Из трёх полётов, в итоге, удалось слетать только один. Два красивых, долгожданных, до Кинерета пришлось «отбивать». Пока собирались лететь на первую получасовку, подошёл фронт. Я вышел к самолёту с некоторыми сомнениями. Но ветер почти по полосе... В общем, понюхал воздух, поглядел на взлетающие/садящиеся самолёты и принял решение лететь и посмотреть самому что там, наверху. Облака на небе пошли характерными складками, появившаяся высококучевая «перхоть» не оставила сомнений: через нас проходит фронт.
Полетели. Вообще, если у тебя есть какой -никакой опыт, то окружающий мир начинает буквально «разговаривать» с тобой. Облака, птицы, деревья, трава, волны на море — всё это для пилота лёгкого самолёта ещё один язык общения. Язык, на котором с тобой говорит планета.
Но и язык людей в этом деле помогает — если знать что и когда слушать. Вот самолёт на аэродроме запросил взлёт. Диспетчер разрешает, попутно, как положено, сообщает силу и направление ветра. Я прислушался. Через минуту другой борт заходит на посадку. Опять диспетчерское разрешение сопровождается информацией о ветре. Следом за этим самолётом заходит ещё один. Ему тоже выдают положенную информацию. Ага, есть тенденция: ветер немного ослабевает, и подворачивает вправо. Ну точно, фронт тянется, мы на его краю.
На посадке я изготовился — и не напрасно. Прямо передо мной ветер чуть усиливается, и ещё больше доворачивает. Будет дуть около 20 градусов в правый борт, с порывами. Непосредственно перед полосой начинается «рукопашная схватка». Но — предупреждён, значит, вооружён. Отбиваюсь от всего, сажусь с небольшой тягой, с минимально выпущенными закрылками — ветер в 20 узлов и без того быстро остановит меня, а лишнее сопротивление, читай, больший расход рулей в таком деле мне будет только мешать. Аккуратно касаюсь сначала правым колесом, потом опускается переднее — боковые порывы собирают с меня свою дань — затем и левая основная стойка надёжно утверждается на асфальте. Спина, однако, мокрая.
Вылезаем из самолёта. И вот тут, собственно, начинается настоящая авиация.
Вы думаете, самое трудное — это посадить самолёт в плохую погоду? Нет, самое трудное — это принять Решение. И сказать приехавшим издалека друзьям, ждущим у терминала, что увы, больше сегодня летать нельзя. Зная, как им хочется, зная, что «в принципе-то, наверное, справиться можно». Но если ты лётчик, то ты обязан помнить, что твоё дело не меряться силой с природой, и не испытывать свою судьбу на прочность. А быть безопасным и надёжным. И, хотя в душе всё кипит, я уверенным голосом с сожалением сообщаю, что мы сегодня не полетим. На фоне этого два самолёта уходят на второй круг, подтверждая то, о чём я думаю.
Авиация, авиация... Нет ничего на свете, что могло бы сравниться с этим даром нашего разума. И нет ничего, что требовало бы от человека обладания столькими качествами и навыками, которые нужно держать отточенными до самой возможной остроты. В этом нет ничего «героического», более того, летать способен практически каждый. Просто... просто это мир, которым ты должен жить. И тогда тебе откроется совершенно иной взгляд — на себя, на природу, на людей.
-----
Фото Евгения Коробова