Аэродромы, небо и немного пилота-любителя - самолет "Северок"

Thread moderators: Vi-kTo-R
Замечательный по своим историческим экскурсам и эксклюзивный фотоотчет, парни опубликовали на днях. Отдельное спасибо за тёплые слова в мой адрес и в адрес других людей, принявших участие в продвижении экспедиции.
Вот ссылка на отчет:
https://nordspace.livejournal.com/1171.html?utm_source=fbsharing&utm_medium=soci
al

Прочитал отчет на одном дыхании.
Сделал выводы.
Вездеходы, типа Трекол, с отечественными двигателями и трансмиссией полное г***о. Использовать их можно только для покатушек вокруг Воркуты. Вездеходчики конечно парни-"героические умельцы", умеют голове руками помогать.
Может сплавщики-экспедиционеры конкретно нагрешили? Столько поломок на одно путешествие 😱 включая редуктор Северка. Но ясно одно- Ангелы хранители у Вас сильные. :~)
 
Виктор, сколько у тебя уже поломок редуктора было? А с движком все Ок.
Как то в одно водное путешествие я с командой на лодочных моторах типа Вихрь30, прошел без малого 1000км  по рекам северного и полярного Урала. Брали с собой  инструменты и ЗИП по полной программе, включая редуктор-сапог в сборе. Полная аналогия с экипажем Трекол.
Во время одной стоянки, имени  устранения очередной поломки одного из моторов (меняли прокладку головки цилиндров, пробило), к нам подошла длиннющая лодка с мотором Хонда 50лс. Когда местный абориген узнал сколько мы уже прошли, он сделал выводы, что мы испытатели с завода изготовителя Вихрей.
Виктор, у тебя контракт с изготовителем редуктора? Ну нет же?
 
Здравствуй, Виктор а трава то хоть в Каратайке настоящая))
Удачи тебе и успехов в следующем сезоне!
 
Спасибо за ангелов-хранителей, Poliar-nik
Да, BMW достоин самых теплых слов в свой адрес. Иногда на одном цилиндре на взлете вытаскивал из переделок.
Много всего бывает..
С Александром Черновым контракта мы не заключали. Просто хочется чтобы редуктор для BMW у Саныча был такой же надежный как и его редуктора для Хонды, например. Потому и эксплуатирую его с начала производства под BMW R-1200 и делюсь опытом эксплуатации с конструктором.

Трава в Каратайке отличная и кустов хватает тоже. Оленям и прочей живности живется неплохо.
Сергей за пожелание удачи, премного благодарен!
 
За 3 года общения с редуктором Чернова поменял два верхних подшипника.
Первый через 100 часов налёта (внутренний, фото 1), второй ещё через 100 часов налёта (внешний, его не видно, он под шестернёй, фото 2).

В остальном всё гут.
 

Вложения

  • P80820-133247.jpg
    P80820-133247.jpg
    63,1 КБ · Просмотры: 106
  • P80820-133254.jpg
    P80820-133254.jpg
    60 КБ · Просмотры: 108
Потому и эксплуатирую его с начала производства под BMW R-1200 и делюсь опытом эксплуатации с конструктором.
И какие изменения в конструкции редукторов уже сделаны?
Может перейти на клиноременный? В Росийских, гаражных условиях изготовления -самый надежный будет. КПД ниже, зато надежность....
 
Мне это редуктор достался вместе с дельталётом с неизвестной наработкой на СУ. Сколько он отходил до меня- не знаю. Поэтому гарантии производителя не для меня. К тому же производитель не производит подшипники, поэтому к нему какие могут быть претензии если разрушился подшипник с неизвестной наработкой.


Меняю масло или подшипники по наработке или состоянию.
Мой редуктор попроще, без обгонной муфты.

А на вопросы что и как починить или заменить Александр отвечает достаточно быстро.

Просто пользуюсь и доволен.
 
Больше житейских повествований об теперешней житухе заполярного пилота как быт да уют ...очень интересно как время свободное от полетов  проводите , чему посвящаете ...
 
Sergey S, спасибо за пожелание, постараюсь учесть. Но справедливости ради надо заметить, что некоторые заметки целиком быту или своему отдыху вне полетов посвящаю
 
"Северок над Священным лесом"

Вылет 
                                Белые олени - без рогов и
                                                    копыт- по голубой тундре
                                                    кочуют, серебристый ягель
                                                                                    ищут..
                                                              (ненецкая загадка)


Утро в поселке Каратайка радовало свежей прохладной погодой.
+8 градусов, ветерок согласно прогнозу не изменился и был северо-западный, около 6 м/сек, т.е. попутно боковой и районах отхода по маршруту на запад, встречно боковой.
Самолет я обслужил и проверил еще с вечера. Есть свободное время.

Прошелся немного и проведал, Владимира Вехорева, начальника посадочной площади, пожали друг другу руки. Потому как одно дело связь по рации, а другое увидеть и пообщаться с человеком.
Володя сегодня выходной и собирается с супругой по грибы. Потому, он на фото еще в домашней одежде.

Вернулся и, вскоре, с Андреем по вчерашнему обратному маршруту переместили самолет на взлетку.
К сожалению мне так и не удалось подручными методами зарядить аккумулятор фотоаппарата в Каратайке и пришлось строго экономить снимки и чередовать их с планшетом.

Еще, следует отметить, что несмотря на всю сложность полета в новое для меня место в тундре и отсутствия уверенности в том, что удастся сесть, запросил посадку в зоне особо охраняемой природной территории и она была разрешена заповедником.

В 11 40 по местному первый яркий снимок был сделан с самолета Северок над исторической рекой Каратаихой.
Этот участок полета был длиной 33 километра и построен вдоль течения. Далее же река делает резкий поворот на восток, а нам же на юго-запад.
Почему река Коротаиха историческая?  В своих очерках я не раз делал экскурс в исторические летописи этих мест. Давайте еще раз взглянем на реку под самолетом.

В 1826-1828гг. в Канинской, Тиманской и Большеземельской тундре работала миссия подписанная Александром I.
Миссию возглавил архимандрит Вениамин, а задание было ..«войти в обращение с самоедами и кротостью и другими пастырскими добродетелями снискать их доверенность,... открывать им свет Евангелия и крестить по довольном наставлении в вере».

Сложной и подчас опасной была эта работа. Например в плавании летом 1825 г. на полуостров Канин Нос, ненцы пытались погубить миссионеров. Нарты Вениамина завезли в болото, и сам он едва не утонул. Последствия сказались в дальнейшем- архимандрит страдал от тяжелой хронической болезни.
Вениамин вел путевой журнал и по окончании миссии, дополнял и публиковал свои работы.

Одна из записей впоследствии гласила ..«Река Коротаиха замечательна обилием рыбных промыслов и чудскими земляными пещерами, в которых, по самоедским преданиям, когда-то в древности жила Чудь. Пещеры эти на косогоре, который издревле по-самоедски назывался Сирте-ся - «Чудская гора»

Что же касается верховьев реки.
Ученым и геологом, Георгием Черновым, после проведенного огромного полевого объема работ в частности в верховьях реки Каратаихи" в 1941г, в одном из трактатов "НОВЫЕ ДАННЫЕ ПО ЧЕТВЕРТИЧНОЙ ИСТОРИИ БОЛЬШЕЗЕМЕЛЬСКОЙ ТУНДРЫ", было записано:
.."В Большеземельской тундре расселялся древний человек,
занимающийся охотой и рыбной ловлей. По обнаруженным нами многочисленным археологическим находкам, представленным кремневыми орудиями, керамикой с ямочно-гребенчатым орнаментом и бронзовыми изделиями, время расселения этого человека, по видимому, приурочено к более теплому послеледниковому периоду, который выпадает на конец
бронзового века, т. е. три-два тысячелетия до наших дней."

Вылетев в 11 часов 11 минут из Каратайки, в сорок шестую минуту самолет Северок начал отход на юго-запад..
 

Вложения

  • Volodja.JPG
    Volodja.JPG
    123,4 КБ · Просмотры: 111
  • Soglasovanie_poseshhenija.jpg
    Soglasovanie_poseshhenija.jpg
    71,7 КБ · Просмотры: 103
  • Vylet_a.JPG
    Vylet_a.JPG
    117,9 КБ · Просмотры: 110
Отход на юго-запад

Самолет Северок продолжал уходить в глубь Большеземельской тундры.
Линией заданного пути выбрана река Саренбойяха, впадающая в Каратаиху и первоначально идущая нам по пути. Витиеватые изгибы, напоминающие искусный удар хлыста, симпатично разнообразят тундровые пейзажи. Скорость от 130 км/ час упала до сотни. 
И правда не так все здорово. Еще раз скажем себе
- Мы в Арктике, парень! 

На первом фото Северок на удалении 20 километров от реки Каратаихи и около 70 километров от поселка.
Время 11 57 и траверзом слева предостережением начинает подниматься высота Сальдыхой 119 метров.

Как все быстро здесь происходит!
Северо- западный ветер мощно несёт с Баренцева моря хмарь. По прямой от массива воды мой полет всего 45 километров низменной тундры.

Темная клубящаяся полоса фронта впереди недавно появилась, и вот Северок уже в ограниченной видимости. Фото в 12 01.Горизонт впереди уже не виден, а уходить в набор с возможностью потерять землю счел неразумным..

Все бы хорошо, но возвращаться обратно уже нельзя, посадка на колесах здесь практически везде авария..
Топливо от Амдермы строго рассчитано.

Что же, как обычно остаётся вера в собственный опыт, правильно рассчитанный прогноз и надежность техники.
 

Вложения

  • Shema1_001.JPG
    Shema1_001.JPG
    196,9 КБ · Просмотры: 107
  • 57_min_obr.JPG
    57_min_obr.JPG
    98,6 КБ · Просмотры: 107
  • 12_01_obr.JPG
    12_01_obr.JPG
    89,6 КБ · Просмотры: 110
"Северок над Священным лесом"

Разведка

"Иди туда -не знаю куда.."
(из русской сказки)


Ну что тут сказать, слега "воткнулся" в погоду. Пока терпимо, выдерживаю курс..
Полет проходит согласно построенному маршруту и лишний раз поблагодарю, Александра Черемных и сайт fpln.ru, в котором предварительно готовлю и прогнозирую полет.

Следующая поворотная точка находится вблизи Сарембойского месторождения, но самолет находится в неплотном тумане и увижу ли я производственные постройки, непонятно.

Подходит время ложиться на новый курс и, неожиданно слева вырисовываются выступающие на фоне тундры очертания. Хоть мне уже не по пути, но для общего развития и понимания возможной посадки, продолжаю полет.
Несколько километров и вот Северок над точкой.
В тундре ржавыми ссадинами остались следы освоения человеком. Все мертво..

Новый курс на юг и через четыре минуты Северок прошел недалеко от  действующего комплекса Северо-Сарембойского нефтяного месторождения.
 

Вложения

  • 1-1_003.JPG
    1-1_003.JPG
    89,4 КБ · Просмотры: 103
  • 2-2_002.JPG
    2-2_002.JPG
    111,4 КБ · Просмотры: 92
Пятьдесят километров за хвостом.
Высота 300 метров, время полета от поворотной точки 22 минуты.
Постепенно над возвышенностями прогретой тундры хмарь рассеивается, облачность хоть и плотная, но уже выше. Настроение улучшается.

Блин, красота-то какая!
Северок выходит в район впадения реки Нядею в Море-Ю.  Береговые высоты в этом районе сплошь больше ста метров.  Вид с самолета красив и безупречно суров одновременно.
Приходит в голову мысль, что год назад у Сереги с Борисом проходящим эти места на лодке и опаздывающим по графику сплава, вряд ли было время подняться на высоченный берег и обозреть всё сверху.
Так что парни, это фото для Вас!
Но где же деревья?
 

Вложения

  • 3_312.JPG
    3_312.JPG
    135,1 КБ · Просмотры: 95
До точки начала Священного леса переданной мне от путешественников, остается десять километров. Снижаюсь на 200 метров и скорость моя падает до 90 км/час.
Петли реки становятся все искуснее и вот вдалеке появляются темно-зелёные очаги.  И справа и слева от меня облаками в юбке ползут по земле дожди.
Не успел оглянуться и несколько мелких капель попало в объектив любопытного фотоаппарата.

Здорово понимать, что мы с Северком забрались в такое необычное место. Во всех открытых источниках считанные единицы упоминаний и фото о Священном лесе и реке Море-Ю.

Что же теперь включаю внимание на полную.
Северок режет петли реки, а я разглядываю одновременно и возвышенности с огромными очагами эрозии в виде песчаных проплешин и рукава берегов.
Пока поводов для радости мало. Берега реки покрыты каменистыми отмелями, а садится на такую пересеченную тундру самолёту без буш-колес, точно не вариант.

Лес же, растет очагами по обоим сторонам реки, местами приличными рощами выходя на берег, покрывая высоты или стелясь вдоль и вокруг них.
Мы уже прошли почти весь участок Священного леса по прямой- всего чуть более десяти километров.

С момента выхода в район Море-Ю прошло около получаса, я все больше ухожу на запад, расходуя топливо.
Наблюдаю, что в одном месте река прекращает дикие вихляния и есть более-менее ровный участок течения. Вид с высоты- на части суши, окруженной водой, песок с вкраплениями камней.

Северок идет на бреющем полете, закрылки выпущены на полную..
Решил, если при приближении сочту возможным, буду садиться с прямой без ухода на второй круг..
При касании переднее колесо просвистело по здоровенному покатому камню выглядывающему из песка, но благодаря почти полному крылу, шасси снова мягко опустилось метров через восемь.
Пробег, остановка. Тишина..
12 56 на часах.  Два часа полета завершены.

Немедленное отжатие спутникового трекера о благополучной посадке. Еще перед вылетом с Воркуты предупреждены и  следят за треком АОПА-России и мой друг, Александр Савинков.

Ура! Впервые сверхлегкий самолет Северок малой Полярной авиации России благополучно совершил посадку с подбором в глубине Большеземельской тундры. 
На колесном шасси в дельте реки Море-Ю.

Спасибо Центру природопользования НАО за разрешение.
Здравствуй, Хабиде Падара- Священный лес!

Интересное продолжение вскоре!
 

Вложения

  • 6_165.JPG
    6_165.JPG
    232,1 КБ · Просмотры: 104
  • 7_144.JPG
    7_144.JPG
    130,3 КБ · Просмотры: 107
  • IMG_20180805_141429_1.JPG
    IMG_20180805_141429_1.JPG
    105,7 КБ · Просмотры: 98
Витя, твои полеты отличаются отчаянной смелостью и профессионализмом исполнения. Спасибо за уникальные фотографии. Когда читаю, пульс учащается. Удачи тебе!
 
Poliar-nik спасибо. Конечно было безумно интересно здесь оказаться, тем более благополучно сесть. Чуть позже напишу продолжу обо всем, ведь задача была прилететь сюда снова. И уже вдвоем..

shum99 Володя, рад видеть и слышать.
Спасибо что следишь!
 
Не думаете о поплавках ?
Или хотя бы о хвостовой опоре чтобы значительно увеличить количество пригодных для посадки мест и несколько уменьшить "степень героизма"
 
Назад
Вверх