузке дает слишком легкий ход поперечины (точнее килевой) за счет ослабления натяжения обшивки этим СПИКом.
В полёте СПИК у Атлета не работает так так парус под нагрузкой.СПИК просто лежит на нижней обшивке.Я камеру в парус ставил.
 
Чем мерять - личное дело каждого. Мастер с золотыми руками, как и пилот огромным опытом полетов не обязан быть гуру в проектировании, это же очевидно? С фактами не поспоришь. Аварий из-за конструктивных недостатков с разного рода самодельными аппаратами происходят гораздо чаще, чем с производимыми серийно. Возьмите для примера статистику той же AirCreasion, P&M Aviation или тот же Evolution Trike.
Летая на Tanarg с 100-м ROTAX я ни разу не ощущал каких либо тенденций ухода в ножницы и тому подобные режиме во всех диапазонах. Тоже самое могу сказать про комплексные аппараты AEROS (трайк+крыло). На АТОМ не летал, но что-то мне подсказывает, что там будет также все хорошо.

Не могу похвастаться глубоким знанием предмета, несмотря на то что первый аппарат построил вместе с отцом в начале 2000-х.
Аппарат получился весьма неплохим, но сегодня я понимаю, что это случайный результат, потому как, багажа знаний явно не хватало.
Тогда я обобщил весь опыт зарубежных коллег со всех выставок и журналов, отец реализовал все в каде, а потом все превратили в железо. Небольшая серия аппаратов получила название OPTIMA, как минимум два аппарата летают до сих пор, удобство использования в данном случае перевешивает ортодоксальность конструкции. Так что я только в начале пути, а по сложным вопросам обращаюсь к производителям.

Однако могу привести ряд примеров, когда постройка даже такой простой на первый взгляд вещи, как трайк для моторного аппарата, приводила к смертельному исходу. Пример из Словакии будет здесь очень кстати. Могу привести еще ряд аварий, разного рода тяжести, где недостаток компетенций при строительстве стал причиной неприятностей, слава богу без фатальных последствий.
Да простят меня модераторы от отступления в сторону, но я не могу не разобрать это, коль другие помалкивают. Возможно это тролинг, но все же.
с Первого предложения ответ простой, вы молодой человек "глубину знания предмета" меряете даже не аршином а "черенком"..... 🙁
"Мастер золотые руки" это как? ( Дело Мастера боится он знает много страшных слов😉) Любая деталь должна быть изготовлена согласно заложенному ТУ и по чертежу, да хоть через жопу, а не золотыми руками 😵. Теперь про проектирование, пепелац нарисованый хоть Кульманом, хоть Ватманом, хоть Автокадчиком все равно будет в последствии доработан. Вспомним известный анекдот про вагон доработок. Более того я вам скажу из своего опыта работы авиаиженером на сертифицированных ВС что в СССР что в Северной Америки и там косяков хватало даже у пепелацев приходящих с заводов! ЧФ никто не отменял и пока он будет усиливаться....
Всем известно что нечего изобретать колесо надо сначала проанализировать что уже изготовлено, опробированно и т.д. и сделать лучше! А вот про статистику указанных производителей ( AirCreasion, P&M Aviation или тот же Evolution Trike) вот и возьмите! Из моего знакомства с ними косяков там тоже хватало. Просто если серия, то легко отследить и получить замечания от эксплуатантов. К примеру нашумевший скандал с пряжкой передних тросов Аероса, слышали про это? И почему ни у кого из самодельщиков такого косяка не было, анализировали? Далее, слепить телегу и летающее крыло очень даже и рядом не лежат сравения. Я полагаю Олег сделал сам тележку аля типа Фрегат, возможно и каркас крыла, а вот парус для него откуда-то пришел... Проводил ли он комплексную проверку и тестирование их перед началом полетов, документировал ли и т.п. этот вопрос открытый и попахивает он уже бездействием регионального МТУ в чем ведении находится КСМ. Ведь инспектор оттуда обязан был знать что проводится облет нового дельталета! Это ведь не нано-трайк с весом до 115 кг, хотя и тут вопрос открытый, он тоже забирает пилотов в мир иной да еще и может прихватить чела стоящего на земле!
Конечно самодельшик самодельщику рознь А вот где граница кому можно воять, а кому нельзя? Или пусть все вояют, как гриться "каждый дрочит как хочет" НО, потом приходит ДЯДЯ и проверяет кому можно вылетать, а кому низя... Правовые нормы то должны быть отработанны Государством! И кто выдает заключение что этот пепелац соответсвует всем требованиям согласно программы облета и готов к эксплуатации? Или все так и продолжается партизанщина?
 
Проводил ли он комплексную проверку и тестирование их перед началом полетов, документировал ли и т.п. этот вопрос открытый и попахивает он уже бездействием регионального МТУ в чем ведении находится КСМ. Ведь инспектор оттуда обязан был знать что проводится облет нового дельталета!
Каким образом МТУ узнает об облёте? Если владельц дельталета им об этом не соощил. Доброжелателии анонимы напишут донос?
И при чем тут МТУ? Мое личное мнение, что в первую очередь КВС отвечает за себя и свою жизнь . Тем более что КВС самостоятельно построил свой аэроплан. Если он имел пробел в знаниях, плохо обслужил технику или недоглядел при облёте за аппаратом , то итог закономерный.
Не инспектор должен бегать и одергивать каждого пилота, а должна быть система передачи знаний как можно и как нужно делать. Во многих странах передача знаний лежит на плечах саморегулируещейся общественной структуры: BMAA, DULV, FFPLUM.
До 2014 этими вопросами занималось ОФ СЛА РФ , сейчас нет.
Решится вопрос с передачей знаний, созреет общество летающее на СВС до принятия элементарных вещей таких как: чек-лист, оценки рисков, самообразование, то и количество случаев со смертельным исходом будет снижаться.
 
Доброжелателии анонимы напишут донос?
Да донос! А то будет и понос у того кто не тормознул и не сообщил, если слабо ему грудью встать. И нелепите тут КВС-ов и Генерал Топтыгиных! Пилот СЛА если он имеет корку, а если нет, кто он тогда?
 
Да донос! А то будет и понос у того кто не тормознул и не сообщил, если слабо ему грудью встать. И нелепите тут КВС-ов и Генерал Топтыгиных! Пилот СЛА если он имеет корку, а если нет, кто он тогда?
Далеко пойдете, 37годом пахнет!
Грудью встать ? где и как ? Вы умеете чужие мысли читать? Вы часто под машину прыгаете если видите неадекватное поведение водителя на дороге?
PS. Нам с вами не по пути. Учить, лечить, мочить! Но судя по вашим выкрикам , вам первые два сложных шага сделать лень.
Дальнейшую дискуссию с вами вести не вижу смысла.
PSS КВС леплю не я а ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС читайте законодательство!
 
В полёте СПИК у Атлета не работает так так парус под нагрузкой.СПИК просто лежит на нижней обшивке.Я камеру в парус ставил.
Если бы СПИК в полете не работал он вообще был бы не нужен. Значит Ваша загрузка крыла была выше той на которую настроен СПИК.
 
Если бы СПИК в полете не работал он вообще был бы не нужен. Значит Ваша загрузка крыла была выше той на которую настроен СПИК.
Телега Форсаж и она не лёгкая,но СПИК это регулировка жёсткости консоли и работает ограниченно при малых нагрузках и не нужно подбирать консоли одинаковой жёсткости,а крутить СПИК.
 
Телега Форсаж и она не лёгкая,но СПИК это регулировка жёсткости консоли и работает ограниченно при малых нагрузках и не нужно подбирать консоли одинаковой жёсткости,а крутить СПИК.
Так консоли не надо подбирать только пока их СПИК одинаково гнет. Как только трос СПИК ослаб жесткость консолей снова начинает играть ту же роль. Вот потому у Вас СПИК и не работал поскольку телега тяжелая и консоли сгибает как надо.
 
Так консоли не надо подбирать только пока их СПИК одинаково гнет. Как только трос СПИК ослаб жесткость консолей снова начинает играть ту же роль. Вот потому у Вас СПИК и не работал поскольку телега тяжелая и консоли сгибает как надо.
При производстве изначально труб одинаковых по жёсткости не бывает.Некоторые производители подбирают пары консолей сходной жёсткости,а тут имеется регулировка криволётов.Обычно при облёте СПИК регулируют по необхрдимости.
 
-И где? Просто интересно.
Эту тему тёрли на форуме более 4-х лет. Игорь Горощук (Grig) изучал кирдык в своих полётах и до хрипоты доказывал свою правоту, пока его не забанили. Чтобы Вам не копаться в длительных словоблудиях, почитайте вот это.
 
Эту тему тёрли на форуме более 4-х лет. Игорь Горощук (Grig) изучал кирдык в своих полётах и до хрипоты доказывал свою правоту, пока его не забанили. Чтобы Вам не копаться в длительных словоблудиях, почитайте вот это.
То что тему тёрли не форуме не аргумент.И-
«Кирдык» – неожиданная потеря устойчивости мдп по крену на максимальных оборотах двигателя и на повышенной скорости.
это явно не наш случай.
 
Так консоли не надо подбирать только пока их СПИК одинаково гнет. Как только трос СПИК ослаб жесткость консолей снова начинает играть ту же роль. Вот потому у Вас СПИК и не работал поскольку телега тяжелая и консоли сгибает как надо.
СПИК настроен на нагрузку 500кг., при превышении этой нагрузки начнет работать консоль,.. Что бы стока СПИК не вылетела в этот момент из опорной чашки,она фиксируется к ней булавкой...
 
Да простят меня модераторы от отступления в сторону, но я не могу не разобрать это, коль другие помалкивают. Возможно это тролинг, но все же.
с Первого предложения ответ простой, вы молодой человек "глубину знания предмета" меряете даже не аршином а "черенком"..... 🙁
Богатый у Вас опыт, очень творческий подход к делу, у меня несколько иные оценочные критерии и методы их оценки, ортодоксальные.

"Мастер золотые руки" это как? ( Дело Мастера боится он знает много страшных слов😉) Любая деталь должна быть изготовлена согласно заложенному ТУ и по чертежу, да хоть через жопу, а не золотыми руками 😵. Теперь про проектирование, пепелац нарисованый хоть Кульманом, хоть Ватманом, хоть Автокадчиком все равно будет в последствии доработан. Вспомним известный анекдот про вагон доработок. Более того я вам скажу из своего опыта работы авиаиженером на сертифицированных ВС что в СССР что в Северной Америки и там косяков хватало даже у пепелацев приходящих с заводов! ЧФ никто не отменял и пока он будет усиливаться....
Мне не понять Ваших странных претензий. К чему этот поток с уклоном в пятую точку, к чему это здесь?

Всем известно что нечего изобретать колесо надо сначала проанализировать что уже изготовлено, опробированно и т.д. и сделать лучше!
Какая потрясающая своей глубиной мысль! Полностью разделяю.

А вот про статистику указанных производителей ( AirCreasion, P&M Aviation или тот же Evolution Trike) вот и возьмите! Из моего знакомства с ними косяков там тоже хватало. Просто если серия, то легко отследить и получить замечания от эксплуатантов.
Естественно. Поэтому и статистика лучше. Один пользователь нашел системную ошибку - ее тут же устранили, бюллетень написали. А у самодельщиков у каждого свои персональные грабли. Тут ничего нового. И это совершенно не значит, что нет талантливых и грамотных самодельщиков, однако риск "наступить на грабли" летая на серийном аппарате гораздо ниже.

К примеру нашумевший скандал с пряжкой передних тросов Аероса, слышали про это? И почему ни у кого из самодельщиков такого косяка не было, анализировали?
Что значит скандал? По этому поводу был официальный бюллетень, все расписано, как опознать, что дальше делать. Я Вам больше скажу, были и другие бюллетени.

Конечно самодельшик самодельщику рознь А вот где граница кому можно воять, а кому нельзя? Или пусть все вояют, как гриться "каждый дрочит как хочет" НО, потом приходит ДЯДЯ и проверяет кому можно вылетать, а кому низя... Правовые нормы то должны быть отработанны Государством! И кто выдает заключение что этот пепелац соответсвует всем требованиям согласно программы облета и готов к эксплуатации? Или все так и продолжается партизанщина?
Это Вы мне или это уже разговор с самим собой? Я что-то говорил про МОЖНО и НЕЛЬЗЯ? Вы вообще читаете или заголовки скролите?
Так на заметку, DULV - контора выдающая сертификаты в Германии не что иное как Deutscher Ultraleichtflugverband e.V.,
или Немецкая ассоциация (федерация) сверхлегких летательных аппаратов. DULV - это общественная организация, они разрабатывают определенные правила, а правительство их утверждает в виде закона. Если будет государство разрабатывать правила для ультралайтов, то все будет очень грустно
 
Читал Горощука и у него несколько разных причин ,и общего вывода нет.С некоторыми причинами согласен.Но в общем это натягивание совы на глобус.
 
Но в общем это натягивание совы на глобус.
Значит, Вам придётся заняться кирдыком самостоятельно. Если Вы попадёте в него и не будете знать причин, то кирдык будет не только Вашему аппарату. Почему Вам? А потому что Российской академии наук на нас наплевать и она никогда не даст денег на подобные исследования. Шерифа не волнуют проблемы туземцев.
 
Значит, Вам придётся заняться кирдыком самостоятельно. Если Вы попадёте в него и не будете знать причин, то кирдык будет не только Вашему аппарату. Почему Вам? А потому что Российской академии наук на нас наплевать и она никогда не даст денег на подобные исследования. Шерифа не волнуют проблемы туземцев.
Чужие развлечения ни кто оплачивать не обещал,а кирдыка может и нет совсем.Знаю нескольких пилотов кто на Атлете паруса три излетал.
 
Назад
Вверх