28-29 июля 2012 года
Комментарий: этот пост я как-то выкладывал на форум в виде отдельного описания летного дня. Сделаю это еще раз, ради соблюдения датировки. И в дальнейшем буду точно так же выкладывать дубляжи: пусть уж все будет собрано в одном месте, раз уж я этим занялся 🙂
Как обращаетесь к графу, мерзавцы? Запорю! 🙂
Выходные были полны такими воздушными приключениями, что не рассказать о них достойно порицания.
Причем же тут граф? Сейчас расскажу. Но сначала небольшое вступление.
Размышляя о полетах, я недавно понял, что небо — пожалуй, единственная стихия, неподвластная человеческому телу. Только разуму. Посудите сами: человек безо всяких инструментов может путешествовать под землей, по земле, по воде, даже под водой некоторые ухитряются плавать, задерживая дыхание не десятки минут. И только в небе наше тело абсолютно беспомощно. Сколько ни маши руками — а без созданного хитрым разумом инструмента в небо человеку не подняться. И вот этих инструментов человек придумал много и самых разнообразных. Каждый такой «инструмент» дает почувствовать новую, невиданную доселе грань этого бесконечно прекрасного Неба.
В субботу нам с Таней повезло оказаться пассажирами воздушного шара. Виталий, мой тезка и пилот этого прекрасного воздушного судна, полетав со мной на прошлых выходных на дельталете, пригласил нас с Таней отведать воздухоплавания. И вот, в субботу, он забрал нас с аэродрома и повез на место сбора аэронавтов.
Когда все пассажиры и экипажи прибыли, после определения направления, силы ветра и совещания у карты, было принято решение вылетать из поселка Ильинский, что недалеко от Яхромы. Доехали до места — и началось действо. Огромные шары распаковывались из мешков для перевозки, которые 4-5 человек с трудом тащили из прицепов на траву («посторонись, аппарат легче воздуха несем!»), цеплялись к лозовым корзинам, наполнялись сперва просто воздухом от больших вентиляторов, а затем, уже подогревались из горелки горячим.
Я, разумеется, не мог не сунуть нос в процесс подготовки к полету: и таскал шары, и корзину доставал, и вот, шар держал во время надувания.
И вот мы все загружаемся в корзину и взлетаем. Я, конечно, снял видео (не очень хорошо, получилось, правда), но даже не буду его выкладывать. Это ощущение ни одно видео не передаст. Воистину, я понял, почему это называется воздухоплаванием. Шар действительно плывет по небу. Ни ветра, ни шума. Время от времени вспыхивает горелка, но тут же стихает, и тогда опять плывешь в тишине и спокойствии. Летишь — а внизу машут руками радостные люди, даже на шашлычок приглашают. Прямо так, с воздуха, и болтаешь с ними, оставшимися внизу, на земле.
Я позвонил Косте, он взлетел на дельталете и немного обжужжал нас
🙂. Я, хоть, посмотрел как это выглядит со стороны, а то своих пассажиров мы толпами возим вокруг шаров, когда это удается, а как это выглядит для пассажиров шара я себе даже представить не мог. Ну, нашему семитонному левиафану эта жужжащая муха была, в общем, до лампочки
🙂. Между прочим, шар запросто гнул деревья, если они попадались на пути. И это вызывало дикий восторг у всех, кто сидел в корзине. Еще пилоты шаров балуют пассажиров вот таким образом: находят дерево пожирнее, опускаются так, чтобы корзина за него зацепилась. Шар летит дальше, а корзина гнет и гнет дерево — как тетиву лука. И в какой-то момент дерево разгибается обратно, а освободившаяся корзина «выстреливает» вперед. Получаются своеобразные качели. И таким образом шар может качаться минут десять. Выглядит совершенно обалденно!
А пролет низко-низко над водой, когда кузнечики и лягушки разбегаются в разные стороны, а в неподвижной воде проявляется отчетливое отражение шара. Я прямо на ходу наклонился, сорвал травинку и некоторое время созерцал воду под нами.
Потом Виталий дал мне поуправлять шаром. Дело оказалось нехитрое (как водится, самое сложное — это посадка, и ее мне, разумеется, не доверили). Только надо понимать, что на каждое действие шар отзывается через десяток-другой секунд. Поэтому мыслить надо не текущим моментом, а планировать действие на полминуты вперед. Поддал жару горелкой — шарик подумает-подумает, да и начнет подниматься. И тут главное дотерпеть, на давать слишком много, а то через некоторое время шар как ошпаренный рванет вверх.
Это плавание по воздуху — великолепная грань драгоценного камня Полета!
Потом была посадка (причем, сразу в автоприцеп, чтобы не на руках тащить тяжелую корзину
🙂), Виталий оказался снайпером
🙂. И вот тут началось самое интересное. Воздухоплавание богато не только обалденным ощущением полета, но и своими веселыми традициями. Предыстория же такова. Братья Монгольфье создали свой шар из обоев (поскольку владели соответствующей фабрикой) и решили полетать на нем. Но Людовиг XVI запретил им подниматься в воздух, сказав, что пусть лучше полетают смертнички из Бастилии. Однако Пилатр де Розье посмел возразить: мол, как же это так — в историю войдут бандиты и разбойники. На что ему тут же было высочайше предложено слетать самому. Что они сделал — вместе со своим другом Маркизом д’Арландом. Полет, в целом, как мы знаем, удался
🙂, король на радостях тут же одарил первых воздухоплавателей графскими титулами и наградил теми землями, над которыми они пролетели. Потом сам ужаснулся подарку (героям отходила часть Парижа, один из королевских замков, земля и еще всякого по-мелочи) и добавил к указу ма-а-аленькое, но существенное замечание: владеют они всей новоприобретенной собственностью только тогда... когда находятся в воздухе! Вот так. Путин по сравнению с хитро... Людовиком отдыхает. С тех пор и повелась традиция: тот, кто впервые полетел на воздушном шаре получает титул одного из тех мест, над которым пролетал. Таким образом, я стал графом Ильинским — прошу любить и жаловать (поклоны, аплодисменты)
🙂. Таня, соответственно, стала графиней Ильинской.
«Вставайте, граф, рассвет уже полощется...» 🙂)
Это была суббота. А следующий день принес совсем другую грань полета, я бы сказал — ровно противоположную и не менее прекрасную.
Встав утром и немного полетав, я начал раздумывать как бы так исхитриться, чтобы слетать в гости в Вихрево. Аэродромчик расположен всего-то в 37 км. по прямой от нас. Походил, подумал, поспрашивал — и выяснилось ,что там сейчас летает Юра, пилот, с которым мы вместе три года назад учились у Кости. Юра давно пересел на самолет и летает на Як-52. Он обрадовался, технические вопросы быстро решились, РП дал мне погоду и мы полетели туда в два аппарата. Летели днем, по болтанке, но с огромным удовольствием! Таня, как водится, штурманила, я высматривал аварийные посадки и «танцевал лезгинку» с трапецией. Но какой же был кайф в этой маленькой локальной борьбе! Я же за этим и шел в авиацию — чтобы путешествовать по небу, смотреть на землю сверху! И вот мы летим. Совсем недалеко, в получасе лету — но сами и в гости! На подходе я скомандовал Тане вертеть башкой и высматривать самолеты, сам тоже принялся оглядывать небо: где-то тут наворачивал учебные конвееры курсант на Вильге. Заметил взлетающий самолет, подгадал время и очень удачно построил заход. Только вышел на посадочный курс — заметил, что за мной выходит на глиссаду Костя (a.k.a softwarengineer), который как раз собирался лететь к нам, но принял мое предложение встретиться вместе в Вихрево, и вернуться к нам уже стаей в три аппарата. А за Костей развернулся Игорь на своем красавце-Аэросе. Так мы цепочкой и спустились с небес — знакомиться с ближайшими к нам авиаторами.
Нас угостили чаем, а потом Юра предложил слетать с ним на Яке. Ну, разумеется я не нашел сил отказаться. Мы забрались на 1500 м. и Юра открутил мне небольшой пилотаж. Петли, бочки, иммельманы, штопор... Я почувствовал, как на перегрузке в 5 ед. начинает уползать вниз лицо
🙂. Вот это был настоящий Полет. Как я сказал, другая его грань: не в тишине и скрипе веревок, а в свисте ветра за кабиной, запахе авиационного бензина, вертящейся вокруг маленького самолета земли и облаков... Это было восхитительно. Но опять, в который раз уже, я возвращался к мысли о наших летчиках Великой Отечественной. Так летать невозможно научиться за 10 часов, которые отводились нашим будущим пилотам. А без этого умения — и еще многих умений и навыков, которые приходят только с опытом! — тебя просто убьют. Сколько же их там погибло — так ничего и не понявших за короткие минуты воздушной бойни юнцов, посланных на смерть мерзавцем Сталиным. И сколько таких же немецких пилотов, убиваемых нашими — теми, кто выжил, научился биться в страшных сражениях предыдущих лет — набранных сволочью-Гитлером отовсюду, лишь бы заткнуть ими дырявое небо фатерланда
🙁(. Кто не летает, может только отдаленно представить себе весь этот ужас. Я, налетав за 75 часов, имея представление о небе и его особенностях, и то сидя в Яке иногда терял в воздухе ориентировку. А тут — 10 часов и лети умирать.
Ладно, это все грустные мысли. После посадки мы душевно распростились с авиаторами Вихрево, сели в свои легкие птички и неспешно потопали домой.
Вот он, самолет на котором я первый раз в жизни почувствовал что такое настоящий пилотаж.
А дома нас ожидала красочная картина: ленивые пилоты под крылом беседуют о своем, а с ними примостился наш новый житель — Кузя. Маленький хулиганистый котенок
🙂.