О психологии лётного дела. Для чего нужно осматривать самолёт перед полётом?
Те, кто со мной уже летал знают, что во время внешнего осмотра я почти всем задаю один и тот же любимый вопрос: «как вы думаете, что я ищу?» Все отвечают по-разному, но суть сводится в одному: найти неисправность. А верный ответ вот какой: я ищу причину не лететь. И только если таковая не сыщется, мы садимся в самолёт.
Опытные пилоты совершенно справедливо полагают, что доверять не следует никому, и себе в первую очередь. Всё за всеми нужно тщательно проверять. Но бывают знаки, которые показывают, что даже при таком подходе бдительность следует ещё усилить. Видите, на фотографии триммер руля высоты (маленькая пластиночка на руле) смотрит вверх? Это говорит о том, что самолёт сконфигурирован для посадки, но триммер не был, в соответствии с чек-листом, после посадки и освобождения полосы возвращён в нейтральное положение.
Любой пилот может забыть такую мелочь. Я уверен, практически каждый хоть раз, да забывал что-нибудь подобное. Всё равно перед запуском двигателя в чек-листе есть проверка работоспособности этого триммера, после чего, в соответствии с тем же чек-листом, он устанавливается в нейтральное положение.
Но!
Я не знаю того, кто летал до меня. Я не знаю, единичный ли это у него случай, минутная забывчивость, или характер человека, его обычная манера летать. И для собственной безопасности я выбираю вариант «до меня летал безответственный раздолбай». Тогда я удесятеряю внимание и выискиваю, где ещё он мог накосячить.
Это авиация, а я, как не раз уже сообщалось общественности, трусливый пилот. Потому мой принцип – проверь, перепроверь, а потом перепроверь перепроверенное.
Именно такой подход к полётам я воспитываю в себе годами, с самого 2009, когда я впервые поднялся в небо в качестве курсанта. Тем более, зная собственный характер и забывчивость 😬.