Спасибо читающим за теплые отзывы, я продолжаю.
3 сентября 2012 года
Спасибо тебе, дельталет! И до сви... а впрочем...
Собственно, «то, о чем так долго кричали большевики свершилось». Осуществилась моя самая большая мечта за крайние три года — да и за всю жизнь, наверное. Я обрел собственные, личные крылья! После долгих трех лет мучений, дорогих ошибок, замешанных на тяжелых событиях в собственной жизни, влезши во всевозможные долги и кредиты, я стал обладателем вот этого прекрасного итальянского аэроплана:
Jetfox-91D: теперь этот прекрасный итальянский самолет — мой!
Но обо всем по порядку. Поэтому сначала небольшое введение. Этот пост будет особо интересен тем из моих друзей, кто когда-либо задумывался о покупке собственного летательного аппарата. Пусть даже только в мечтах. Потому что если когда-нибудь дойдет до покупки, сможете не допустить моих ошибок. А в целом, думаю, прочесть его будет полезно всем, кому приходится иметь дело с моторной техникой: всякими машинами, мопедами и пр. А кому и это не интересно, просто может посмотреть на несколько красивых (и не очень) фоток летательных аппаратов. Но чтиво будет длинное, с деталями, и нелицеприятной, порой, правдой жизни, с которой я неожиданно для себя столкнулся.
Итак, вот вся моя история. Два с половиной года назад, выучившись летать на дельталете и выпустившись самостоятельно, я начал всерьез думать о своей технике. Так как я сразу предполагал сделать авиацию своей профессией, то решил идти путем «сначала выучусь, а потом, когда что-то начну понимать, выберу то, что мне подойдет». Сам подход, безусловно, верный, так и следует поступать. Но крайне важно иметь рядом хорошего, надежного советчика и помошника, желательно даже не одного, и желательно — с противоположными мнениями насчет того, на чем летать хорошо и на чем плохо. Такой подход помогает с большой вероятностью понять все слабые стороны каждого варианта и точно знать плюсы и минусы своего выбора. Увы, я так не сделал. Я пошел другим путем: попросил помочь только Костю, своего инструктора. Я сам нашел в интернете на большом авиационном сайте несколько подходящих по цене и качеству (насколько я тогда способен был оценить качество) дельталетов и попросил Костю поездить со мной и посмотреть. Так как я летал на дельталетах с автоконверсиями (это когда берут подходящий автомобильный двигатель и приспосабливают его на летательный аппарат), то и сам решил купить дельталет с автомобильным двигателем. Плюсы и минусы этого выбора я озвучу ниже.
Мы совсем уже было собрались ехать в Белоруссию, где я подыскал наиболее подходящий для себя по цене и характеристикам вариант, как об этом прослышал один из пилотов, летавших с нами на той же площадке. Зовут его Дмитрий Галежа — запомните это имя и если где услышите его, точно знайте с кем не надо связываться ни за что в жизни: увы, этот человек оставил памятный след в жизни многих незадачливых, доверившихся ему людей. Он предложил мне выгодный бартер: я делаю ему сайт его нового аэроклуба, он за это помогает мне с покупкой телеги (так в нашей среде именуется корпус дельталета), двигателя, редуктора, винта и собирает дельталет. Недорогое, с налетом, крылышко мне помог подобрать Костя. К нему, к Косте, я и пошел советоваться насчет этой идеи Дмитрия. Я обрисовал предполагаемые характеристики дельталета (двигатель планировалось купить от Хонды Цивика в 130 л.с.), они получались очень заманчивыми. Дмитрий обещал за пару-тройку месяцев все сделать. Эх, мне бы еще с кем-нибудь посоветоваться, но я доверился мнению Кости и наслушался велеречивых слов Дмитрия о том, как все это просто, как он не раз уже это делал и как все будет хорошо летать. Одним словом, я принял решение действовать именно так. Телегу я заказал у человека, который делает и продает их одному отечественному производителю дельталетов. «От первого лица», так сказать. Я бросил на кон все, что было: продал машину, все, что зарабатывал, тратил только на дельталет. Телега готовилась всю зиму, и, наконец, поздней весной, мы с Мишкой приехали забирать ее, чтобы докатить до того подвальчика, в котором Дмитрий планировал превратить отдельные части в летательный аппарат. Я даже тогда на радостях опубликовал у себя в ЖЖ вот эту фотку:
Как раз к этому времени «по случаю» нашелся подходящий мотор. Что мотор этот в момент продажи его мне принадлежал другому человеку и был продан без его согласия, я тогда и предположит не мог. Дмитрий, скорее всего, догадывался об этом, но такие вещи его не занимали и он не стал обращать внимания на эту мелочь. Забегая вперед, скажу, что хозяин мотора случайно вышел на меня, позвонил, я обрисовал ему всю ситуацию, так что ко мне у него претензий не было, он хотел только найти этого незадачливого продавца мотора и разобраться непосредственно с ним... с помощью суда
🙂.
Но, как я сказал, происхождение мотора мне в то время не было известно, я доверял Дмитрию, поскольку сам тогда в моторах и технике не понимал вообще ничего. Потянулось долгое время ожидания. Дмитрий что-то лениво поделывал. Все необходимое для мотора приходилось покупать мне (не в смысле денег — это предполагалось, а в смысле выбора правильных комплектующих), Дмитрий палец о палец не ударил — ну, не любит человек лишней заботы, можно понять. Сайт-то уже работает, чего напрягаться зря: пусть клиент сам побегает. Я вздыхал, но делал: договор-то был на словах, «джентельменский» (чтобы я после этого случая хоть раз еще договаривался о чем-либо без бумаги! Ни в жисть!), да и дело нужно больше мне, чем ему. У него всегда «времени не было, давай-ка ты сам купишь что надо, там несложно». И я послушно бегал по автомагазинам, покупал, потом ездил менять... А время шло и шло. Уже было в разгаре лето — мое худшее лето в жизни — я как-то пытался держаться на плаву, цепляться за жизнь и надеялся, что скоро мои крылья поднимут меня в небо и я хоть на какое-то время смогу забыться, оставив всю боль на земле...
Вот так должна была выглядеть моя птичка. Только лучше: более мощный мотор, широкие, закрытые килевыми обтекателями колеса...
Ага, щас. Прошло лето, а дельталет все еще не был готов. В итоге, поняв, что человек просто врет и бездельничает, с Дмитрием я разругался и увез дельталет на другую площадку — как раз в наше нынешнее Батюшково, где мы с Костей собирались обосноваться. Настал сентябрь. Тут бы мне и сообразить, что летательный аппарат не должен быть собран на коленке, что даже автомобильный двигатель применительно к авиации есть специфическая область, которой должен заниматься профессионал... Нет, я послушал еще одного дурного совета, повелся на фразу «опытный двигателист» и отдал дельт в руки уже другого Димы, занимающегося ремонтом машин, доведения автомобилей до раллийного состояния (!), заядлого гонщика и действительно очень квалифицированного автомобильного мастера. Ну что сказать: все, что было возможно, он сделал. Из убогой основы, заложенной Галежей, он собрал на дельталете двигатель. Подключение японских инжекторных моторов на дельталет имеет некоторые особенности: никто пока не сподобился перепрограммировать японские «мозги». Зато перепрограммированию очень хорошо поддается ВАЗовский «Январь» — «мозги» отечественного производства. Но система датчиков у отечественного автопрома... отличается от японских. И дальше начинается подгонка квадратного к круглому. Надо ли объяснять, что процесс требует опыта именно в этом деле, да еще и авиационная область применения двигателя накладывает необходимость учесть ряд серьезных вещей, о которых человек «не в теме» вообще не имеет никакого представления? Галежа и этого бы не сделал никогда в жизни. Но, повторюсь, как смог, Дима справился. И зимой я привез аппарат на поле:
В тот день, как назло, выпал снег. Лыж для дельталета у меня не было, денег на них тоже — я вложил в дельталет все, что было и даже сверх того. Ну, зимой летать много не приходится, Костя давал возможность летать на своем аппарате, мы с Костей, к тому времени, уже успели вместе поработать — я, чтобы хоть как-то заработать, летом очень много катал пассажиров пока Костя отдыхал полтора месяца — сначала выкатывал его клиентов, потом брал пассажиров из тех, кто приходит к нам на площадку покататься. Когда Костя вернулся, я стал искать заказы на аэрофотосъемку — мы несколько раз неплохо заработали на съемке строящихся поселков. В общем, я крутился все лето как белка в колесе, летая в выходные по пять часов в день, пытаясь заработать денег на то, чтобы довести свою птичку до ума. Я ждал его как манны небесной — чтобы развязать себе руки и летать уже только на себя, на своей технике.